Применение баз данных в масштабе одного туристического предприятия позволяет организовать и обеспечить накопление данных по продажам, партнерам, поставщикам, обрабатывать накопленные данные, формировать на их основе туры, отслеживать объемы сбыта и проводить маркетинговые исследования как внешней, так и внутренней среды предприятия и многое другое. Построение таких баз данных в масштабах одного туристического предприятия возможно как с применением программного продукта Microsoft Access, так и на основе специальных продуктов, предназначенных для разработки специализированных приложений на основе баз данных Microsoft Fox Pro, Delphi и др. Таким образом, даже не прибегая к специализированному программному обеспечению, туристическое предприятие в состоянии разработать и применить приложения для автоматизации многих производственных процессов.
Для специализированного программного обеспечения туристического предприятия, применяются в основном зарубежные пакеты, так и зарубежные пакеты, ориентированные на автоматизацию деятельности туристического предприятия: комплекс программ и программы «Само-тур», «Турбо-тур», «Tur-Win», «Аист-2.5», пакет прикладных программ «Туристический офис», система автоматизации розничной продажи туристических услуг «TRAVEL OFFICE», система интеграции сети розничной продажи туристических услуг «TRAVELNET», система автоматизации туроператорской деятельности «TOUROPERATOR», система автоматизации маркетинговой работы с деловыми партнерами «TRAVEL PARTNER», система управленческого бухгалтерского учета «TGA», система автоматизации контроля продажи авиаперевозок «TICKET OFFICE», система автоматизации контроля заполняемости чартерных и блок-чартерных мест на авиаперевозках «CHARTER OFFICE», программный комплекс для автоматизации туристического офиса «Мастер-тур».
Применение современных персональных компьютеров и офисного программного обеспечения позволяет туристическому предприятию эффективно решать многие задачи в следующих направлениях: разработка необходимой документации; обеспечение надлежащего документооборота; подготовка договоров и соглашений; учет результатов хозяйственной деятельности; анализ результатов хозяйственной деятельности, маркетинговые исследования внешней и внутренней среды; ведение баз данных по клиентам, продажам, кадрам и т.д.
Использование персональных компьютеров в деятельности туристических предприятий имеет значительно больший эффект в случае применения сетевых решений, когда все компьютеры одного предприятия объединены в локальную сеть, что позволяет организовать более полное накопление данных в базе данных предприятия, обеспечить распределение этих данных между пользователями (рабочими местами), осуществлять так называемый электронный документооборот использовать как инструмент управления предприятием (функции маркетинга, планирования, организации и контроля). Следует заметить, что применение сетевых решений в туристическом бизнесе (локальные сети) способно повысить качество работы службы продаж туристического предприятия, так как обеспечивает персонал по продажам эффективным инструментом получения любой информации о наличии свободных мест в групповом туре, об изменениях и перерасчетах цен в случае заказа дополнительных услуг и другой информации. Вместе с тем данные об осуществленных продажах становятся доступными бухгалтерии, службе маркетинга, экономической службе, что позволяет учитывать экономические показатели хозяйственной деятельности, осуществлять их анализ по различным направлениям.
К числу систем электронного бронирования относятся «Габриэль», «Sabre», «Galileo», «StartAmadeus», «Worldspan», «Fidelio Hotel Bank» и др.
Применение систем электронного бронирования туристическими предприятиями предоставляет широкие возможности по созданию и комплектации различного рода туров, способно удовлетворить самые разнообразные потребности туристического рынка. К неоспоримым преимуществам систем электронного бронирования относятся быстрота и скорость размещения заказов, широта охвата туристских услуг, глобальный подход (бронирование практически в любой точке мира), сокращение издержек туристического предприятия на поиск партнеров и поставщиков туристических услуг, возможность работы по конфиденциальным тарифам с большим количеством поставщиков, гарантированное качество заказанных услуг, а также возможность массового производства туров с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий каждого клиента.
Важное направление развития связано с формированием так называемых глобальных сетей и прежде всего Интернет.
Первое направление – это использование информационных возможностей сети Интернет как источника информации для проведения различного рода исследований и анализа в целях организации туристической деятельности: при проведении исследований и анализе состояния и направлений развития туризма, при поиске партнеров, получении информации о стране, ее культуре, достопримечательностях, истории, наиболее привлекательных местах с точки зрения туризма, получении информации о климатических условиях, погоде, расписаниях рейсов авиакомпаний, поездов и т.д. Однако следует отметить, что широкие информационные возможности сети Интернет являются не только ее преимуществом, но и имеют недостаток – потребность в большом количестве времени на поиск и обработку необходимой информации.
Вторым направлением применения сети Интернет стало создание специализированных сайтов, предоставляющих услуги бронирования и резервирования туристических услуг подобно системам электронного бронирования. Развитие интернет-серверов, предлагающих услуги для профессиональной работы, может рассматриваться как один из примеров так называемой электронной коммерции. Однако следует различать создание собственного сайта и открытие так называемого виртуального магазина, что, конечно же, не одно и то же. Создание собственных web-страниц или сайтов Интернет является на сегодняшний день важным элементом в осуществлении маркетинговой стратегии предприятий туризма в сети Интернет. Web-страница туристического предприятия может стать своего рода визитной карточкой и рекламным каталогом предлагаемых туров. Помимо этого, web-страница является важным элементом в организации самой туристической деятельности предприятия, в частности, стать инструментом для расширения контактов с партнерами или выполнять функции приема заказа клиентов на приобретение различных туров.
Распространение средств электронного платежа, развитие коммуникационных сетей и рост количества потенциальных пользователей сети Интернет дали реальную возможность создания виртуального туристического агентства. При создании такого агентства туристическое предприятие получает возможность расширить географию своего сбыта, привлечь дополнительных клиентов.