Либерализм и течения, противостоящие ему

В этот период обостряется борьба трех течений, определивших по­литический климат ХIХ-ХХ вв.:

Либерализма, идеология и теория которого имеет в качестве ис­токов основные тезисы: а) личные права, неприкосновенность личности, свобода каждого индивида, частная собственность суть наивысшие социальные ценности; б) реализация данных ценностей обеспечивает раскрытие творческих потенций личности, что одновременно введет к расцвету общества и государственной организации. Во­круг них концентрируются другие ценности либеральной идеологии: рационалистические представления о праве, конкуренции, правовом государстве, конституционализме, разделении властей, народном представительстве, самоуправлении и т.п.

Консерватизма, не имевшего в отличие от социализма и либера­лизма определенно очерченного концептуального ядра. Здесь группи­руются идеи не только собственно консервативные, но и традициона­листские, религиозно-моралистские, позитивистские. В Германии – это идеи Людвига фон Галлера (1768-1854) и Адама Мюллера, во Франции – Жозефа де Местра (1753-1821) и Луи де Бональда(1754-1840), а также социолога Огюста Конта (1798-1857), изложив­шего проект социальной организации общества, построенной на прин­ципах позитивизма, корпоративной ассоциации, духовный авторитет в которой принадлежит философам, материальные возможности – ка­питалистам, обязанность трудиться – пролетариату.

3. Социализма, первоначально развивавшегося в форме утопичес­кого социализма. В основе его идей лежали представления о справед­ливости, имеющие религиозные истоки, радикально понимаемые идеи равенства, приоритета всеобщего труда, наказания паразитизма, рав­ного вознаграждения за труд, солидарности, принципы социальной по­литики, социального партнерства, классового мира, кооперации про­мышленности и науки, профсоюзного и кооперативного движения, государственного регулирования экономики. Наиболее известными представителями утопического социализма были французы Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, англичанин Роберт Оуэн. Возникли рево­люционные социалистические идеи (Г. Бабеф). В дальнейшем усилия­ми Маркса и Энгельса социализм превратился во влиятельное идейно-политическое учение рабочего движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: