Разные СМИ – разные подходы

Итак, журналист заинтересовался вашей организацией, позвонил и назначил встречу (либо вас пригласили в студию). Ваши действия? Первое, что стоит выяснить – какое именно СМИ он представляет. Если название передачи или газеты вам ничего не говорит, прежде чем соглашаться, найдите в интернете программу, послушайте радиоэфир, пролистайте номера газеты или журнала, откуда к вам обратились. Так вы сможете сориентироваться, а главное, понять, надо ли вам вообще «светиться» в откровенно «желтой» газете, скандальной программе или вести в эфире диалог с ведущим, который любит копаться в чужом «грязном белье».

Есть точка зрения, что любое упоминание некоммерческой организации в СМИ работает на ее раскрутку, и даже скандальный материал может пойти ей на пользу. Видимо, тут логика такая – если скандальное СМИ, которое приличные люди не читают/не смотрят,дает негативную информацию об НКО, то для организации это хорошо – «минус» на «минус» ведь дает «плюс». Однако эта арифметика не всегда верна в неэвклидовом пространстве третьего сектора.

Рецепт тут дать никто не может, каждый решает это сам. Вот несколько советов по работе с разными видами СМИ.

Если к вам обратился журналист печатного издания, выясните, какого объема должен быть материал, в какой форме и в какие сроки он намерен его подготовить. Эта информация поможет понять, какие ресурсы можно задействовать. Если речь идет о новостном формате, журналист обычно не теряет времени на разъезды и ограничивается телефонным интервью о проводимой вами акции или просит дать комментарий какого-либо события для завтрашнего номера. Радиожурналисты тоже иногда просят дать свой комментарий по телефону. Тут надо быть начеку!

Уточните у журналиста, спрашивает ли он лично для себя, чтобы сориентироваться в ситуации, или же намерен сделать запись вашего разговора для дальнейшей публикации или использования в эфире.

Человек, пойманный на ходу, может сказать что-то невнятное, может перепутать цифры и термины, наконец, журналист сам может что-то недослышать или не так понять. На то, чтобы прислать готовый материал вам на сверку, в таком случае времени нет. Что делать?

Не стоит рисковать своей репутацией эксперта, но и отказываться от такого шанса тоже не стоит. Предложите журналисту задать свой вопрос или дать тему для комментария, и возьмите небольшой тайм-аут. Через полчаса - час по телефону вы уже сможете четко и кратко сформулировать свою позицию, и успеете до этого проверить цифры и факты.

Еще один важный момент – следите, чтобы ваша (руководителя) фамилия, должность и название организации были указаны правильно. Чтобы избежать эффекта «испорченного телефона», стоит взять у журналиста адрес электронной почты и прислать точную информацию о себе/организации.

Кстати, можете предложить ему дать комментарий в письменном виде и прислать его по почте. Он будет благодарен – ему не придется расшифровывать запись, а вы практически застрахованы от ошибок.

Если ваша задача – дать в СМИ информацию о готовящейся акции, чтобы пригласить как можно больше народу, учитывайте сроки подготовки материалов в эфир/в печать. Ясно, что если журнал, в котором вы планируете разместить информацию, выходит раз в месяц, то обратиться в издание следует месяца за два (а то и раньше, ведь существует и портфель материалов, и план, и тематические номера).

Если теле- или радиопрограмма идет в записи (а сейчас это практически все передачи, кроме новостей и бесед в прямом эфире), давайте информацию заранее – примерно за месяц до события. Имейте в виду – обычно за один студийный день записывают сразу несколько телепрограмм, иногда даже на месяц вперед. Технологии создания радиопрограмм не так сложны, однако и тут необходимы несколько стадий: сначала надо записать репортаж с представителем НКО, затем автор программы расшифровывает репортаж, выбирая самые яркие эпизоды для программы, и пишет текст для ведущего. Следующий этап – запись ведущего в студии, а потом звукорежиссер сводит все это вместе с музыкальным оформлением в программу, которую уже можно отправлять на эфир. К тому же есть еще и график программ – она выходит один, два или три раза в неделю. Понятно, что ни за один день, ни даже за неделю все это сделать невозможно.

Если речь идет не о новостях, а о более объемных и серьезных журналистских жанрах – репортаже, интервью, очерке или проблемной статье, времени на них дается больше, но и подготовиться вам придется более основательно. Заранее выясните жанр и объем материала, спросите, на каких вопросах журналист хотел бы остановиться подробнее, уточните, понадобятся ли фотографии и какие именно (у вас должна быть наготове подборка).

Если предполагается сделать фоторепортаж, журналист приедет с фотографом, следовательно, вам надо будет подумать не только о том, как будете выглядеть вы, но и предупредить сотрудников, а также выбрать помещение с хорошим освещением. Нелишним будет за вашей спиной разместить ролл-ап с логотипом организации, на стены повесить яркие моменты, дипломы и награды, плакаты вашей последней акции, на видное место поставить призы и кубки, которые вы получили.

Чтобы заинтересовать журналиста, хорошо использовать «метод погружения»: продемонстрировать ему не пустой офис, а суматошные рабочие будни вашей организации, пригласить его принять участие в вашем мероприятии, познакомить с волонтерами РСМ.

В принципе эти же советы годятся и в том случае, если к вам приедет телевидение. Помните только, что на телесъемку в больницах, детских домах, госорганах и других учреждениях, где вы проводите мероприятие, нужно брать специальное разрешение у руководства или даже у вышестоящей инстанции, а в день съемки надо обязательно предупредить руководство и персонал и заказать пропуск не только для членов съемочной группы, но и взять разрешение на пронос камеры и другой аппаратуры.

Не готовьте для телеинтервью длинных монологов. У телевизионщиков обычно мало времени, да и не стоит говорить десять минут, если сюжет будет звучать в эфире одну-две минуты. Начинайте с самого яркого, интересного, или с самой актуальной проблемы. А вот если ваша образная и краткая речь запомнилась журналистам, не исключено, что потом они пригласят вас в студию на программу или на ток-шоу, где у вас будет больше времени.

Если вас пригласили в студию принять участие в теле- или радиопрограмме, тут есть свои особенности. Об этом расскажем ниже. Если предполагается не прямой эфир, а запись в студии, законы тут те же, только вы можете чувствовать себя немного свободнее.

Обычно тогда у ведущего есть время, чтобы до записи познакомиться с гостями, уточнить их фамилии и должности, а у вас в студии есть возможность заново сказать какую-то фразу, уточнить формулировку, если вы сбились или ошиблись, дать комментарий или уточнение.

А вот если вы хотите сделать объявление о сборе средств для конкретного случая, показать выпущенную недавно книгу, рассказать о своих партнерах или компании, которая вас поддерживает – обязательно предупредите редактора и ведущих (особенно если речь идет о прямом эфире). На телевидении и радио все эти объявления могут быть расценены как реклама.

Когда программа идет в записи, записывают обычно несколько больше времени, чем длится эфир, а потом выбирают самые яркие моменты и самые интересные реплики и диалоги. В любом случае телеформат не предполагает длинных монологов с «говорящими головами» – там все время идет смена планов, смена тем, смена выступающих, и все это перемежается вопросами и комментариями ведущего/ведущих, подготовленными заранее репортажами, заставками, отбивками, не надо забывать и о рекламе.

Поэтому – еще раз – для телевидения, да и для радио не стоит готовить длинных речей. Тем более не пытайтесь «вывалить» на аудиторию всю историю вашей организации с самого начала. Тот жанр, к которому наиболее готовы НКО – рассказ об истории и текущей деятельности организации – наименее интересен СМИ.

Так что при общении с редактором и ведущим выясните, какую проблему и в каком аспекте они намерены поднять, и подготовьтесь соответствующим образом, запомнив цифры, факты и выделив самые острые вопросы. А вот брать с собой конспект не стоит – вас скорее всего попросят убрать бумажки, да и странно будет выглядеть, если вы начнете в кадре лихорадочно перебирать листочки, бормоча «где жеэто у меня записано».

Во время эфира главный для вас в студии – ведущий (а для него главный – режиссер эфира, который дает ему указания через радионаушник), и вы должны полностью ориентироваться на него. Не надо повышать голос и перебивать его и других гостей, даже если вам кажется, что про вас совсем забыли, и не дают вам слова. Просто найдите возможность сообщить ведущему, что вы тоже хотите высказаться поэтому вопросу. Если эфир или запись подходит к концу и ведущий просит кратко подвести итоги, выразите свою позицию в двух-трех предложениях, избегая длинной преамбулы.

Вообще во время эфира или записи на телевидении и радио не расслабляйтесь, будьте «в тонусе», потому что вопросы могут быть самые неожиданные, включая личные. Заранее продумайте, какую информацию о себе и своей жизни вы готовы обнародовать, а какую – нет, и придерживайтесь этого правила. Если вам задали вопрос «за гранью», спокойно скажите, что не готовы публично обсуждать эту тему. Надо заметить, что далеко не всегда ведущие в курсе социальной проблематики, но это вовсе не повод, чтобы делать им замечания и «выводить на чистую воду этих невежд» (такое тоже бывает).

Если к вам в организацию приедет журналист с радио, вам следует, во-первых, привлечь сотрудника без серьезных дефектов речи, который способен внятно и четко рассказать о вашей деятельности, а, во-вторых, позаботиться о тихом помещении для разговора. На время интервью в офисе по возможности надо выключить не только телефоны, но и компьютеры, вентиляторы и кондиционеры – все это дает наводку на аппаратуру и ухудшает качество записи. Именно по этой же причине радиожурналистам сложно бывает работать на массовых мероприятиях и конференциях – там трудно найти относительно тихое место для записи. С этим сталкиваются и тележурналисты, которые нередко, ведя репортаж с массовых мероприятий, стараются перекричать музыку или шум. Однако там хотя бы есть картинка, покоторой зритель, даже если ничего не расслышал, может судить о происходящем. На радио картинки нет. Поэтому музыка, звон посуды, объявления в микрофон, цоканье каблуков, громкие разговоры и смех, журчание фонтана – не лучший фон для серьезного разговора. Улица – тоже не самое хорошее место для записи радиоинтервью. Даже небольшой ветер дает «задувание» микрофона, а еще шум и гудки проезжающих машин, сигнализация, сирены, крики детей, лай собак – все это также мешает воспринимать слова эксперта.

Теперь – несколько советов общего плана. Вы, конечно, можете попросить журналиста показать вам материал до публикации, однако он не обязан это делать. Журналист печатногоСМИ обязан согласовать с вами лишь те фрагменты, где он использует вашу прямую речь. Тем более не принято героям участвовать в монтаже теле- и радиопрограмм.

Так что ваша задача – хорошо подготовиться, продумать формулировки и свою позицию по ключевым вопросам. Даже при записи для радио не пытайтесь читать тезисы по бумажке – хоть это и не видно, но прекрасно слышно. И вообще не стремитесь высказать сразу все, что у вас наболело, а выделите самое главное, не говорите опрометчивых слов и не делайте непродуманных заявлений.

Прекрасно, если у вас сложились теплые отношения с пришедшим к вам журналистом. Однако все время помните: вы не просто болтаете с подружкой на кухне, перед вами – представитель средства массовой информации, который сейчас на работе и собирает материал.

Если вы поделились с журналистом какой-то информацией, которую не хотите предавать гласности, обязательно скажите, что это «не для печати (не для эфира)».

Возьмите контакты журналиста, поинтересуйтесь у него датой выхода материала, временем эфира; попросите записать для себя диск, предоставить журнал или газету со статьей. Все эти материалы пополнят пресс-досье организации.

Чтобы добыть эти материалы, вам придется быть упорными и последовательными – честно скажу, журналисты редко по одной просьбе, сделанной при знакомстве, присылают свои статьи или другие материалы. Не потому что они так беспамятны и необязательны – не забывайте, что они каждый день знакомятся с несколькими героями, делают десятки материалов в месяц, и у них порой просто не хватает ресурсов на их рассылку. Например, моя подруга-журналистка делает по 8-10 программ из цикла в месяц, в которых использует до 50 репортажей и интервью. Рассылка материалов десяткам героям программ для нее является дополнительной нагрузкой, на которую часто просто не хватает времени, и она делает это только после присланной на ее почту моей просьбы. Причем отправить она может только текст радиопрограммы, а чтобы прислать звуковой файл, ей надо просить звукорежиссера, который тоже должен потратить часть своего времени на поиск, «переупаковку» и отправку этого файла. Все это я говорю не в оправдание своих коллег – просто хочу объяснить технологию процесса. Еще сложнее устроено это на телевидении – там получить диск с записью материала, особенно если это не телефильм, а репортаж в новостях, практически нереально. Поэтому для НКО особенно важно наладить с журналистом личные контакты – тогда добыть эти материалы будет проще.

Если материалом вы довольны, не забудьте поблагодарить личножурналиста и СМИ в лице главного редактора за внимание к организации и к важной социальной теме. Сообщите, какую реакцию вызвал выход материала, сколько благодаря участию СМИ удалось привлечь жертвователей, кому была оказана помощь. Это может стать основой для серии материалов «с продолжением».

И так, вы в эфире!

Давайте разберемся, почему иногда происходит путаница. Приглашали поговорить по одной теме, а в итоге перевернули все с ног на голову.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть весь процесс создания телепрограммы.

Сначала редакторы ищут темы для эфира, затем рассматриваются кандидатуры гостей. Темы и гости утверждаются «наверху». И только после всех формальностей начинает работать гостевой редактор в связке с редактором эфирной бригады. Его задача обзвонить всех, кто нужен на программе, и обговорить с ними все детали будущего интервью.

Случается, что за несколько часов до эфира главный редактор программы, еще раз подумав, меняет тему интервью или ее корректирует.

Бывает, что за несколько часов до эфира интервью отменяется вообще – к такому повороту нужно тоже быть готовым. Вам, скорее всего, озвучат очень уважительную причину, до правды в этом случае докопаться будет сложно. Да и нужно ли тратить на это нервы?..

Но вернемся к процессу подготовки гостя к прямому эфиру. Итак, гость согласен, тема утверждена. Текст ведущих и вопросы написаны. Обычно вопросы гостям пишет тоже гостевой редактор, но выпускающий редактор, который отвечает за конкретный эфир, может внести в них свою правку. Сами понимаете, что чем длиннее цепочка участников процесса подготовки интервью, тем сложнее все согласовать и предусмотреть. И если кто-то из них неправильно понял свою задачу или выполнил ее некачественно, пострадает гость или ведущий, или тот и другой разом! Что же в такой ситуации делать приглашенному? Как узнать, все ли будет так, как вы ожидаете?

Спрашивайте, уточняйте, проверяйте! Не нужно скромничать. Как только вы переступили порог гримерки, сразу же познакомьтесь с ведущим. Если это невозможно (ведущий уже на эфире или занимается другими делами), нужно еще раз попросить у гостевого редактора распечатку вопросов, которые прозвучат непосредственно во время интервью. Обязательно уточните, сколько времени займет интервью. Как правило, в день эфира такая информация уже имеется. Еще раз хорошо продумайте, какие вопросы более важны, а какие можно опустить. Дело в том, что время в прямом эфире не идет, а летит. Не успеете ответить на первый вопрос, как уже услышите от ведущего: «Спасибо за то, что пришли…».

Конечно, чувство времени в прямом эфире приходит с опытом, но так быть, если такого опыта мало или нет вовсе? Не беда! Если вам в эфире выделено 6-7 минут, то вы успеете ответить на три, максимум, на четыре вопроса. Дома с помощью секундомера можно потренироваться. Несколько раз проговорите свои ответы или даже запишите на видео (можно хоть на мобильный телефон). Что это даст? Во-первых, вы, даже мандражируя, скорее всего, сумеете более или менее внятно говорить в прямом эфире. Во-вторых, сможете оценить, сколько времени у вас уходит на ответы. И вообще – во время эфира чувствуйте себя, как дома. Но не забывайте, что вы в гостях.

Есть такое понятие как «бэки», от слова background (в переводе с английского – фон, исходные данные). Бэки, подготовленные редактором, заранее высылаются ведущим по электронной почте, и распечатываются непосредственно перед эфиром. Кстати, вы тоже можете подсказать редактору, где найти достоверные источники информации о вас и вашей организации. Ведущие в идеале должны досконально изучить по бэкам тему будущего интервью и быть во всеоружии. Но это в идеале. На самом деле, если в программу приглашают несколько гостей, которые будут говорить на разные темы, то разобраться во всех хитросплетениях той или иной проблемы просто нереально. Конечно, надо надеяться, что ведущий прочел перед эфиром эти самые бэки, но, возможно, это все, что он знает о вашей теме.

Поэтому, когда вы уже в студии и на вас надевают микрофон, не постесняйтесь еще раз уточнить у ведущего вопросы, которые он намерен задать. Расставляйте сами акценты в интервью. Если вы чувствуете, что вас ведут «не в ту сторону», не бойтесь развернуть беседу в нужном вам направлении. Но делать это желательно ненавязчиво, чтобы не было склоки в эфире. Не забывайте, что задача ведущего – сделать беседу интересной всем.

И если ведущий почувствует, что беседа пробуксовывает, он может задать неожиданный для вас вопрос. Или начнет с вами спорить, или...впрочем, существует масса способов вызвать у вас эмоции, расшевелить.

Неудобные вопросы, бывают и такие. Человек, не работающий на радио или телевидении, приходя на прямой эфир, даже если он не волнуется, все равно со стороны часто выглядит скованным. Это плохо для эфира, эфир должен быть живым, тогда и интерес зрителей возрастет. И задача ведущего – всегда об этом помнить и делать все, чтобы этот самый интерес не угасал. Вы ведь тоже хотите, чтобы как можно больше людей посмотрело ваше интервью, не так ли?

Бывают во время прямого эфира и не столь полезные «обострения отношений». В моей практике было такое. Начался эфир. Рассказали о проблеме, которуюсобираемся обсуждать, представили гостя, и тут началось – откуда не ждали. Гость вдруг стал выяснять, почему перепутали его должность и назвали не первым заместителем, а просто заместителем, хотя он – именно первый зам! К тому же СМИ, якобы, забыли упомянуть об отделе, в котором он трудится. А он ведь говорил до эфира редактору, чтобы те дописали. Но что-то не сложилось – то ли редакторы не ус пели (ведь речь идет буквально о минутах, иногда и о секундах), то ли техника не сработала, но в итоге в эфире первые две минуты шла никому не интересная разборка. Естественно, гость едва успел ответить на два вопроса, и пришлось завершать только начавшийся разговор.

Что делать в такой ситуации? Если вы понимаете, что вашу должность назвали неточно, подумайте, стоит ли акцентировать на этом внимание и терять драгоценное время? Если же ошибку, с вашей точки зрения, все-таки надо исправить, скажите об этом перед тем, как начнете отвечать на первый вопрос! И постарайтесь не показывать своего раздражения и обиды на ведущего – он, скорее всего, не виноват.

Бывают и неприятные сюрпризы. Иногда в эфир на одну и ту же тему приглашают несколько гостей.И часто об этом никого не предупреждают. Зачем, казалось бы, из этого делать тайну? Все просто. Гости, узнав, с кем им придется говорить в эфире, могут не согласиться. Тем более если программа имеет формат ток-шоу, который предполагает, что гостей в студии будут «сталкивать лбами», специально провоцировать, накалять атмосферу в студии, давая наораться подсадным уткам-зрителям. Не все (мягко говоря) любят такого рода дискуссии и часто отказываются в них принимать участие. Вот поэтому гостевые редакторы и хитрят. А когда вы уже пришли и вас загримировали, деваться некуда. Так что перед тем, как дать окончательное согласие, выясните, сколько будет гостей, как точно называется программа, в которую вас приглашают, в какой роли вы там предстанете и т.д.

Если вы все же оказались на ток-шоу, то должны знать некоторые особенности такого формата.

Во-первых, если будете ждать, когда вам предоставят слово, то можете уйти домой, так ничего и не сказав. Проявляйте инициативу. Во-вторых, говорите самое главное и коротко – выступить от души и высказать все, что накипело, вам все равно не дадут. В-третьих, будьте готовы к любому повороту сюжета, зачастую редакторы не раскрывают всех заготовок, так как им важна ваша живая реакция, и чем она будет ярче, тем лучше для программы. Таковы, к сожалению, реалии нашего современного телевидения: есть скандал – есть рейтинг!

Форма одежды – парадная?

Раз уж заговорили о телевидении, несколько слов о внешнем виде. Когда вы собираетесь на эфир, спросите обязательно у гостевого редактора, какого цвета студия, столы, диваны и кресла… Уточните предпочтительные цвета одежды именно для этой программы. Почему это так важно? Все просто – ведь вас будут не только слышать, но и видеть, и, уж простите, рассматривать! И даже, возможно, обсуждать, как нелепо выглядит дама, которая пришла в утреннюю программу с вечерней прической и в коктейльном платье. Частенько бывает, что представительницы слабого пола перебарщивают и с украшениями, и с чрезвычайно ярким макияжем. Впрочем, гример это может поправить, а вот с одеждой сложнее.

Есть общие правила для всех – белого и черного не надевать. Избегать разного рода полосок, чтобы на экране не «штрабило». Не пытайтесь надеть все самое красивое и дорогое, что есть в вашем гардеробе. Заранее обратите внимание на то, как одеты ведущие программы. Стиль, по крайней мере, вам будет ясен. Очень странно смотрятся разного рода принты и аляповатые цветы на одежде гостя, тем более если разговор идет о серьезных вещах.

А вот сезонность в одежде приветствуется. Если зима – мужчинам не стоит надевать футболку, а женщинам – декольтированное платье. Ну, а летом мужчины могут позволить себе прийти и в рубашке, без пиджака. Хотя и здесь бывают казусы. Рассказывали коллеги, как к ним летом на интервью пришел уважаемый правозащитник в полосатых шортах, сильно смахивающих на семейные трусы. Очень извинялся, мол, думал у нас стол и не будет видно его «низа». Ан нет – «низ» его виден был, и еще как! Учитывая, что речь шла о реформе милиции, выглядел правозащитник крайне нелепо.

Кстати, имейте в виду, что теперь надо быть во всеоружии, отправляясь и на радиоэфир – многие радиоканалы, например, «Европа +», транслируют в интернете «картинку» из студии.

Обратная сторона обратной связи. Если сравнивать радио- и телеэфиры, у них найдутся, несомненно, общие черты, но есть и различия. Например, прямой эфир на радио часто интерактивный, то есть с привлечением к разговору слушателей.

Они звонят, присылают смс, вопросы и комментарии на форум программы. Это очень здорово, когда ты сразу получаешь реакцию на свои слова! Разговор в студии получается еще более развернутым, полным и интересным. Но бывают комментарии не совсем приятные или даже оскорбительные как для ведущих, так и для гостей. Что касается ведущих – за них я спокоен, они привыкли. Но вот гости, не ожидая такого отношения к себе, иногда начинают оправдываться, теряются, и бывает, даже расстраиваются. Здесь очень важно понять: нас слушают очень разные люди. Среди них немало обиженных жизнью, властью или другими людьми. Не стоит принимать высказывания таких слушателей близко к сердцу. Иначе будет сложно довести эфир до конца. Заранее настройтесь на то, что могут быть и негативные отклики на ваше по-явление в программе.

Пользуйтесь «домашними заготовками». Ведущие считают, что если вы специалист в своей области, то должны знать абсолютно все. Соответственно, можете ответить на любые вопросы. Если вы затрудняетесь с ответом, не стоит что-то выдумывать, нужно прямо так и сказать: «Извините, этого я не знаю» – это в любом случае лучше, чем что-то придумывать или делать вид, что вы вспоминаете.

