Как я обычно реагирую на конфликтную ситуацию

Стиль разрешения конфликта Отношение к стилю
Использую чаще Предпочитаю Использую реже Чувствую себя наименее комфортно
Соперничество / конкуренция (активно отстаиваю собственную позицию)        
Уклонение (стараюсь избегать участия в конфликте)        
Сотрудничество (ищу пути совместного решения проблемы)        
Компромисс (ищу решение, основанное навзаимных уступках)        
Приспособление        

В процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в таблице.

Технологии управления конфликтами

Название Основное содержание
Информационные Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искажённой информации; устранение слухов и т. п.
Коммуникативные Организация общения между субъектами конфликтноговзаи-модействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения
Социально – психологические Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряжённости и укрепление социально – психологического климата в коллективе
Организационные Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. п.

Для более успешного разрешения конфликта желательно не только выбрать стиль поведения в конфликтной ситуации, но и составить карту конфликта (разработана Х. Корнелиусом, Ш. Фейером). С её помощью можно наметить общую стратегию, наиболее характерные этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций. В первую очередь следует постараться определить:

1) проблему конфликта в общих чертах (например, при конфликте из – за объёма выполняемых работ следует составить диаграмму распределения нагрузки);

2) истинную причину конфликта (хотя часто сделать это очень трудно);

3) действительных участников конфликта (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);

4) подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта, т. к. именно они лежат в основе практически любого конфликта;

5) существовавшие до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта;

6) отношение к конфликту лиц, не участвующих в нём, но заинтересованных в позитивном его разрешении.

По мнению специалистов такая карта позволит:

1. Ограничить дискуссию определёнными формальными рамками, что в значительной степени позволит избежать чрезмерного проявления эмоций, т. к. сам процесс составления карты требует переключения сознания человека с эмоции на разум.

2. Создать возможность совместного обсуждения проблемы, позволить высказать людям их требования и желания.

3. Уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других.

4. Создать атмосферу эмпатии, т. е. возможности увидеть проблему глазами других и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты.

5. Выбрать наиболее оптимальные пути разрешения конфликта.

Прежде чем переходить к разрешению конфликта, необходимо ответить на вопросы:

- хотите ли вы благоприятного исхода;

- что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;

- как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;

- нужен ли посредник для разрешения конфликта;

- в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать решения.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТА

1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведёт к аффективным вспышкам, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и действия.

2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своём предложении, не отвергайте предложение партнёра по общению. Постарайтесь проанализировать все предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.

3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя. Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.

4. При повышенной агрессивности постарайтесь снизить её внутреннее напряжение. Но разряжаться на окружающих – это не выход, а выходка. При потере контроля над собой следует замолчать самому и не требовать этого от партнёра по общению. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнёра.

5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Этим вы обязываете его быть лучше.

6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросить его что делать. Это снимет критический настрой и переключит собеседника с эмоций на осмысление ситуации.

7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства.

8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнёру ответственность за возникшую ситуацию.

9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношений.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАВЕРШЕНИЯ КОНФЛИКТА

ЗАВЕРШЕНИЕ КОНФЛИКТА

       
   


               
       
 


П Е Р Е Г О В О Р Ы

                   
   
   
  С о т р у д н и ч е с т в о
 
   
 
   
 
   
 
 


ГЛОССАРИЙ

Автономия – независимость от внешних условий.

Авторитарный – (от лат. auctoritas – власть) – основанный на личной власти, личной диктатуре.

Авторитет – (от лат. auctoritas – власть, влияние) – 1) влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; 2) особый тип влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей.

Агрессия – 1) мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящим вред объектам нападения (одушевлённым или неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т. д.); 2) совокупность действий, физическое или вербальное поведение, цель которого состоит в нанесении ущерба, вреда кому – либо или чему – либо.Бывает ситуативная и личностная.

Агрессивность – не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция), неспровоцированная враждебность человек по отношению к людям, окружающему миру; 2) свойство или черта характера, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру.

Агрессивный стиль – (от лат. aggreddiri - нападать) – деструктивный стиль поведения, вызванный стремлением преодолеть препятствие или устранить источник раздражения путём прямого или косвенного причинения вреда.

Адаптация – (от лат. adaptare– приспособлять) - приспособление к физической или социальной среде, к окружающим условиям. Адаптация для человека имеет два спектра – биологический и психологический. Первый – общий для человека и животных – включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещённости и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере какого – либо органа или ограничению его функций. Психологический аспект (социальный) – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества ис собственными потребностями, мотивами и интересами.

