Спишите. Найдите глаголы. В каком времени они употреблены? Слова-отгадки разберите по составу.
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
В лесу у пня суета, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет.
III. 42. Тема «Глагол»
Замените фразеологизмы синонимами.
Волком выть, во все лопатки, во всё горло, баклуши бить, тянуть волынку, руки не доходят, проглотить язык, плестись в хвосте, извиваться ужом, душа нараспашку, родился в рубашке, с минуты на минуту, ума не приложу, водить за нос.
III. 43. Тема «Глагол»
Прочитайте. Проверьте себя, умеете ли вы различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать? Запишите глаголы в два столбика. В какой форме они употреблены? Выделите ть, ти или чь.
«Не надо, - сказал я, - подушку взбивать, А также простынкой кровать накрывать, А также не надо кровать согревать
Моим одеялом из шерсти верблюда!
Я спать не пойду ни за что, никогда!
Я буду слоняться туда и сюда,
Плясать
Или просто за ухом чесать,
Но спать, безусловно, я больше не буду! Кататься верхом на слоне - это да!
Запеть петухом в тишине - это да. Шептаться со львом при луне - это да. Шататься от стенки к стене - это да,
Но только не спать ни за что, никогда!»
(Ю. Мориц.)
III. 44. Тема «Глагол»
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, что означают слова: ельник, лиственница. Выпишите глаголы настоящего времени.
Зимой в заснеженном лесу зелен.., в бел.. шапочк.. и бел.. шарфик.. ёлочка -перв.. красавица. Густ.. елов.. лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, оттого тут и теплее. Поэтому птицы в непогоду и летят в ельник. Он и от метел.. укроет, и на ночь приютит.
Но есть дерево, у которого хвоя к осен.. желтеет и осыпается. Поэтому-то и назвали это дерево лиственницей.
(Из «Энциклопедии для детей»)
Ш. 45. Тема «Глагол»
Прочитайте. Что вы узнали о ящерице-круглоголовке? Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов.
От жары и опасности ящерица - круглоголовка зарывается в песок. Да так быстро, словно тон..т в нем. А вот так она врагов пуга..т: хвост пружиной закрут..т, пасть раскроет - даже страшно! Но на самом деле круглоголовка совсем не опасна.
(Из «Энциклопедии для детей»)
Ш. 46. Тема «Глагол»
Прочитайте. Что нового вы узнали о животных? Выпишите глаголы настоящего времени. Укажите их лицо и число. Выделите окончания.
Зебры прячутся в высокой траве, кустарниках. Бродят по саваннам бесчисленные стада антилоп. В тени акации прячутся жирафы. Прекрасно бегает самая большая на свете птица - страус. В реках и озерах водятся бегемоты. Пасть у бегемота огромная, а питается он травой.
(Из «Энциклопедии для детей»)
Ш. 47. Тема «Глагол»
Меч..ся поползень между лесом и огородом и ничего-то от жадности не замеча... Не вид.., что давно за ним из кустов синицы следят. То глаз из-за листа блеснёт, то нос из-за сучка высун..ся. Подсматривают, куда ворованные семечки пряч... (Н. Сладков.) |
Прочитайте. Подумайте, как образовалось слово «поползень». Спишите, вставляя безударные окончания глаголов. Обозначьте спряжение.