в управлении и планировании
Стратегическое планирование — выбор направления и организация деятельности, которые позволяют добиваться поставленных целей даже в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, негативно влияющих на бизнес.
Способы разрешения возникающих проблем:
1.Традиционное решение.
2.Системное решение.
3.Стратегическое решение.
Традиционное решение — это воздействие на видимую часть проблемы, то есть на ее симптомы. Симптоматическое решение дает всегда кратковременный результат, часто загоняющий проблему вглубь и тем самым усложняющий процесс устранения проблемы. Это дорогой способ работы на рынке, так как в этом случае требуются постоянно повторяющиеся затраты, и результат всегда подвержен влиянию многих факторов и поэтому непредсказуем. Системное решение предполагает этап поиска, реальной проблемы, скрытой под симптомами. Такой процесс позволяет решать проблему основательно, но все еще затратен по ресурсам и времени и поэтому неэффективен. Данный вариант работы считает возможным появление проблемы и поэтому не позволяет избежать убытков. Стратегическое решение как способ работы может создать систему превентивных мер в условиях меняющейся среды бизнеса и защитные механизмы против появления проблем, а следовательно, и убытков.
|
|
3.1.1. Проблемы стратегического планирования
В процессе стратегического планирования необходимо решить ряд важных задач.
1. Адекватное определение целей и формулирование задач.
2. Формирование структуры частных планов, определение характера их связи.
3. Оценка характера исходных данных, необходимых для планирования.
4. Выбор типа общей организации процесса и рамок планирования.
Цели могут быть количественные и качественные (например, выжить в конкурентной борьбе, поддержать высокий имидж фирмы, напомнить о себе).
При выработке целей следует учитывать интересы всех заинтересованных групп — акционеров и инвесторов, менеджмента, сотрудников, рыночных групп государственных органов и учреждений, местных органов власти, организаций по защите прав потребителей, общественных организаций и групп действия.
Управленческие проблемы поможет решить:
1. Обеспечение единства целей предприятия и службы маркетинга.
2. Создание такой организационной структуры предприятия в целом и его подразделений, которая позволит реализовать целевые и стратегические установки предприятия.
3. Выработка критериев распределения ресурсов предприятия между направлениями работы, структурными подразделениями, товарными рынками, потребителями.
|
|
4. Упрощение целей и перевод их в конкретные тактические задачи, распределение задач между носителями ответственности на предприятии.
5. Оценка степени реализации тактических задач предприятия через контроль показателей рыночной деятельности предприятия.
6. Выявление тех сотрудников, кто может идентифицировать свои интересы с целями и общим курсом предприятия, и тех, кто откажется от сотрудничества.
В краткосрочной перспективе успех компании определяется, прежде всего, финансовой сбалансированностью различных направлений ее текущей деятельности. В долгосрочной перспективе ее выживание и развитие зависит от способности своевременно предвидеть изменения на рынке и соответствующим образом адаптировать свою структуру и содержание портфеля заказов. Стратегическое, проактивное мышление должно быть системным и нацеленным на «организацию будущего», то есть на подготовку действий, которые обеспечат желаемые результаты в перспективе.
Назначение стратегического плана — четко и системно описать стратегический выбор, сделанный компанией в целях обеспечения своего долгосрочного развития. Своевременное и правильное определение целей предприятия позволяет четко формулировать перспективные и текущие цели и стратегии предприятия, учитывая их взаимовлияние и иерархию.
Функции стратегического плана:
1. Отображает систему ценностей, видение будущего высшим руководством, помогает ориентировать персонал.
2. Объясняет исходную позицию и описывает ограничения процессов.
3. Является инструментом координации.
4. Облегчает наблюдение за работой и позволяет видеть
расхождения между целями и результатами.
5. Повышает готовность компании реагировать на изменения, если эти варианты уже просчитаны на этапе предварительного планирования.
6. Способствует более жесткому управлению фирмой, основанному не на импровизации, а на графиках, нормах, бюджетах.