Кстати, забывчивость во время прямого эфира – дело частое. Однажды гость, которому задали в самом начале интервью какой-то вопрос, не смог сразу на него ответить – забыл. И так был озадачен этим, что все оставшееся время не мог сосредоточиться на обсуждении и судорожно пытался вспомнить на него ответ. Наверное, излишне говорить о том, что интервью прошло хуже некуда. Но как только закончился эфир, гость ударил себя по лбу – ура, вспомнил! Только кому это теперь нужно... Мораль сей басни: что-то забыли – ну и ладно! Не отвлекайтесь, не пытайтесь вспомнить, лучше «включитесь» и продолжайте отвечать на другие вопросы.

Уходим на рекламу

В любой программе приветствуется, когда гость приводит примеры из собственной жизни или практики. Они хорошо иллюстрируют обсуждаемую тему и интересны слушателям. Так как на радио нет видеоряда, такие вещи очень украшают эфир. А вот что точно не украсит эфир – это скрытая реклама. Бывает, гость, желая поблагодарить хороших людей из компании-партнера, не думает, что за это может влететь ведущему. И так чаще всего и бывает. Поэтому лучше в эфире не называть никаких компаний, фирм, корпораций, которые вас поддерживают (по крайней мере, без предварительного согласования). Иначе ведущего могут обвинить в так называемой джинсе, или скрытой рекламе. Если все-таки хочется рассказать о ком-то, посоветуйтесь с ведущим, но не подставляйте его. В конце концов, можно заранее этот вопрос обсудить с руководством радиостанции. Как правило, если речь идет о благотворительной деятельности той или иной коммерческой структуры, в эфире разрешают упомянуть об этом.

Так как прямой эфир непредсказуем, то гостю надо держать «нос по ветру». Что это значит? Ну, к примеру, вы подготовились обсуждать альтернативную гражданскую службу. А слушатели стали звонить и задавать вопросы не об АГС, а о призыве вообще. Пришлось по ходу эфира перестраиваться и ведущим, и гостю. В итоге, несмотря на то, что заявленная тема была раскрыта не полностью, получилась очень полезная и актуальная программа. Значит, на тот момент именно это интересовало целевую аудиторию радиостанции. Из такой ситуации есть и другой выход. Если вы считаете, что не стоит идти на поводу урадиослушателей, предложите сначала обсудить вопросы, которые собирались, а затем уж те, что поступают от радиослушателей. Соломоново решение оценят все.

Как слово ваше отзовется?

Теперь пришло время поговорить о самом, с моей точки зрения, главном. О цели вашего выступления. Да, вас услышат и увидят миллионы. Но что вы им намерены сказать? Какой ценной информацией хотите поделиться? К счастью, гостей, которые приходят на эфир, не думая об этом, мало, но они есть. Провели вы, к примеру, футбольный матч, на который пригласили детей-инвалидов. Здорово! Устроили выставку-продажу детских рисунков – прекрасно! Съездили в детский дом со спектаклем – отлично! А теперь подумайте, кому это событие, кроме вас, интересно? А вот если вы расскажете,что вместе с детьми из детского дома сняли фильм о любимом учителе и о детях, которые там живут. Вот это могут услышать где-нибудь на другом конце России и тоже захотят сделать подобное. После эфира этот сюжет можно разместить на сайте, куда заходят потенциальные приемные родители, и у них будет возможность лучше узнать о детях из детского дома. Есть много прекрасных идей, которые можно и нужно распространять. Если же ничего столь же оригинального вы не делаете, это не значит, что ваш труд никому не нужен. Это всего лишь означает, что о том, что вы делаете, не стоит рассказывать во всех подробностях. Подумайте перед эфиром, что будет интересно людям, а что – не очень. На каких видах деятельности действительно стоит остановиться, а о каких только упомянуть.

Самое главное – слушать вас должно быть интересно!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: