Системная модель организации

Справедливости ради отметим, что современная теория не является единообразной теорией. Каждый автор и исследователь выделяет что-то свое. Наиболее очевидным, объединяющим началом является методологическая основа современной теории - системный подход. Характерной особенностью данного подхода является то, что традиционные модели организации уделяют основное внимание отдельным элементам организации и методам, позволяющим разделить ее деятельность на отдельные задачи и рабочие операции. В них не рассматриваются достаточно серьезно взаимные связи и методы интеграции элементов организации.

Системная модель стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных частей и переменных, и рассматривает любую организацию как социальную систему, входящую в состав более широкой системы общества. Системная модель организации основывается на концепции открытых систем с учетом изучения отношений организации и внешней среды. Она базируется также на концепции социальных систем, то есть включает и инструментальные (технические, экономические, организационные) и поведенческие переменные.

Системной модели организации присущи следующие черты:

· организационные цели – обеспечение множества как внешних (экономических, технических и т.д.), так и внутренних (социально-психологических и др.) результатов, находящихся во взаимосвязи и определяемых состояниями выходов системы в целом и ее подсистем;

· структуры и процессы – взаимосвязанные формальные и неформальные характеристики организаций, установленные как под влиянием централизованных предписаний, так и на основе неформального приспособления организации к решению возникающих проблем;

· характер организационного поведения – действия, обусловленные комплексом влияний со стороны внешних факторов системы управления, групповых и личностных отношений и регулируемые лишь частично;

· тип системы управления – блочный, то есть сочетание механистических и органических подсистем в зависимости от требований ситуации (среды, целей, кадров, технологии);

· развитие – организационные нововведения и перестройки, возникающие как сознательно, так и самопроизвольно по мере выявления организационных проблем, поиска путей их решения, внедрения результатов;

· главные направления совершенствования - осуществление поэтапных, взаимосвязанных мероприятий по перестройке формальных и неформальных характеристик организаций на основе обратной связи.

Таким образом, в системной модели реализуется попытка обеспечить синтез рациональных и поведенческих моделей с тем, чтобы, используя достижения обоих направлений теории организации и дополнив их новыми представлениями об организации как социальной системе, перевести организационно-управленческую теорию на новые уровни развития.

Само понятие системы имеет длительную историю. Первоначально системные представления сформировались в рамках философии: еще в античном мире был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Древние философы, в частности Платон, Аристотель, толковали систему как мировой порядок, утверждая, что системность - свойство природы.

Принцип системности в экономике сформулировал А.Смит, сделавший вывод о том, что эффект действия людей, организованных в группу, больше, чем сумма одиночных результатов.

Различные направления исследования системности позволили сделать вывод о том, что это свойство природы и свойство деятельности человека.

Центральное понятие теории систем – система (от греческого «systema» – целое, составленное из частей), которое, как известно, давно и с успехом используется в различных отраслях знаний.

под системой мы будем понимать целостную совокупность взаимосвязанных элементов, имеющую определенную структуру и взаимодействующую с окружающей средой в интересах достижения цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: