Вопросы нравственности и свободы в либерализме Милля

Взгляды Джона Стюарта Милля (1806-1873) изложены в трудах «О свободе», «Представительное правление», «Основы политической экономии». Ученик Бентама, он отходит от его утилитаризма, разра­батывая постулаты своего учения.

Расширение оснований нравственности. Нравственность нельзя базировать целиком, как у Бентама, на личной экономической выгоде индивида и на вере в то, что удовлетворение корыстного интереса каждого человека автоматически приведет к благополучию всех. Принцип достижения личного счастья (удовольствия) должен быть органически связан с идеей согласования интересов индивидов и об­щества.

Конструирование «нравственных» моделей общества: «выбор по­литических учреждений скорее с моральной и воспитательной точек зрения, чем с точки зрения материальных интересов». Высшее прояв­ление нравственности (добродетели) – идеальное благородство, про­являющееся в подвижничестве ради счастья других.

Свободный человек. Все вышеперечисленное может быть уделом только свободного человека. Свобода индивида, понимаемая нравст­венно, определяет все политические проблемы. Это – независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого, в границах этой сферы он действует согласно своему собствен­ному разуму.

Свобода – абсолютно необходимое условие. Индивидуальная сво­бода в жизни – необходимое условие самоосуществления индивида и защиты от посягательств извне на его автономию (свободу мысли и мнения выражаемого вовне, свободу действовать сообща с другими, свободу выбора и достижения своих целей, самостоятельное устрое­ние личной судьбы).

Опасность тирании общественного мнения. Автономии индиви­да угрожает не только государство, но и «тирания господствующего в обществе мнения», выражающего взгляды большинства. Его деспо­тизм проявляется в «массовой демократии», чреват подавлением ин­дивидуальности.

Качества индивидов и политические институты. Свобода граж­дан первична по отношению к государству, т.к. оно зависит от воли и умения людей налаживать нормальное общежитие. Государство не является по определению угнетателем добродетельного общества, не­обходимо и самосовершенствование людей.

Реализация свободы и конфликты. Индивидуальная свобода – по­стоянный генератор прогресса общества и определяет пределы наси­лию. Социальные конфликты неизбежны, если навязываются насиль­но. Они разрешаются конструктивными усилиями индивида в соединении с усилиями других свободных индивидов.

Милль о назначении власти и государственности

Власть и общественный порядок. Гарантии индивидуальных сво­бод для всех своих членов не заменяют порядка; повиновение – первый признак всякой цивилизации. «Власть, которая не умеет заста­вить повиноваться своим приказаниям, не управляет». Люди обязаны нести ту долю забот, «которая приходится на каждого, защищая об­щество и его членов от вреда и обид», не нарушая законные права других индивидов. Свободная личность – личность законопослушная. Порядок – условие прогресса, «охранение существующих уже благ всякого рода», условие умственного, нравственного и социального совершенствования человечества. Порядок и прогресс взаимозависимы: «Лучшим правительством для всякого народа будет то, которое мо­жет помочь народу идти вперед».

Цели государственности: прочность и стабильность порядка, за­щита интересов личности, содействие росту благосостояния людей, увеличение положительных социальных качеств в индивиде.

Представительное правление. Народ «должен руководить, когда ему захочется, всеми мероприятиями правительства», исходя из пра­ва всех людей участвовать в общем управлении, непосредственной причастности народа к устройству и деятельности государства, его ответственности за состояние государства.

Требования к учредителю представительного правления. Учреди­тельный выбор в принятии данного правления – решающее условие. «Народ должен иметь желание и способность выполнить все необхо­димое для поддержки,...способность выполнять обязанности и функ­ции, возлагаемые на него этой формой правления».

Разделение властей – существенный признак правильно функци­онирующего государства, качества государственного механизма. Осо­бенно важно четкое разграничение компетенции законодательной и исполнительной властей.

Функции законодательной власти: законотворчество, контроль и отстранение от должности членов правительства, злоупотребляющих полномочиями, выражение жалоб граждан и различных мнений об­щества.

Полномочия правительства. Представительная власть стремится вмешиваться в управление, но задачи последнего должны решаться административной властью, исполняющей законы и обращающейся в суд для восстановления силы закона.

Управление и целесообразность. «Правительственные функции меняются, следуя различным состояниям общества: они обширнее у отсталого народа, чем у передового... общепризнанные функции госу­дарственной власти простираются далеко за пределы любых ограни­чительных барьеров;...функциям этим вряд ли можно найти...обосно­вание..., помимо соображений практической целесообразности».

Авторитаризм и деградация общества. Авторитаризм прави­тельства ведет к иждивенчеству граждан, подмене своей чрезмерной деятельностью свободной индивидуальной и коллективной деятельности. Народ поражается социальной пассивностью, угасанием созна­ния личного достоинства, ответственности за происходящее. Граж­данская деградация влечет деградацию государственную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow