В) в VII - XII классах - оценки от 1 до 10, каждая оценка отмечает успех ученика в школьной дисциплине на определенном этапе

2.3.2 Типы и формы оценивания в зависимости от выбранных критериев:

1. В зависимости от поставленной цели:

- нормативное (контрольная - проверочная);

- формативное (выполнена от сформированного содержания);

- формирующее (выполнена от формирующего содержания).

2. В зависимости от содержания оценивания:

- внутреннее оценивание, проводимое одним и тем же лицом/заведением, которое прямо вовлечено в процесс и руководит данным процессом образования (например, учитель или преподаватель класса/группы);

- внешнее оценивание, проводимое другим лицом/заведением, не тем лицом, которое руководило учебным процессом;

- самооценивание, проводимое самим субъектом, собственного прогресса.

3. В зависимости от цели оценивания:

- единообразно/многообразно;

- оценивание учебного процесса: как накопленного, так и личного процесса;

- оценивание достижений, проводимых индивидуально, в группах или группой;

- оценивание того, что изучалось в школе или того, что изучалось вне школы.

4. В зависимости от выполненной доминантной функции:

- подтверждение и проверка результатов;

- классификация;

- объявление результатов;

- сертифицирование уровня знаний и умений;

- отбор;

- школьная и профессиональная ориентация;

- диагностика: реализуется описательный диагноз, который состоит в
локализации пробелов и ошибок в знаниях и умениях, но и «сильных
точек», и этимологический диагноз, который выявляет причины, при­
ведшие к данным недостаткам;

- продуктивное, посредством которого преследуется степень прогнозирова­ния, как ученик/студент сможет отвечать учебной программе в будущем.

5. В зависимости от формы проведения:

- устное/письменное/практическое;

- прямое/косвенное;

- участвующее, диагностическое, консенсуативное;

- статичное/динамичное (процессуальное);

- включительное/дифференцированное/поливалентное.

6. В зависимости от способа интеграции ученика в дидактический об­разовательный процесс:

§ первичное оценивание проводится в начале учебного воспитательно­го процесса для выявления уровня, на котором находится учащийся; позволяет как учителю, так и ученику составить правильное представ­ление существующей ситуации и требования, на которые нужно будет опираться.

Необходимость первичного оценивания определяется:

а) различным уровнем подготовки учащихся;

б) обеспечением последовательности в усвоении содержания;

в) необходимостью предвидеть процесс преподавания/образования,
адекватный возможностям обучения учащегося;

§ Формативное или динамичное оценивание (текущее), которое сопро­вождает весь дидактический / воспитательный процесс, организуя си­стематические проверки среди всех учащихся по всему материалу;
позволяет понять способы обучения учащегося; исправление ошибок и трудности в обучении; проводится через непрерывное формативное и суммативное оценивание;

§ Нормативное оценивание (сумативное и конечное), проводится в кон­це длинного периода учебного времени (семестр, год, учебная сту­пень), после усвоения большого объема содержания, в целях установления уровня формирования/развития знаний, проводится извне (в соотношении с учебным классом), в специальных институционали­зированных и репрезентативных рамках (национальное оценивание, национальное оценивание в соответствующем образце, оценивание по решению педагогического совета/дирекции учебного заведения).

В конце ступеней образования (начального, среднего, лицейского) про­водится конечное суммативное оценивание/оценивание выпускных экзаменов с внешним характером, исключая вступительные экзамены с использованием некоторых критериев с едиными требованиями (единый экзамен).

7. В зависимости от ситуации оценивания:

- оценивание, проводимое в обычных условиях, основанное на наблю­дениях за действиями учащегося;

- специфическое оценивание, проводимое в специально созданных условиях, которое предполагает разработку и использование некоторых проб, участники, вовлеченные в данный процесс, осознают важ­ность процесса данной проверки и проводимого оценивания.

8. В зависимости от примененной науки в оценивании:

- доминирующее педагогическое оценивание, визируя в сущности то, что субъекты усвоили, то, что знают и умеют делать, и какие способ­ности и качества сформировались;

- доминирующее психологическое оценивание относительно психических функций, использованных в учебной деятельности.

- Психологическое оце­нивание визирует склонности субъекта к учебе, т. е. то, что может делать.

9. В зависимости от поставленного акцента на процесс или систему:

- оценивание процесса: относится к достижениям учащихся/студентов;

- оценивание системы: ударение ставится на систему, в которой прово­дится учебный процесс.

10. В зависимости от области:

- оценивание в психомоторной области: способности, склонности, умения;

- оценивание в социо-аффективной области: отношения;

- оценивание в когнитивной области: знания.

11. В зависимости от способа действия результатов:

- количественное оценивание: результаты определяются в зависимости от набранных очков;

- качественное оценивание: результаты не могут быть определены ко­личеством набранных очков.

12. В зависимости от исторического критерия:

традиционный и совре­менный.

2.3.3 .Конечный результат ОШР дает ответ на следующие вопросы.

Кому выгодно оценивание?

- тем, кого оценивают;

- тем, кто проводит оценивание;

- руководителю учебного заведения;

- тем, кто принимает решение;

- тем, кто реализует определенный отбор, цель и т. д.
Зачем мы оцениваем?

- Для улучшения успехов тех, кого оцениваем;

- Для улучшения механизмов оценивания;

- Для улучшения методов, средств и стратегий оценивания;

- Для сертификации уровня знаний и основных навыков учащихся по завершении ступеней образования.

- Для организации отбора;

- Для изучения успехов и прогресса;

- Для исправления результатов;

- Для формирования навыков самооценки; |

- Для выявления недостатков или дисфункций и выработки правильной стратегии;

- Для изучения исходной стадии и прогнозирования дальнейших действий.

- Для оптимизации полученных результатов в преподавании, обучении
и оценивании;

- Для выработки корректирующих прогрессивных программ в случае неудовлетворительных результатов;

Конечная цель оценивания должна дать ответ на вопрос - Как дальше улучшить свою деятельность?

2.3.4.Стратегии, методы и техника ОШР.

А. Стратегии ОШР:

§ Мобилизация совокупности средств формирования и развития индивидуальности ученика: знания, способности, опыт, отношения; само­произвольность действий и т. д.

§ реализация взаимодействия субъектов и факторов образования;

§ реализация образовательной ретроактивности.

§ модернизация действий с образовательным воздействием на основе полученных данных от оценивания;

§ урегулирование отношений учитель/ученик;

§ обеспечение образовательных рамок, характерных для учебной и профессиональной ориентации учащихся;

§ выделение невралгических моментов образовательно-воспитательного процесса.

§ установление совпадений между общим формированием/ развитием учеников и профессиональным ростом учебных кадров.

Б. Методы ОШР дают ответ на вопрос: Как оцениваем?

§ посредством текущей проверки;

§ через экзамены;

§ через тестирование;

§ через устные пробы;

§ через письменные пробы;

§ через практические занятия;

§ через исследование случая;

§ посредством карточек для индивидуальной работы;

§ через портофолио;

§ через концептуальные карты;

§ через исследование;

§ посредством текущего наблюдения за поведением;

§ посредством рефлексивного журнала;

§ с помощью средств обучения, компьютера;

§ через планирование и т. д.;


Методами оценивания являются:

традиционные: проверка, оценивание, сертификация, включая наблюдение, устный опрос (у доски, с места), проверка ответов/работ, прослушивание выска­зываний, измерение статистических методов оценивания, сертификация, оценива­ние ответов/работ, взаимное оценивание, поощрение, одобрение.

Современные: исследование методом КЯ (кто я?), метод определения ценности ученика, метод ОИС (отвечай, исключай, спроси), планирование, ис­следование случая, оценивание с помощью компьютера, учебное портофолио ученика, концептальные карты, рефлексивный журнал и т. д.

В. Техника оценивания связана с инструментами оценивания.

Призвана включать и ориентировать полученную информацию (ответы) в соответствие с поставленными целями и бывает 2-х видов.

- техника формального оценивания:

§ техника двойственного выбора:

§ техника пар;

§ техника множественного выбора,

§ техника упорядочения,

§ техника краткости ответов,

§ техника структурных вопросов,

§ техника типа решение задач;

§ техника эссе;

§ техника опроса мнений,

§ техника формального интервью;

- техника неформального оценивания:

§ техника вопросов и ответов;

§ техника диалога;

§ диспута,

§ дебатов,

§ бесед (для достижения консенсу­са);

§ полемика,

§ техника устного изложения.

Школьный учитель создает себе собственную методологическую систе­му оценивания и проводит непрерывное оценивание школьных результатов по­средством:

- формативного оценивания: немедленное оценивание через наблюде­ние и приостановленное оценивание - через проверку;

- нормативное оценивание некоторых школьных комплексных способ­ностей и итоговое оценивание - годовое и по окончании школьной ступени - всего запланированного учебного материала должно быть сформировано.

Будет преследоваться установление некоторого равновесия в составле­нии проб, визируя составные и простые задания.

2.3.5. Инструменты (способы) ОШР.

Наравне с классическим опросником (письменно, устно), контрольной работой, диктантом, экзаменом и т. д. увели­чится использование современных инструментов оценивания: доцимологический тест, проект (планирование), портофолио, эссе, курсовая работа и т. д.

2.3.6. Этапы выполнения школьного оценивания.

Процесс оценивания представляет собой последовательность следую­щих этапов:

§ понимания и планирования,

§ подготовки,

§ выполнения,

§ использова­ния/исследования,

§ размышления.

Этап понимания и проектирования (планирования): формулирова­ние целей, посредством которых определяется, какими решениями (способа­ми) будут использоваться результаты и цели оценивания, при помощи которых будет выбор между процессом накопления знаний (оценивание с помощью знаний/обучения) и результатом обучения, наблюдательные эффекты оценива­ния; определение информации, которые требуют сбора в процессе оценивания, констатирующие и разъясняющие). Разъясняющие информации служат для описания того, каким должен быть объект оценивания, а констатирующая ин­формация - каким является объект оценивания.

Разъясняющими информациями являются:

- образовательные стандарты, сформулированные в рамках компетен­ции (разъясняющие оценивания).

- куррикулярные цели (их сочетание).

- статистические даты (нормы) (например, средний балл класса);

- индивидуальные даты (нормы), (предыдущие результаты учащегося);
Констатирующие информации могут быть собраны путем:

- наблюдения поведения ученика или выполнения действий;

- прослушивание устного изложения (разговора);

- чтение письменных ответов;

- переэкзаменовка существующих данных/результаты предыдущею
оценивания.

Подготовительный этап: составление/отбор инструментов (способов) оценивания; психологическая подготовка субъектов оценивания (учащиеся, дидактические кадры); знакомство субъектов оценивания с целями и критери­ями оценивания; изменение на основе индикаторов (схем и т. д.).

Этап выполнения: имеет место реализация ученика.

Этап использования/исследования данных: организация и толкова­ние данных, формирование логического мышления, принятие решений.

Этап размышления: исследование эффективности предыдущих этапом с целью совершенствования последующих оцениваний.

III. Национальная система оценивания школьных результатов

Оценивание школьных результатов - это центральная подсистема системы оценивания в общем образовании (оценивании куррикулума, дидактическо­го персонала, учебно-воспитательного процесса, учебного заведения), так как оценивание в других подсистемах используют данные даты, информации, реко­мендации и полученные/разработанные решения через оценивание школьных результатов (рис. 1).

Школьное оценивание ■—*-
Оценивание куррикулума: Оценивание Оценивание шк. результатов Оценивание Оценивание учеб. завед.
дидакт. кадров учеб.-воспит.
-куррикулум - воспитатели персонала - учебн. процесс
- программы - учителя - методологии - менедж.
- учебники - преподаватели - деятельности - строения
- метод, пособия   - оценивание - дид.оснащение
- дид. материал и др.   - дид. материалы и др
    .

