Понятие международной компании

Международные компании — организации, осуществляющие воз национального капитала за границу с целью приложения его осуществления предпринимательской деятельности в других страна! Подавляющее большинство современных международных компаний представляют собой транснациональные корпорации, а по организаций ной форме — концерны. Они существенно отличаются от своих предшественников, простых объединений капитала разных стран — картелей, синдикатов, трестов, участники которых оставались собственниками своих капиталов. В противоположность им типичный концерн XX в. - единый собственник капитала, обычно диверсифицированного по различным отраслям и регионам. Современные международные компании могут быть транснациональными, т.е. имеющими свою национальность, или многонациональными. Транснациональные корпораций представляют собой систему предприятий, включающую головную компанию (она, как правило, определяет национальность ТНК) и ее зарубежные филиалы. Головная компания контролирует активы свои зарубежных филиалов в других странах и обычно владеет долей капитала в них.

В многонациональных компаниях происходит объединение капиталов разных наций. Первая многонациональная компания «Юнилш вер» возникла в 1929 г. путем объединения фирм «Маргарин Юня (Дания) и «Левер Бразерз» (Великобритания). С тех пор она разрослась до масштабов одной из крупнейших международных компаний с более чем 500 зарубежными филиалами в почти 60 странах. Можно выделить три основных стимула национальных компаний для перехода их в статус международных:

I. Увеличение товарооборота и, следовательно, прибыли. В этом случае компания имеет возможность увеличить производственные мощности и использовать эффект масштаба. Кроме того, она может использовать связи с иностранными партнерами для раздела рисков.

2. Снижение издержек производства и сбыта за счет более дешевых сырья и рабочей силы в принимающей стране. Помимо этого, расширение рынков сбыта и возможностей приобретения новых эффектив­ных технологий путем образования СП с местными предприятиями.

3. Использование промышленности, кредитно-финансовой системы, каналов сбыта и инфраструктуры принимающей страны.

Типичной для многих международных компаний стала определен­ная последовательность их внешнеэкономической деятельности на пути от национальной фирмы к транснациональной корпорации (рис. З.1.). Первая стадия — контрактные отношения между партнера­ми из разных стран, выражающиеся в разовых экспортно- импортных сделках. На этой стадии партнеры еще недостаточно знают финансо­вые возможности, научно-производственный потенциал и деловой стиль друг друга.

5.Организационная структура управления международными компаниями

В повышении эффективности международного предприниматель­ства важную роль играет совершенствование организационной струк­туры международных компаний. Оптимальная структура должна обес­печивать:

управление и координацию деятельности предприятий системы ТНК по всему миру;

эффективную скоординированную деятельность в первую очередь функциональных отделов, курирующих производство, сбыт и финансы;

быструю адаптацию предприятий во всех принимающих странах.

Основным звеном управления заграничными предприятиями меж­дународной компании выступает штаб-квартира — административ­ный центр всей системы предприятий компании. Здесь принимаются стратегические решения, и определяется степень финансовой самосто­ятельности и юридической ответственности зарубежных предприятий ТНК. В функции головной компании обычно входит выработка стра­тегии и решение ключевых вопросов деятельности ТНК: слияние с другими компаниями и приобретение новых фирм, ликвидация неэф­фективных подразделений, вопросы внутри- и межфирменной коопе­рации, формирование долгосрочной производственной, инвестицион­ной и финансовой политики, направления проводимых НИОКР, кон­троль за деятельностью зарубежных предприятий.

Изучение деятельности ТНК показывает, что в штаб-квартирах почти всех международных компаний наблюдается стремление к со­кращению управленческого аппарата. «Дебюрократизация» корпора­тивного управления с большей или меньшей эффективностью прово­дится периодически путем упразднения неэффективных подразделений.

Совершенствование организационной структуры зарубежного предпринимательства во многом зависит от складывающихся производственных и коммерческих отношений между головной компанией и ее зарубежными филиалами. Каждый зарубежный филиал уникален из-за специфики условий принимающей страны, поэтому структура организации управления головной компанией заграничными филиалами чрезвычайно разнообразна и практически нет крупных международных компаний с одинаковой структурой управления.

Обобщая опыт развития производственных и коммерческих взаимоотношений головных компаний с зарубежными дочерними фирмами, можно выделить три типичных этапа на пути становления зару- бежного филиала ТНК в принимающей стране от первых шагов до глубокой интеграции этого филиала в деятельность всей системы предприятия международной компании

Первый этап — изоляция, когда головная компания, организуя принимающей стране новый филиал, пока еще изолированный от всей системы предприятий ТНК. Его стратегия еще не сформирована, в какой-то степени изолирована от стратегии головной компании по отношению к другим ее зарубежным филиалам. Головная компания полностью владеет активами филиала, обеспечивает его технологию, финансирует и принимает решения по основным вопросам де Совершенствование организационной структуры зарубежного предпринимательства во многом зависит от складывающихся производственных и коммерческих отношений между головной компанией и ее зарубежными филиалами. Каждый зарубежный филиал уникален из-за специфики условий принимающей страны, поэтому структура организации управления головной компанией заграничными филиалами чрезвычайно разнообразна и практически нет крупных международных компаний с одинаковой структурой управления.

Обобщая опыт развития производственных и коммерческих взаимоотношений головных компаний с зарубежными дочерними фирмами, можно выделить три типичных этапа на пути становления зару бежного филиала ТНК в принимающей стране от первых шагов до глубокой интеграции этого филиала в деятельность всей системы предприятий международной компании.

Первый этап — изоляция, когда головная компания, организуя принимающей стране новый филиал, пока еще изолированный от всей системы предприятий ТНК. Его стратегия еще не сформирована, в какой-то степени изолирована от стратегии головной компании по отношению к другим ее зарубежным филиалам. Головная компания полностью владеет активами филиала, обеспечивает его технологию, финансирует и принимает решения по основным вопросам деятель- ности филиала. Отношения страны головной компании с принимающим государством еще не оформлены соглашением о взаимном применении иностранных инвестиций. Законодательство принимающей страны поощряет иностранные инвестиции, но в то же время существуют значительные торговые барьеры. Головная компания еще не установила стабильные отношения с транспортными организациями принимающей страны и поэтому несет значительные расходы на транспорт и связь. Деятельность филиала рассчитана на рынок принимающей страны и регион ее расположения.

Второй этап — простая интеграция — наступает, когда зарубежный Филиал расширяет деловые связи с фирмами принимающей страны. Некоторые из них становятся субпоставшиками как зарубежного фи­лиала ТНК в принимающей стране, так и головной компании. В то же время зарубежный филиал сам становится производителем продукции (или предоставляет услуги) в общей системе вертикальной интеграции (а

возможно, и горизонтальной или диверсификации производства) ТНК. Углубляются производственные и коммерческие связи зарубежного филиала ТНК с головной компанией, и филиал функционирует в соответствии с общей стратегией ТНК по отношению ко всем ее зарубежным филиалам. Появляется ценовая конкуренция.

Третий этап — комплексная интеграция — характеризуется полным внедрением зарубежного филиала в мирохозяйственную деятельность головной компании со сложной системой внешнеэкономических свя­зей на основе специализации производства и предоставления услуг данного зарубежного филиала. Получают распространение информа­ционные технологии в связи с необходимостью сложных расчетов и оперативной связи с головной компанией. Продукция филиала посту­пает в страну головной компании, на региональный рынок

принимающего государства и другим зарубежным филиалам ТНК по устано­вившимся каналам сбыта с низкими расходами на транспорт и связь

С расширением зарубежного предпринимательства в организации внешнеэкономической службы международных компаний наметилась тенденция к преобразованию экспортного отдела компании с аппара­том управляющих по отдельным странам и регионам в единый депар­тамент внешнеэкономических связей, в функции которого входит рас­пространение общих принципов предпринимательской деятельности компании по всем регионам, где функционируют предприятия ТНК. В функции этого департамента, как правило, входит согласование спе­циализации, товарной номенклатуры зарубежных филиалов, масшта­бов их производства и сбыта продукции по странам и регионам.

Департамент внешнеэкономических связей обычно освобожден от контроля со стороны отделов, курирующих национальный рынок, в нем сосредоточены эксперты, знающие специфику деятельности предприятий в разных странах..





Подборка статей по вашей теме: