В рамках современной теории выделяют институциональную и системную модель организации. Институциональная модель рассматривает организацию как политический институт, как объединение групп, каждая из которых преследует свои цели.
В соответствии с институциональной моделью нормальное функционирование организации обусловливается не только рациональностью структуры, учетом социально-психологических запросов ее членов как индивидов, но и учетом запросов социальных групп, действующих как внутри, так и вне организации.
Одним из основных принципов реализации институциональной модели является участие работников в управлении организацией, в том числе «партисипативное управление», основанное на привлечении членов организации к принятию управленческих решений.
Другим принципом является создание руководителем соответствующего климата для роста психологической поддержки работников во время работы, что стимулирует их принимать на себя ответственность.
Важными чертами институциональной модели организации принято считать:
- принцип социальной ответственности бизнеса;
- учет особенностей групповой идеологии (собственников, менеджеров, рабочих, женщин и т.д.);
- обеспечение большего соответствия структуры управления организации культурным традициям, науке и т.д.;
- взгляд на принятие решений как на процесс взаимных требований и уступок, ведущим к определенным компромиссам между группами.
Характерные черты институциональной модели:
· организационные цели – достижение целей развития организации;
· структуры и процессы – согласование социальной, неформальной структуры с формальными структурами организации, при котором неформальным системам придается ведущее значение;
· характер организационного поведения – установление порядка, при котором направляющие установки социального действия признаются членами коллектива как моральные и социально важные для существования организации;
· тип системы управления – сочетание органических и механистических систем управления, которые взаимодействуют и в ряде случаев противоборствуют в достижении целей организации;
· развитие – реализация изменений, обеспечивающих преодоление внутриорганизационных противоречий и конфликтов;
· главные направления совершенствования – решение возникающих проблем на основе учета взаимных требований и осуществление уступок, ведущих к определенным компромиссам между группами.
В целом институциональная модель ориентирована на развитие производственной демократии и расширение участия работников в принятии решений, на специальную подготовку руководителей, повышающую их восприимчивость к подчиненным и помогающую наладить свободные коммуникации между членами организации.