Рис. 1. Оценивание школьных результатов — главная составляющая в системе школьного оценивания

Национальная система оценивания школьных результатов (рис. 2)

явля­ется децентрализованным и демократичным, основывается на образователь­ной политике государства и на современном воспитательном процессе, на свободе и инициативе главных оценивающих - дидактических кадров, на самостоятельности и лояльной конкуренции экспертов и учебных заведений но оцениванию, иерархически возрастает от результатов школьного оценивания; ее деятельность координируется демократическим путем (способом) нацио­нальным советом экспертов в данной области; его деятельность обеспечивает ведомственное министерство, районные департаменты образования и учебныезаведения.

НСОШР отвечает принципам современного школьного оценивания и со­стоит из агентов (субъектов) оценивания, предмета оценивания, результатов оценивания, заведения аккредитации субъектов и результатов оценивания, координирующего заведения школьного оценивания на национальной ступени.

Субъекты оценивания выполняют внутреннее, формативное и норма­тивное оценивание, школьных результатов (дидактические кадры) и внешнее, нормативное (независимые эксперты и аккредитованные заведения).

Дидактические кадры аккредитованы выполнять школьное оценивание через профессиональное усовершенствование.

Независимые эксперты являются специалистами в области школьного оценивания, аккредитованные установленным способом Агентством по оце­ниванию и экзаменации (проверки) на основании полученного образования, научных, дидактических степеней, на основе публикаций и педагогического опыта, а также и на основании программ оценивания, представленные Агент­ством оценивания и экзаменации, которые сертифицированы для оценивания определенных целей оценивания.

Независимые эксперты проводят внешнее оценивание школьных результатов, куррикулума, учебно-воспитательного процесса, учебных заведений сам или, объединившись в группы с другими экспертами, по предложению сами

экспертов или по решению Национального совета по школьному оцениванию.

Аккредитованными специальными заведениями являются подразделена (кафедры, лаборатории) университетов, исследовательские институты (центры, лаборатории, творческие группы), аккредитованные для этих действий

Агентством по оцениванию и экзаменации. Проводит внешнее оценивание (нормативное) школьных результатов, куррикулумов, учебно-воспитательногопроцесса, учебных заведений.

Решение для внешнего оценивания может принадлежать учебному за­ведению, может быть принято совместно с родителями и с местной публичной организацией или районными и центральными менеджерскими структурами образования.

Агентство по оцениванию и экзаменации - публичное заведение и дей­ствует в сотрудничестве на основе конкурса экспертов.

АОЭ:

- концептуализирует школьное оценивание;

- составляет тесты нормативного внешнего, зонального, национально­го оценивания;

- аккредитирует программы по оцениванию, независимых экспертов и специальные учебные заведения по школьному оцениванию;

- координирует действие по внешнему оцениванию экспертов и спец.заведений;

- утверждает через заведение экспертов результаты школьного оцени­вания;

- развертывает действия по введению концепции оценивания, разъяснения и продвижения нормативных документов и решений совета НШО относительно оценивания;

- издает отчеты, статистические и методологические материалы относительно школьного оценивания.

Национальный совет по школьному оцениванию представляет собой за­ведение экспертов, являющееся филиалом Министерства просвещения и моло­дежи, с консультативными правами в принятии решений, касающихся школь­ного оценивания.

Утверждается приказом министра просвещения/Решением Правительства сроком на 4 года, из самых лучших специалистов в данной об­ласти, по предложению научных советов, университетских сенатов, директо­ров учебных заведений, педагогических советов и независимых экспертов.

Национальный совет школьного оценивания рассматривает и предлагает Министерству просвещения и молодежи/Правительству для утверждения:

- отчеты, материалы, статистические данные, программы и нормативные тесты внешнего, зонального и национального оценивания;

- типы, способы, формы, этапы, графики и термины школьного нормативного внешнего, зонального и национального оценивания;

- качество независимого эксперта/специальное учебное заведение по оцениванию;

- группы по нормативному внешнему, зональному и национальному оцениванию;

- нормативные документы школьного оценивания.


Использование подготовительных действий и проведение зональных и национальных оцениваний, исследование этих результатов и сертифицирова­ние нормативных оцениваний в конце школьной ступени проводится Агент­ством по оцениванию и экзаменации; публичное заведение - филиал Мини­стерства просвещения и молодежи/Правительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow