Формы проявления отношений

- Феномены эмоциональной сферы: ощущения, эмоции, чувства, эмоциональные состояния;

- феномены желания: идеалы, мечты;

- феномены волевой сферы: оценка/самооценка, мнения, вердикты, взгляды, приговоры;

- феномены концептуальной сферы: идеи, принципы, видения, взгляды, убеждения (все личные, того, кого оценивают)

- феномены поведения и словесные/несловесные действия, которые резюмируют первые пять типов проявления отношений.

Отношения могут быть оценены посредством наблюдения, (прямое или косвенное), с помощью различных тестов и упражнений. Для оценивания от­ношений используются определения, но не в коем случае отметка.

Личностные качества - это стабильные, индивидуальные, условные, обу­словленные и воспитанные генетически характеристики.

Общие качества лич­ности школьника - это трудолюбие, старание, упорство, адаптация к условиям обучения (образования) и к изменениям, коммуникабельность, интерес и т. д.

Специфические школьные качества - это, например, литературно-арти­стические: увлечение чтением, воображение, мышление, артистизм и т. д.

Школьное поведение - это специфические действия, «стандартные» для ученика: учеба, занятия спортом, специфические манеры и т. д.

Достижения представляют собой уровень полученных школьных резуль­татов, качественные и количественные изменения в школьном накоплении.

До­стижение - это конкретное проявленное действие, изменение - результат.

1.3. Определяющая идея Концепции ОШР состоит в ходатайстве для пере­хода от оценки «уровня знаний» и «понимания» учеников со значением стати­стических конечных накоплений (социологизированные, часто разрозненные,

отмечающиеся в жизни учеников и теоретически интерпретированные), от оценки как приговора - к формативно-продуктивному оцениванию, интегрализованному телеологически, аксиологически и технологически, в соответствии с индивидуальными требованиями самоидентификации, образования/разви­тия (познание, профессиональные и культурно-духовные) учеников и соци­ально-экономическими и культурно-духовными требованиями национальной и мировой общности оценивания, в которой ученик проявляется как активный субъект личного формирования и самооценивания.

В данном контексте, нормативное оценивание (которое устанавливает накопления ученика в соотношении с ожидаемой нормой/эталоном) и форма­тивное оценивание (которое устанавливает способ, в котором производятся накопления и которые помогают ученику учиться и осмысливать значение и важность обучения), как и фундаментальные категории современного школь­ного оценивания, взаимодействуют, воздействуют и дополняют:

НО выявляет уровень, то, как прогрессирует ученик в общем развитии и профессиональ­ной ориентации, выраженной целой системой умений, навыков, качеств и т.д. (школьных результатов или конечного образования). ФО способствует, со­вместно с формативно-продуктивным преподаванием и обучением, формиро­ванию знаний, умений/развитию способностей, личностных качеств, поведе­ния ученика.

Современное школьное оценивание, в отличие от традиционной систе­мы, сосредоточенной, главным образом на проверке, оценивании и сертифи­кации, заимствует характеристики последней, которые дополняет и развивает с принципами и надлежащими характеристиками формативно-продуктивное образование, сосредоточенное на демократическом принципе и свободе в об­разовании.

Эти три фундаментальных принципа воспитания и современного образо­вания, в контексте ОШР, эффективно реализуются через научно-обоснованную и психологически-обоснованную интеграцию, на проекционном и процессуальном уровне, технологии, аксиологии и технологии воспитания.

Телеология воспитания устанавливает систему ценностей, которые мож­но достигнуть выраженные в термины личностных способностей (проектиро­ванные компетентности) и в термины обучающего содержания (запланирован­ные), измененные в дидактически-воспитательном процессе в конечное обра­зование (компетентность, черты, поведение, сформированное и практически реализованное).

Содержание образования идентифицируется с аксиологией материи пре­подавания и обучения (запланированное), преобразованное в знания (= ценно­сти личности).

Образовательные технологии традиционно считались влиятельными дидактико-образовательными, специфическими инструментами дидактических кадров, признаны современной образовательной концепцией и интеллектуально-эффективными инструментами образования/самообразования и оценивания/самооценивания себя и ученика.

