Особенности федеративного устройства современной России

В 2000 г. были созданы федеральные округа. Они не упоминаются в Конституции РФ, поэтому ряд исследователей склонны считать их временной структурой, использованной Президентом РФ В. Путиным для решения таких задач как: приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным и т.д. Т.е. фактически, округа были введены для возвращения страны в единое правовое поле и для усиления контроля федерального центра над ситуацией в регионах. В лице федеральных округов федеральный центр получил инструмент для «игры» на межрегиональных противоречиях.

К федеральному центру относится и двухпалатный российский парламент. Его задача - разработка и принятие законов, которые определяют основы отношений «центр - регионы» и общий формат региональной власти, уточняют разграничение полномочий и т.п. Парламент рассматривает законодательные инициативы Правительства в области экономической региональной политики, которые реализуются только после принятия в установленном порядке в форме федеральных законов (например, федеральный бюджет и др.).

Совет Федерации РФ - верхняя палата Парламента - призван представлять интересы субъектов РФ, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти РФ. Подразумевается, что члены Совета Федерации участвуют в законотворческом процессе, рассматривая и принимая или отвергая законопроекты с точки зрения интересов своих регионов. Нижняя палата Парламента - Государственная Дума РФ - в нынешнем виде, является инструментом косвенного влияния регионов. До 2007 г. будет сохраняться положение, по которому половина депутатов Госдумы избирается по партийной системе, а другая половина - по одномандатным округам. Обычно депутат, избранные по округам сохраняют связь со своими регионами. В своей работе они, по большей части, ориентированы на решение региональных проблем.

Помимо Совета Федерации - главного института регионального лоббизма - на федеральном уровне действуют совещательные органы, в состав которых входят ведущие фигуры региональной властной элиты. Это, в частности, Государственный совет РФ, в который по должности входят все высшие должностные лица российских регионов. Также функционирует Совет законодателей, в который включены все председатели региональных законодательных собраний. Статус Госсовета и Совета законодателей ограничен их совещательной (а, скорее, декоративной) функцией и отсутствием упоминания о них в Конституции и федеральных законах.

Частью федерального центра (с некоторыми оговорками) является и судебная власть. Из судебных органов особое значение для отношений в системе «центр - регионы» имеет Конституционный суд РФ, который, по сути, является арбитром в правовых спорах между центром и регионами, а также между самими регионами. Конституционный суд принимает решения о соответствии тех или иных нормативных актов российской Конституции, разрешает споры о компетенции и т.п.

Региональное политическое пространство является многоуровневым. В России можно определить четыре неравнозначных по статусу и полномочиям уровня регионального пространства:

1. Уровень семи федеральных округов - территориально-политической структуры, полностью подконтрольной центру и занимающей промежуточное положение между центром и субъектами федерации.

2. Уровень 89 субъектов федерации - базовый региональный уровень.

3. Уровень административных районов и городов регионального подчинения, который в большинстве случаев является первым уровнем местного самоуправления.

4. Уровень населенных пунктов (за исключением городов регионального подчинения), который одновременно, как правило, является вторым уровнем местного самоуправления.

Основным в отношениях между центром и регионами является уровень субъектов федерации. В каждом субъекте федерации складывается своя система политических институтов, которые являются проводниками региональных политических интересов.

Согласно законодательству, систему органов государственной власти субъекта РФ составляют высший исполнительный, а также законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Их название, а также круг полномочий определяет устав (конституция) субъекта, учитывающая федеральное законодательство.

Согласно сложившейся политической практике, ключевое положение в системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: