Школьное (педагогическое) оценивание предполагает: измерение степени выполнения установленных (поставленных) целей на уровне системы; его определение через получение некоторых экспериментальных доводов или другим способом; использование соответствующих данных для составления конечной оценки (С. Кристя).
Конструктивные элементы ОШР:
§ Цель оценивания: почему оценивается, для каких решений оценивается.
Цели ОШР могут быть:
- для оценивания — определение шансов успеваемости ученика на одном школьном этапе (цикле), в учебном году, по одной школьной дисциплине, в одном учебно-воспитательном срезе;
- для формативного оценивания - понимание способов (форм) обученности ученика;
- для диагностического оценивания — понимание причин неуспеваемости ученика;
- для завершающего оценивания - проверка (контроль) приобретенных знаний учащихся.
§ Предмет оценивания: что оценивается? (ученики, группа учеников, отобранных по определенным критериям, профилю и т. д.; педагогические кадры; менеджеры учебного заведения, система образования и т. д.)
Цели школьного оценивания:
- знания, способности, склонности, умения, отношения;
- организация и проведение учебно-воспитательного процесса;
- способ использования аппарата или учебный центр, заранее установленный;
- личностные качества и качества поведения;
- школьный прогресс;
- учебный процесс;
- система и учебные единицы;
- куррикулум;
- дидактический персонал (самооценивание) и т. д.
Цель оценивания в ОШР формирует или знания, или способности, или навыки, или поведение учащихся, как результат обучения; или процесс получения знаний.
§ Субъекты оценивания: кто оценивает (воспитатель, учитель, профессор)?
§ Критерии оценивания: каким должно быть то, что оценивается (объект)?
§ Инструменты оценивания: чем оценивается?
§ Методология оценивания: как оценивается?
§ Лица, извлекающие выгоду: лица и заведения, которые используют полученную информацию через оценивание.
1.2. Определение школьных результатов.
Школьные результаты (конечный результат обучения) представляют ее бой приобретенные учеником знания на уровне личности, полученные в рамках образовательной деятельности, и опознаются с помощью полученных навыков, приобретенных качеств и сформированного повеления.
Школьная продуктивность определяется сочетанием школьных осуществимых достижений определенной школьной группы в определенное время и в установленном пространстве (год, шк. ступень; в классе; вне
класса) (С. Кристя).
Школьные возможности - это мобилизованные и интегрированные навыки одной группы внутреннего ресурса (схемы, автоматизмы, знания, способности, отношения) и внешнего (информации на постерах, контексты) с точки зрения доказательства достижения в определенной ситуации, которое является частью однородных одинаковых ситуаций.
Быть компетентным — значит знать все в многообразии контекстов. Именно одинаковые (однородные) ситуации определяют компетентность, а не наоборот.
Преподавание, обучение и оценивание имеют место в специфических, названных соответствующих ситуациях, в ситуации преподавания, обучения и оценивания.
Ситуация состоит из:
- задания (ряд действий, необходимых для достижения намеченной (поставленной) цели;
- фрагмент преподавания - обучения ранее изученного, строго запланированный, позволяющий переступить через трудности, которые могут появиться;
- дополнительная информация;
- условия, в которых будет достигнута цель (контекст, необходимые ресурсы, знаки, формы выполнения заданий).
Навыки (знания - знать; способности - знать (уметь) делать; отношение - знать, как быть) имеют следующие главные особенности;
- имеют специфический характер: компетенции определяются в зависимости от серии (ряда) ситуаций, которые соответствуют некоторым специфическим проблемам и, как правило, эти проблемы связаны с одной дисциплиной:
- групповая мобилизация ресурсов - эксперименты, схемы, автоматизмы, способности, отношения и т. д.;
- имеют социальную целесообразность (пользу): индивидуальные ресурсы использованы учениками в решении проблем, связанных со школьной жизнью, семьей или с публичной жизнью;
- контекстуализация: компетентность реализуется в конкретных ситуациях; для развития/оценивания одной компетентности провоцируются и экзаменуются ситуации, которые ученик доказывает;
- оценены: могут быть оценены косвенно, измеряя качество выполнения некоторых заданий или качество результатов.
Знания (знать) - интеллектуальные накопления (главное) о природе и особенности объективного и субъективного мира, созданные продолжительно знакомым субъектом.