Адаптация психологическая – осуществляется путём усвоения человеком норм и ценностей данного общества (социальной группы, семьи). Основные проявления психологической А. – взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения психологической А. являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Процесс психологической А. проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально – трудового становления.

Активность – группа качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности. Реализуется либо в умственном, либо в двигательном (в т. ч. речедвигательном) плане, а также в общении (Небылицын, 1976).

Альтернатива - (от лат. alter – один из двух) – необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений, вариантов.

Альтернативное решение – одно из возможных решений некоторой проблемы, столь же правдоподобное, как и другие решения. А. р. проблемы оспаривает справедливость возможного другого решения. При наличии нескольких а. р. одной и той же проблемы ни одно из них не считается полностью и окончательно правильным.

Альтруизм – (франц. аltruisme, от лат. alter – другой) – бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизму.

Астенические эмоции – эмоциональные переживания, снижающие общий тонус организма, его активность и работоспособность (например, состояние подавленности, отчаяния, грусти и т. п.).

Ассертивность – социальное качество личности, проявляющееся в ориентации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимодействия. Ассертивность характеризует личностно зрелого человека, который точно знает, что он хочет и чего не желает и может это выразить без агрессивных реакций по отношению к другим людям. Ассертивность предполагает умение субъекта защищать свои интересы и отстаивать свои права, не ущемляя прав других.

Ассертивное поведение – см. ассертивность.

Аффекты – (от лат. affectus– душевное волнение, страсть) – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. Обладая свойствами доминанты аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы и навязывают тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (например, бегство, агрессию), сложившийся в биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Другая важная регулирующая функция аффектов состоит в образовании специфического опыта – т. н. аффективных следов (аффективных комплексов), актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами породившей аффекты ситуации и предупреждающих о возможном её повторении. У человека аффекты могут вызываться нарушениями его социальных отношений (например, несправедливость, оскорбление). Иногда аффекты возникают в результате повторения ситуаций, вызывающих отрицательное состояние и в таких случаях происходит аккумуляция аффектов, следствием чего являются вспышки бурного, неуправляемого поведения (аффективный взрыв).

Аффект неадекватности – интенсивное переживание, возникающее как результат неудовлетворения притязаний, обусловленных предшествующим жизненным опытом (включающим установленную самооценку, привычный стиль самоотношения и взаимодействия с другими людьми, систему ожиданий и т. д.).

Аффилиация – (от англ. affiliation– соединение, связь) – 1) потребность человека в установлении и сохранении на долгое время добрых, эмоционально положительных отношений с окружающими людьми; 2) стремление к эмоциональному сближению с людьми; 3) потребность (мотивация) в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви. Аффилиация проявляется в стремлении быть в обществе других людей, взаимодействовать с окружающими, оказывать кому – либо помощь и поддержку и принимать их от него. Потребность в аффилиации формируется в отношениях с родителями и сверстниками и зависит от стиля воспитания. Она усиливается в ситуациях, порождающих стресс, тревогу и неуверенность в себе. Блокирование потребности в аффилиации порождает чувство одиночества, бессилия и вызывает состояние фрустрации.

Базальные эмоции – врождённые эмоции, на базе которых развиваются более сложные социально детерменированные эмоциональные процессы, состояния и эмоционально – личностные качества. Б. э. немногочисленны: радость, горе (печаль), страх, гнев, удивление, отвращение. Общепринятой классификации Б. э. не существует и возникают они при стимуляции различных подкорковых зон мозга.

Вариативность – базовая черта поведения, определяющая многообразие его форм.

Взаимодействие – 1) это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; 2) это совместная деятельность двух (и более) человек, в ходе которой происходят изменения в психической реальности каждого из них. Эти изменения каждым участником взаимодействия переживаются как следствие присутствия другого человека. Важнейшим признаком взаимодействия является наличие переживаний сходства и непохожести его друг на друга. Эти переживания опосредованы наличием общего для всех взаимодействующих предмета их совместной активности. 3) стимул со стороны одного лица и связанная с ним реакция другого (по Э. Бёрну).

Взаимоотношения (межличностные отношения) в малой группе – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия её членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Взаимопонимание – социально – психологический феномен, сущность которого проявляется: 1) согласовании индивидуального осмысления предмета общения и 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнёров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.

Виктимология – отрасль знания, изучающая виктимность.

Виктимность – (от англ. victim– жертва) – «предрасположенность» человек выступать в определённых обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима. Данное понятие разработано в рамках юридической психологии, но используется и в социально – психологических исследованиях в связи с разработкой проблем социальной адаптации и социализации личности.

Влияние людей друг на друга – сознательное или бессознательное воздействие людей друг на друга, ведущее к определённым изменениям в их сознании и психике, характере взаимодействия, взаимоотношений и общения между ними, социально – ролевых отношениях, совместных условиях жизни и деятельности в целом.

Возбуждение психомоторное – представляет собой острое состояние, требующее оказания неотложной медицинской помощи. Оно характеризуется возникновением бурной двигательной реакции, когда больные начинают метаться, бегать; могут наносить повреждения себе и окружающим, заламывать руки, гримасничать. В этих случаях необходимо принять меры по обездвиживанию больного.

Воздействие – переживание человеком изменений своей психической или физической реальности, возникающих под влиянием различных сил. Воздействие характеризуется мерой изменения, которая определяется в границах болевой чувствительности к разным видам воздействия, - физических и психических. Мера изменения является тем обоснованием для организации воздействия, которая связана с переживанием границ Я как собственных. Так и другого человека.

Воля – динамическая направленность психической активности человека, диапазон которой – от слабого желания до непоколебимой решительности в достижении поставленной цели, Воля проявляется как психическое переживание человека типа «Я должен», «Надо» и т. п. Волевое поведение включает в себя такие факторы, как осознание своих интересов, постановку целей и принятие решений.

Депрессия – характеризуется стойким снижением настроения, тоской, тревогой, замедленным темпом мышления и речи, двигательной заторможенностью. Больные обвиняют себя в якобы совершённых преступлениях, пессимистически оценивают будущее. Иногда считают, что они не больны и не нуждаются в лечении, а заслуживают наказания. Депрессивные состояния часто сопровождаются мыслями о самоубийстве и попытками к его осуществлению. В попытках реализовать суицидальные тенденции, больные могут проявить чудеса изобретательности, терпения. В период депрессии заторможенность может достигать такой степени, что больные полностью обездвижены, теряют интерес ко всему (ступор).

Защитные механизмы – внесознательно обусловленные процессы, направленные на снижение тревоги; замещающая форма разрешения внутриличностных конфликтов.

Защита психологическая – переживание человеком тайны его Я как реальности, обозначение для другого человека меры воздействия на собственное Я. Защита возможна как осуществление человеком жизни в одном из её проявлений с целью сохранения тайны Я.

Импульсивность – поведенческая переменная, характеризующая склонность человека действовать сразу после возникновения влечения (Kogan, 1966). Стремление действовать по первому побуждению.

Индивидуальность – 1) сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей; 2) совокупность неповторимых, уникальных свойств данного человека, отличающих его от других людей. В социальной психологии – противоположность уникальных психических характеристик человека групповым (коллективным).

Индивидуальный стиль деятельности – индивидуально – своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек, в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности (Климов, 1969).

Индивидуализм – (от лат. individuum– индивидуум, особь) – понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над групповым или общественным интересом; совокупность идей и практических принципов, согласно которым благо человека, его свобода и личностное развитие является высшей целью, а функционирование социальных институтов и групп – основой и средством для достижения этой цели; в житейском плане индивидуализм часто ассоциируется с эгоизмом.

Индивидуум (индивид) – (от лат. individuum – неделимое; особь) – отдельный человек.

Инстинкт – (от лат. instinctus– побуждение) – совокупность врождённых физиологических и психических реакций организма на внешние и внутренние раздражения. Проявляется как сложный безусловный рефлекс (пищевой, половой, хватательный, оборонительный и др.). Мак – Даугалл (англ. психолог) обосновал теорию инстинктов социального поведения людей. На роль врождённых инстинктов в социальном поведении людей указывали также немецкий психолог В. Вундт и американский психолог У. Джемс, который отводил инстинктам руководящую роль в определении человеческого поведения и «душевных процессов». Американский социолог Ф. Г. Гиддингс указывал на существование групповых инстинктов или «инстинктов ассоциации», формирующихся на сознательном и подсознательном уровнях. Глубокую разработку теории инстинктов дал З. Фрейд и его последователи.

Комплимент – (от фр. compliment) – похвала, лестные слова.

Компонент – (от лат. componens– составляющий) – составная часть, элемент чего – либо.

Компроментация – (от фр. compromettre– подрывать репутацию) – оглашение сведений, порочащих кого – либо, подрывающих доверие к кому – либо в коллективе, обществе.

Компромисс – (от лат. compromissum) – соглашение на основе взаимных уступок.

Конвергенция – (от лат. convergo– приближаюсь, схожусь) – схождение, взаимоуподобление элементов. Противопоставляется дивергенции.

Конверсия – (от лат.сonversion– изменение, превращение) – замена старого и образование нового путём перевода данной основы в другую парадигму.

Конгениальность – (от лат.сon– вместе и genius – дух) – сходство по духу, образу мыслей, художественной манере и т. п.

Конкуренция – (от позднелат. concurrentia– сталкиваться) – открытое соперничество людей, групп или организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определённой общественной сфере.

Конкурс – (от лат. concursus– стечение, столкновение) – соревнование для выявления наилучших из числа участников, представленных работ и т. п.

Консенсус – (от лат.сonsensus– согласие, единодушие) – принятие решений или договоров на международных конференциях или совещаниях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений.

Консерватизм – (фр. conservatismeот лат. conservo– охраняю, сохраняю) – приверженность к старому, отжившему и вражда к новому, передовому.

Контакт – (от лат. contactus – прикосновение) – 1) соприкосновение, соединение чего – либо; 2) поверхность, место, зона соприкосновения чего – либо; 3) связь, взаимодействие; согласованность в работе; взаимопонимание.

Контр – (от лат. contra– против) – часть сложных слов, обозначающая активное противодействие, противопоставление, противоположность тому, что выражено во второй части слова (например, контрреволюция).

Контроверза – (фр. controverse) – разногласие, расхождение, спорный случай, вопрос.

Конфиденциальный – (от лат. confidentia– доверие) – доверительный, секретный.

Конфликт – (отлат.сonflictus – столкновение) – столкновение двух и более разнонаправленных сил (людей, социальных групп, государств) за обладание тем, что одинаков высоко ценится сторонами; 2) столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия, сопровождающееся негативными переживаниями; 3) высшая степень развития социальных противоречий, острое столкновение противоположно направленных мнений, позиций, сил. Выделяют объективную и субъективную стороны конфликта. Первая представляет собой те объективные обстоятельства, в связи с которыми и по поводу которых возник конфликт, вторая – сознание и воля участников конфликта.

Конформизм – (от позднелат. conformis– подобный, сообразный) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Конформность – 1) податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок; 2) тенденция адаптироваться к поведению, установкам и ценностям членов референтной группы. Нормативнаяконформность является следствием социального контроля и способствует социальной адаптации. Чрезмернаяконформность отрицательно влияет на человека, вынуждая его отказываться от своих взглядов в пользу большинства, господствующего мнения. Различают конформностьвнешнюю и внутреннюю; есть уровни конформного поведения.

Конфронтация – (от франц. сonfrontation – противоборство) – столкновение социальных групп, классов, а также их интересов и убеждений (например, политическая к., военная к., политическая к.).

Концентрация – (позднелат. concentratio) – сосредоточение, скапливание, собирание кого – либо, чего – либо в каком – либо месте (например, к. сил).

Конъюнктура – (позднелат. conjuncturaот лат. conjungo– связываю, соединяю) – сложившаяся обстановка, создавшееся положение, временная ситуация в какой – либо области общественной жизни (например, международная к.).

Корректность – (от лат. correctus– исправленный, улучшенный) – тактичность в обращении с людьми; вежливость, учтивость.

Культурный контекст – устойчивый набор ценностей, стереотипных представлений, правил поведения, разделяемых большинством членов данного социального окружения.

Легитимный – законный.

Мораль – (от лат. moralis– нравственный) – совокупность нравственных норм, получивших в отличие от простого обычая или традиции идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого и пр.; исполнение требований морали санкционируется только формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения); включает непреходящие духовные идеалы, а также исторически преходящие нормы и принципы; изучается специальной философской дисциплиной – этикой.

Мотив – (от лат. moveo– двигаю) – причина поведения.

Мотивы поведения – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека; определяют активность субъекта и направленность его деятельности.

Образ жизни – вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения людей.

Оппонент – (от лат. opponentis– возражающий) – 1) противник в споре; 2) лицо, которому поручена оценка диссертации или доклада.

Оптимальный – наилучший, наиболее соответствующий определённым условиям и задачам.

Оптимизм – (от лат. optimus– наилучший) – представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро. Термин введён для характеристики учения Г. В. Лейбница о существующем мире как наилучшем из возможных. Противоположность оптимизму – пессимизм.

Оптимизация – 1) процесс выбора наилучшего варианта из возможных; 2) процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние.

Оптимум – (от лат. optimum– наилучшее) – совокупность наиболее благоприятствующих условий; наилучший вариант решения задачи или путь достижения цели при данных условиях и ресурсах. Достижение максимального эффекта при минимальных затратах.

Паритет – (нем. paritätот лат. paritas– равенство) – принцип равного представительства сторон. Наиболее распространён при согласительном рассмотрении трудовых споров и трудовых конфликтов.

Период –(от греч. periodos – обход, круговращение, определённый круг времени) – 1) промежуток времени, охватывающий какой – либо законченный процесс; 2) этап общественного развития, общественного движения; 3) крупный интервал геологического времени, которые подразделяются на геологические эпохи; 4) в музыке и в поэтике.

Период колебаний – наименьший промежуток времени, через который колеблющаяся система возвращается к исходному состоянию. Период колебаний – величина, обратная частоте колебаний.

Периодизация – деление процессов развития на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями природы и общества.

Перипетия – (от греч. peripeteia) – неожиданное обстоятельство, вызывающее осложнение, внезапная перемена в жизни.

Перманентный – (фр. рermanent, от лат. permaneo – остаюсь, продолжаюсь) – непрерывно продолжающийся, постоянный.

Поведение – наблюдаемые действия, характеризующие субъективное взаимодействие с различными фрагментами реальности.

Позиция – 1) это момент фиксации отношения, 2) переживания сопротивления воздействующих сил, 3) определение психологической дистанции по отношению к воздействующей силе, 4) переживание границ Я и возможностей их изменения. Позиция – это интегральное психологическое образование, способствующее возникновению переживаний дискретности различных проявлений модальностей психической реальности относительно потока жизни.

Позиция во взаимодействии – выраженное и зафиксированное специальными средствами общения отношение человека к другому человеку или предмету.

Предпочтение – наиболее частое повторение одного параметра по сравнению с другими в общем паттерне признаков. Система предпочтений является одним из основных механизмов, сопрягающих индивидуальные свойства субъекта с реализуемыми им способами взаимодействия с миром.

Престиж – (от франц. prestige– обаяние, очарование) – авторитет, влияние; уважение статуса, сложившиеся в обществе мнения.

Привычки – установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях.

Проблема – сложный, требующий решения научный или практический вопрос, как правило, такой, прежние попытки решения которого нельзя признать вполне удовлетворительными. Проблема – это вопрос, который всё ещё стоит на повестке дня и требует своего решения.

Психологическая совместимость – эффект взаимодействия в группе, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого.

Рациональное – (от лат. rationalis– разумный, - разум) – основанное на разуме, логических доказательствах, целесообразное.

Регресс – (от лат. regressus– возвращение, движение назад) – ухудшение, снижении уровня, возврат более высоких форм развития к низшим; развитие общества, при котором негативные сдвиги превышают позитивные; противоположно прогрессу.

Реорганизация – преобразование, перестройка, изменение структуры и функций учреждений, организаций и др.

Ресурсы – (от франц. resource – вспомогательное средство) – запасы, возможности, денежные средства, ценности, источники средств, доходов (например, природные р., экономические р.).

Рефлексия – качество психической реальности, проявляющееся в возможности человека самому контролировать свойства своей психической реальности через овладение её строением.

Рефлексия социальная – самовосприятие индивида, обусловленное его взаимодействием с социальными субъектами.

Совладание – умение справляться с ситуацией, оцениваемой как угрожающая. Психология совладания – (от старорус. лад, сладить – т. е. одолеть, справиться) – раздел психологии индивидуальности, посвящённый изучению механизмов конструктивного поведения человека в стрессовых ситуациях и трудных жизненных обстоятельствах. Стратегия совладания в поведении – основанная на осознаваемых усилиях регуляция эмоционального и интеллектуального напряжения с целью более оптимальной физиологической либо психологической адаптации субъекта к внешним обстоятельствам. Тренинг развития навыков совладания со сложными ситуациями – разработанная на основе теории самоактуализации и концепции совладания со стрессами и жизненными кризисами система групповых и индивидуальных занятий (Либина, 1995), направленная на совершенствование навыков адекватной оценки и выбора оптимальных стратегий поведения в различных жизненных обстоятельствах.

Солидарность – деятельное сочувствие каким – нибудь мнениям или действиям.

Социальная ценность – понятие, характеризующее социально – историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определённых явлений действительности.

Социальное – общественное, порождённое взаимодействием больших масс людей.

Стиль человека - (от греч. stylos– стержень для письма) – это устойчивый целостный паттерн индивидуальных проявлений, выражающийся в предпочтении конкретной формы взаимодействия субъекта с физической и социальной средой. Структура стиля представляет собой определённый тип связей между параметрами индивидуальности, с одной стороны, и между этими параметрами и ситуативными переменными – с другой. «Стиль – это способ взаимодействия человека с миром» (афоризм де Бюффона).

Стиль личности – характеристика системы операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств (Allport, 1937).

Стиль человека – (от греч. stylos– стержень для письма) – 1) устойчивая субъектно – специфическая система способов, приёмов, осуществления человеком разных типов активности; 2) интегральная характеристика формально – динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом определённой формы взаимодействия с физической (предметной) и социальной (коммуникативно – символической) средой.

Стратегии взаимодействия – совокупность преобладающих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми в конкретной ситуации. Определяются по соотношению тенденций направленности на себя и направленности на партнёра в процессе взаимодействия. Выделяют пять основных стратегий взаимодействия: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление и избегание.

Структура – совокупность жёстко закреплённых и взаимосвязанных элементов.

Сценарий межличностных отношений – план жизни, формирующийся в раннем детстве и по-разному «переписываемый» с возрастом, причём сюжет и концовка по существу не меняются.

Управление – процесс принятия решений, организация производства, контроль за деятельностью людей.

Установка – направленность сознания субъекта в определённую сторону и на проявление определённой активности (Д. Узнадзе, основатель учения об установках). Установки присущи как сознательным, так и бессознательным действиям людей. Для возникновения той или иной установки необходимы соответствующая потребность и ситуация её удовлетворения. Сформировавшаяся психологическая установка объективируется в деятельности людей, в создаваемых ими предметах культуры и в общении между собой.

Установка социальная – социально – психологическое понятие, обозначающее предрасположение, индивида или группы определённым образом реагировать на те или иные явления социальной действительности. Выражается в общей ориентации субъекта восприятия на социальный объект. Установка всегда предшествует действию и включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, а также их функции (приспособления, познания, саморегуляции, защиты).

Фактор – (от лат. factor– делающий, производящий) – причина, движущая сила какого – либо процесса, явления, определяющая его характер или отличительные черты.

Фрустрация – (от лат. frustracio– неудача) – тревожность, чувство безысходности, подавленность.

Ценность – (от греч. axios– ценность) – то, что имеет значение для жизнедеятельности отдельного человека и других субъектов, для удовлетворения их потребностей и реализации их интересов. В зависимости от субъектов, ориентированных на те или иные ценности, выделяют личностные, групповые, классовые, национальные, общечеловеческие и другие ценности. По своему содержанию ценности делятся на материальные, духовные, политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др.

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к себе и явлениям окружающего мира. Чувства относительно устойчивы (в отличие от эмоций), поскольку имеют мотивационную основу.

Эгоизм – (франц. egoisme, от лат.ego - я) – себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей.

Эксцентричность – поведение, ставящее личность вне общепринятых в данное время и в данной группе норм.

Эмпатия – 1) механизм перцепции социальной, способ понимания одного человека другим посредством постижения его чувств и эмоциональных состояний (эмоциональное отождествление); 2) основанная на высокой чувствительности способность проникаться переживаниями другого.

Этика – (от греч. ethos– обычай, нрав) – учение о морали и нравственности. Впервые введён Аристотелем для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Этика в деловом общении – учение о проявление морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнёров.

Этикет – (от фр. etiguette) – 1) принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое; 2) установленный порядок и внешние формы поведения где – либо (например, дипломатический этикет); деловой этикет – представляет собой совокупность правил и форм поведения при взаимоотношениях деловых партнёров. Они используются при знакомстве, проведении беседы, переговоров, расставании с партнёром и т. д. Правила этикета заключают в себе эстетические и нравственные характеристики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: