Краткое содержание главы

Одной из важных проблем в менеджменте является создание на предприятии действенной системы мотивации труда. Мотива­ция предполагает формирование у работников соответствующих стимулов к труду, которые в свою очередь определяются такими экономическими и социальными факторами, как система и уро­вень оплаты труда, наличие безработицы и др.

Иерархия потребностей индивидуума, дифференцирующая их на первичные и вторичные, является основой мотивации труда. Только через реализацию соответствующих потребностей менед­жер может обеспечить создание эффективной системы материаль­ного и морального стимулирования труда.

Немаловажным обстоятельством, способствующим улучшению управления персоналом, является также делегирование полномочий. Передавая часть своих прав подчиненным, менеджер стимулирует рост их профессионализма и ответственности за порученное дело.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое мотивация труда и каковы ее критерии?

2. В чем различие между индивидуальной и групповой мотива­цией?

3. Какие группы работников существуют в зависимости от моти­вации и способностей?

4. Как определяются степени личностного воздействия руково­дителя?

5. Каковы основные правила работы с группой?

6. Что представляет собой иерархия потребностей человека?

7. Что объединяет понятия «мотивация» и «иерархия потребно­стей»?

8. В чем заключается сущность делегирования?

9. Назовите правила и принципы делегирования.

10. Как и почему делегирование менеджером полномочий повы­шает ответственность работников?


Глава 6. СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Из этой главы вы узнаете об основных методах управления, их достоинствах и недостатках; познакомитесь с группами методов управления (организационно-распорядительными, экономически­ми, социально-психологическими); узнаете, какое воздействие могут оказывать эти методы (прямое или косвенное); получите представление о системе методов, таких как моделирование, экс­периментирование, экономико-математические, социологические и т.д.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основны­ми являются организационно-распорядительные, или организаци­онно-административные, экономические и социально-психологи­ческие.

В последнее время приобретают значение и социологические методы. Все эти методы управления не могут действовать изоли­рованно друг от друга, так как представляют совокупность спосо­бов воздействия управляющей системы на управляемую для дос­тижения определенной цели. Для того чтобы реализовать опреде­ленные цели, а также функции и принципы управления, применя­ют вышеперечисленные методы.

Метод управления — совокупность приемов и способов воздей­ствия на управляемый объект для достижения целей.

Слово «метод» имеет греческое происхождение, дословно пере­водится как «исследование», имеет два значения: первое — способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе — прием, способ или образ действия.

В менеджменте существует очень большое разнообразие мето­дов управления и их классификаций. Наиболее широкое распро­странение получила классификация методов управления в зависи­мости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.

Направленность методов управления ориентирована на си­стему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производ­ство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функ­ция менеджмента (планирование, организация, мотивация и конт­роль).

Содержание методов управления — это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма методов управления — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (не­посредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

Н. И. Кабушкин выделяет следующие методы управления:

■ организационно-распорядительные, или организацион­но-административные, основанные на прямых директив­ных указаниях;

■ экономические, обусловленные экономическими стимулами;

■ социально-психологические, применяемые с целью повы­шения социальной активности сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: