- Феномены эмоциональной сферы: ощущения, эмоции, чувства, эмоциональные состояния;
- феномены желания: идеалы, мечты;
- феномены волевой сферы: оценка/самооценка, мнения, вердикты, взгляды, приговоры;
- феномены концептуальной сферы: идеи, принципы, видения, взгляды, убеждения (все личные, того, кого оценивают)
- феномены поведения и словесные/несловесные действия, которые резюмируют первые пять типов проявления отношений.
Отношения могут быть оценены посредством наблюдения, (прямое или косвенное), с помощью различных тестов и упражнений. Для оценивания отношений используются определения, но не в коем случае отметка.
Личностные качества - это стабильные, индивидуальные, условные, обусловленные и воспитанные генетически характеристики.
Общие качества личности школьника - это трудолюбие, старание, упорство, адаптация к условиям обучения (образования) и к изменениям, коммуникабельность, интерес и т. д.
Специфические школьные качества - это, например, литературно-артистические: увлечение чтением, воображение, мышление, артистизм и т. д.
Школьное поведение - это специфические действия, «стандартные» для ученика: учеба, занятия спортом, специфические манеры и т. д.
Достижения представляют собой уровень полученных школьных результатов, качественные и количественные изменения в школьном накоплении.
Достижение - это конкретное проявленное действие, изменение - результат.
1.3. Определяющая идея Концепции ОШР состоит в ходатайстве для перехода от оценки «уровня знаний» и «понимания» учеников со значением статистических конечных накоплений (социологизированные, часто разрозненные,
отмечающиеся в жизни учеников и теоретически интерпретированные), от оценки как приговора - к формативно-продуктивному оцениванию, интегрализованному телеологически, аксиологически и технологически, в соответствии с индивидуальными требованиями самоидентификации, образования/развития (познание, профессиональные и культурно-духовные) учеников и социально-экономическими и культурно-духовными требованиями национальной и мировой общности оценивания, в которой ученик проявляется как активный субъект личного формирования и самооценивания.
В данном контексте, нормативное оценивание (которое устанавливает накопления ученика в соотношении с ожидаемой нормой/эталоном) и формативное оценивание (которое устанавливает способ, в котором производятся накопления и которые помогают ученику учиться и осмысливать значение и важность обучения), как и фундаментальные категории современного школьного оценивания, взаимодействуют, воздействуют и дополняют:
НО выявляет уровень, то, как прогрессирует ученик в общем развитии и профессиональной ориентации, выраженной целой системой умений, навыков, качеств и т.д. (школьных результатов или конечного образования). ФО способствует, совместно с формативно-продуктивным преподаванием и обучением, формированию знаний, умений/развитию способностей, личностных качеств, поведения ученика.
Современное школьное оценивание, в отличие от традиционной системы, сосредоточенной, главным образом на проверке, оценивании и сертификации, заимствует характеристики последней, которые дополняет и развивает с принципами и надлежащими характеристиками формативно-продуктивное образование, сосредоточенное на демократическом принципе и свободе в образовании.
Эти три фундаментальных принципа воспитания и современного образования, в контексте ОШР, эффективно реализуются через научно-обоснованную и психологически-обоснованную интеграцию, на проекционном и процессуальном уровне, технологии, аксиологии и технологии воспитания.
Телеология воспитания устанавливает систему ценностей, которые можно достигнуть выраженные в термины личностных способностей (проектированные компетентности) и в термины обучающего содержания (запланированные), измененные в дидактически-воспитательном процессе в конечное образование (компетентность, черты, поведение, сформированное и практически реализованное).
Содержание образования идентифицируется с аксиологией материи преподавания и обучения (запланированное), преобразованное в знания (= ценности личности).
Образовательные технологии традиционно считались влиятельными дидактико-образовательными, специфическими инструментами дидактических кадров, признаны современной образовательной концепцией и интеллектуально-эффективными инструментами образования/самообразования и оценивания/самооценивания себя и ученика.
В куррикулумах по школьным дисциплинам данная характеристика образовательных технологий представлена как их составляющая, название которой Образовательная деятельность.
Все образовательные характеристики телеологии-аксиологии-технологии представляют и цели школьного оценивания.
Как отдельная область образовательного процесса ОШР устанавливает принципы, цели, содержания и личные образовательные технологии.
Переход традиционного оценивания в современное оценивание и их сосредоточение на личность в большей степени отвечает дифференцированной индивидуальной образовательной деятельности.
Вторую определяющую черту современного школьного оценивания составляет ее ограничение на уровне эпистемологии, телеологии, содержания и технологии в зависимости от типа и формы знания и человеческой деятельности учеников: ОШР в рамках школьных культурно-эстетических дисциплин (родной язык и литература; музыкальное воспитание; воспитание ИЗО; хореография) отличается от деятельности в рамках наук (точных, гуманитарных) и технологий (языки, физическое воспитание, технологическое воспитание).
Что касается области художественно-эстетического воспитания, то здесь в соответствии с куррикулумом главным предметом ШО является отношение учеников к произведениям и феноменам литературы и искусства, способность учащихся понимать/интерпретировать/творить, знания будут служить для него инструментами для первичного формирования.
В рамках школьных дисциплин, главными из которых являются науки, главной целью ШО являются знания, после которых следуют как необходимость отношения и способности.
Способности к знаниям и использование их на практике представляют главную цель ШО в рамках технологических дисциплин.
Третья определяющая характеристика современного ШО проявляется на уровне системы оценивания и состоит в его децентрализации, индивидуализации и профессионализации в разных заведениях, действиях и формах оценивания, в демократизации социального и культурно-духовного школьного оценивания, концепций и мировых современных школьных систем оценивания.
На уровне учебного заведения ОШР проводится воспитательным и дидактическим персоналом.
Зональное школьное оценивание, а также региональное и национальное проводится зональными, региональными и центральными структурами через учебные заведения независимых экспертов.
1.4. Принципы оценивания школьных результатов
Составное оценивание - это необходимое действие любой образовательной деятельности (преподавания/обучения).
Центрирование на личность, которую оценивают, на ее индивидуальные характеристики и на возраст, учитывая наклонности, интересы и собственные требования для будущего профессионального формирования; вовлечение ученика в деятельность по оцениванию (развитие способностей самооценивания);
Центрирование на результат, который определяет цель оценивания: акт оценивания не ограничивается сбором некоторых информации и составлением суждений, но направлен и на принятие некоторых решений, которые предусматривают адаптацию воспитательных стратегий к индивидуальной специфике и возрасту учеников и к социально-воспитательным требованиям и т. д.;
Принятие социальных и культурно-духовных требований цели оценивания;
Позитивный характер оценивания - ориентирование ОШР на изменения воспитанника (обучаемого/оцениваемого) в положительную сторону, на его самостоятельное формирование/развитие; направленность действий оценивания на положительные результаты и корректировку отрицательных;
Функциональный характер ОШР, который предполагает продуктивную ретродеятельность оценивания на прогрессивное формирование/развитие оцениваемого, а также ориентирован и на качество труда и профессиональное развитие оцениваемого (дидактическими кадрами, экспертами в оценивании);
Объективности - результат оценивания не будет зависеть от содержания оценивания; результаты оценивания будут идентичными или почти идентичными в случаях, когда разные субъекты будут экзаменовать один и тот же предмет, используя ту же основу оценивания.
Научности (научный характер) оценивания - основанное на принципах и критериях научных утверждений, точность действии ОШР;
Гибкости - цели, содержания, стратегии и методологии оценивания будут гибкими, в зависимости от характеристики оцененных субъектов и ситуаций оценивания, но не будут противоречить цели и образовательному содержанию (= куррикулярным); информация о цели оценивания будет приемлемой, которая может быть добыта путем использования разных баз оценивания, путем преодоления стереотипов, исключения клише в формировании результатов оценивания;
Прозрачности - оценивающая деятельность будет осуществляться с позволения или по просьбе тех, кого оценивают или их представителей (всех); результаты оценивания будут доведены до сведения всех заинтересованных, оперативно и в надлежащей форме;
Ориентировка на образовательные стандарты.
1.5. Педагогические добавочные указатели ОШР.
ОШР будет учитывать три педагогических добавочных указателя:
- школьный прогресс, установленный через соотношение ученик/класс учеников/учебные заведения к формированным / развитым прежним характеристикам путем воспитания указанных в последнем оценивании;
- эффективность школьного обучения, подтвержденная соотношением школьных результатов и образовательных ресурсов класса/школы/семьи/общности/общества.
1.6. Функции школьного оценивания:
а) психопедагогического порядка:
- установка принципов формирования/развития для улучшения образовательного процесса; действующая функция «илюминативного» оценивания, сконцентрирована на ученика, изменяя функциональные намерения от программных целей к его эффекту, конкретизированные на уровне личности ученика, в когнитивном плане и эмоциональном.
- улучшение, усовершенствование и оптимизация деятельности путем выяснения идей и принятия самых лучших методов улучшения и восстановления;
- урегулирование/сбалансирование (принятие решений на основе оценивания): урегулирование преподавания и обучения; установление изменений, которые должны быть употреблены в дидактическом/образовательном процессе;
исполняющая функция нормативного оценивания во время процесса образования/преподавания.
- наблюдение (проверки или мониторизации) путем выполнения объективной, систематической и строгой проверки, касаясь выполнения целей, установленных прогрессов, эффективности действий (время, ресурсы и использованные ресурсы);
- диагностика: анализирует и отмечает благоприятные/неблагоприятные факторы некоторых положительных результатов в образовании, улучшении или реорганизации педагогического процесса; объективно и точно отражает результаты образовательной деятельности;
- прогнозирующая - делает предположения и предугадывает будущие успехи учеников, учитывает полученные результаты; служит для организации и планирования следующих дидактических эпизодов, которые ассоциируются с диагностикой, будучи дополнительными.
- стимулирующая/праксиологическая: представление дат и материалов, предложений и решений для регулирования и саморегулирования преподавания/обучения; функция, выполненная формативным / рефлексивным оцениванием, которая предлагает стимулирующую информацию каждому ученику для уравновешивания и вторичного использования когнитивно-формативных средств и владения/развития формативных способностей;
- мотивационная: стимулирует обучение через выделение предложенных результатов оперативной и эффективной реализации обратной взаимосвязи, которая помогает улучшению образовательно-воспитательных предложений;
- профессиональной и школьной ориентации: предлагает информацию об успехах (достижениях) учеников и направлениях, которые они смогут продолжить с успехом в соответствии с собственными способностями;
б) социального порядка:
- сертифицирования и аксиологии - выявление у учеников накопления школьных знаний, считающихся личностными ценностями и их признание в форме оценки/отметки и выданного документа (сертификата); функция, выполненная нормативным оцениванием (сумативным);
- ориентирование/наставление: школьная и профессиональная ориентация или/и выбор учеников для определенных направлений образования/воспитания или/и для определенных учебных заведений; функция, выполненная нормативным оцениванием (предикативным).
1.7. Критерии (достоверного) действительного оценивания школьных результатов.
ОШР признано действительным, если:
- включает только контекстуальные задания: те, которые относятся к общим обстоятельствам, которые сопровождают одно событие;
- визирует комплексные задания, которые комбинируют три компонента: знания, мышление на высоком уровне и работу ученика;
- требует функционального употребления дисциплинарных знаний;
- задание и их требования (критерии, ориентиры и т. д.) известны до оценивания;
- воздействие на развитие умений ученика, осмысление учеником своих преимуществ;
- требует формы сотрудничества учитель/ученик, ученик/ученик на принципах партнерства и сотрудничества;
- не допускается давления (принуждения) на произвольное закрепление во время (момент) оценивания учений и навыков;
- разрешается коррекция, которая будет учитывать когнитивные и метакогнитивные стратегии, использованные учениками;
- использует только коррекцию более значительных ошибок в процессе дальнейшего формирования навыков.