В куррикулумах по школьным дисциплинам данная характеристика образовательных технологий представлена как их составляющая, название которой Образовательная деятельность.

Все образовательные характеристики телеологии-аксиологии-технологии представляют и цели школьного оценивания.

Как отдельная область образовательного процесса ОШР устанавливает принципы, цели, содержания и личные образовательные технологии.

Переход традиционного оценивания в современное оценивание и их сосредоточение на личность в большей степени отвечает дифференцированной индивидуальной образовательной деятельности.

Вторую определяющую черту современного школьного оценивания составляет ее ограничение на уровне эпистемологии, телеологии, содержания и технологии в зависимости от типа и формы знания и человеческой деятельности учеников: ОШР в рамках школьных культурно-эстетических дисциплин (родной язык и литература; музыкальное воспитание; воспитание ИЗО; хореография) отличается от деятельности в рамках наук (точных, гуманитарных) и технологий (языки, физическое воспитание, технологическое воспитание).

Что касается области художественно-эстетического воспитания, то здесь в соответствии с куррикулумом главным предметом ШО является отношение учеников к произведениям и феноменам литературы и искусства, способность учащихся понимать/интерпретировать/творить, знания будут служить для него инструментами для первичного формирования.

В рамках школьных дисциплин, главными из которых являются науки, главной целью ШО являются знания, после которых следуют как необходимость отношения и способности.

Способности к знаниям и использование их на практике представляют главную цель ШО в рамках технологических дисциплин.

Третья определяющая характеристика современного ШО проявляется на уровне системы оценивания и состоит в его децентрализации, индивидуализации и профессионализации в разных заведениях, действиях и формах оценивания, в демократизации социального и культурно-духовного школьного оценивания, концепций и мировых современных школьных систем оценивания.

На уровне учебного заведения ОШР проводится воспитательным и дидактическим персоналом.

Зональное школьное оценивание, а также региональное и национальное проводится зональными, региональными и центральными структурами через учебные заведения независимых экспертов.

1.4. Принципы оценивания школьных результатов

Составное оценивание - это необходимое действие любой образовательной деятельности (преподавания/обучения).

Центрирование на личность, которую оценивают, на ее индивидуаль­ные характеристики и на возраст, учитывая наклонности, интересы и собственные требования для будущего профессионального формиро­вания; вовлечение ученика в деятельность по оцениванию (развитие способностей самооценивания);

Центрирование на результат, который определяет цель оценивания: акт оценивания не ограничивается сбором некоторых информации и составлением суждений, но направлен и на принятие некоторых ре­шений, которые предусматривают адаптацию воспитательных стра­тегий к индивидуальной специфике и возрасту учеников и к социаль­но-воспитательным требованиям и т. д.;

Принятие социальных и культурно-духовных требований цели оце­нивания;

Позитивный характер оценивания - ориентирование ОШР на изме­нения воспитанника (обучаемого/оцениваемого) в положительную сторону, на его самостоятельное формирование/развитие; направлен­ность действий оценивания на положительные результаты и коррек­тировку отрицательных;

Функциональный характер ОШР, который предполагает продук­тивную ретродеятельность оценивания на прогрессивное формиро­вание/развитие оцениваемого, а также ориентирован и на качество труда и профессиональное развитие оцениваемого (дидактическими кадрами, экспертами в оценивании);

Объективности - результат оценивания не будет зависеть от содер­жания оценивания; результаты оценивания будут идентичными или почти идентичными в случаях, когда разные субъекты будут экзаме­новать один и тот же предмет, используя ту же основу оценивания.

Научности (научный характер) оценивания - основанное на принци­пах и критериях научных утверждений, точность действии ОШР;

Гибкости - цели, содержания, стратегии и методологии оценивания будут гибкими, в зависимости от характеристики оцененных субъ­ектов и ситуаций оценивания, но не будут противоречить цели и об­разовательному содержанию (= куррикулярным); информация о цели оценивания будет приемлемой, которая может быть добыта путем использования разных баз оценивания, путем преодоления стереоти­пов, исключения клише в формировании результатов оценивания;

Прозрачности - оценивающая деятельность будет осуществляться с позволения или по просьбе тех, кого оценивают или их представите­лей (всех); результаты оценивания будут доведены до сведения всех заинтересованных, оперативно и в надлежащей форме;

Ориентировка на образовательные стандарты.

1.5. Педагогические добавочные указатели ОШР.

ОШР будет учитывать три педагогических добавочных указателя:

- школьный прогресс, установленный через соотношение ученик/класс учеников/учебные заведения к формированным / развитым прежним характеристикам путем воспитания указанных в последнем оценива­нии;

- эффективность школьного обучения, подтвержденная соотношением школьных результатов и образовательных ресурсов класса/школы/се­мьи/общности/общества.

1.6. Функции школьного оценивания:

а) психопедагогического порядка:

- установка принципов формирования/развития для улучшения обра­зовательного процесса; действующая функция «илюминативного» оценивания, сконцентрирована на ученика, изменяя функциональные намерения от программных целей к его эффекту, конкретизированные на уровне личности ученика, в когнитивном плане и эмоциональ­ном.

- улучшение, усовершенствование и оптимизация деятельности путем выяснения идей и принятия самых лучших методов улучшения и вос­становления;

- урегулирование/сбалансирование (принятие решений на основе оце­нивания): урегулирование преподавания и обучения; установление изменений, которые должны быть употреблены в дидактическом/об­разовательном процессе;

исполняющая функция нормативного оцени­вания во время процесса образования/преподавания.

- наблюдение (проверки или мониторизации) путем выполнения объективной, систематической и строгой проверки, касаясь вы­полнения целей, установленных прогрессов, эффективности дей­ствий (время, ресурсы и использованные ресурсы);

- диагностика: анализирует и отмечает благоприятные/неблагоприят­ные факторы некоторых положительных результатов в образовании, улучшении или реорганизации педагогического процесса; объективно и точно отражает результаты образовательной деятельности;

- прогнозирующая - делает предположения и предугадывает будущие успехи учеников, учитывает полученные результаты; служит для ор­ганизации и планирования следующих дидактических эпизодов, ко­торые ассоциируются с диагностикой, будучи дополнительными.

- стимулирующая/праксиологическая: представление дат и материа­лов, предложений и решений для регулирования и саморегулирова­ния преподавания/обучения; функция, выполненная формативным / рефлексивным оцениванием, которая предлагает стимулирующую информацию каждому ученику для уравновешивания и вторичного использования когнитивно-формативных средств и владения/разви­тия формативных способностей;

- мотивационная: стимулирует обучение через выделение предложенных результатов оперативной и эффективной реализации обратной взаимосвязи, которая помогает улучшению образовательно-воспитательных предложений;

- профессиональной и школьной ориентации: предлагает информацию об успехах (достижениях) учеников и направлениях, которые они смогут продолжить с успехом в соответствии с собственными способностями;

б) социального порядка:

- сертифицирования и аксиологии - выявление у учеников накопления школьных знаний, считающихся личностными ценностями и их при­знание в форме оценки/отметки и выданного документа (сертификата); функция, выполненная нормативным оцениванием (сумативным);

- ориентирование/наставление: школьная и профессиональная ориен­тация или/и выбор учеников для определенных направлений образования/воспитания или/и для определенных учебных заведений; функ­ция, выполненная нормативным оцениванием (предикативным).

1.7. Критерии (достоверного) действительного оценивания школьных ре­зультатов.

ОШР признано действительным, если:

- включает только контекстуальные задания: те, которые относятся к общим обстоятельствам, которые сопровождают одно событие;

- визирует комплексные задания, которые комбинируют три компонен­та: знания, мышление на высоком уровне и работу ученика;

- требует функционального употребления дисциплинарных знаний;

- задание и их требования (критерии, ориентиры и т. д.) известны до оценивания;

- воздействие на развитие умений ученика, осмысление учеником сво­их преимуществ;

- требует формы сотрудничества учитель/ученик, ученик/ученик на принципах партнерства и сотрудничества;

- не допускается давления (принуждения) на произвольное закрепле­ние во время (момент) оценивания учений и навыков;

- разрешается коррекция, которая будет учитывать когнитивные и метакогнитивные стратегии, использованные учениками;

- использует только коррекцию более значительных ошибок в процес­се дальнейшего формирования навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: