Раздаточные материалы

Настоящий список прав человека составлен на основе работ нескольких авторов, посвященных уверенности. Основная задача упражнения не ра­бота с предложенным списком, а составление каждым человеком своего собственного «Билля о правах», имеющего для него индивидуальное значение и соответствующего его жизненным условиям. Каждый из нас имеет право:

1. На отношение к себе как к равному всем прочим людям, независимо от расы, пола, возраста и способностей.

2. На уважение со стороны других людей.

3. Самому решать, как ему тратить свое время.

4. Просить то, что ему необходимо.

5. Обращаться за обратной связью по поводу особенностей своего по­ведения, стиля деятельности и внешнего облика.

6. Быть выслушанным и воспринятым всерьез.

7. Иметь свое мнение.

8. Придерживаться определенных политических убеждений.

9. Плакать,

10. Делать ошибки.

11. Сказать «Нет», не чувствуя себя виноватым за это.

12. Заявлять о своих потребностях.

13. Устанавливать свои собственные приоритеты.

14. Выражать свои чувства.

15. Высказываться в свою пользу, не чувствуя себя эгоистом. Менять свое мнение.

16. Иногда терпеть неудачу.

17. Сказать: «Я не понимаю».

18. Утверждать что-либо, не имеющее под собой логической основы, и не быть обязанным доказывать справедливость этого утверждения.

19. Запрашивать информацию.

20. Быть успешным.

21. Выражать свои убеждения.

22. Придерживаться своих собственных установок.

23. Брать время для обдумывания и принятия решения.

24. Принимать на себя ответственность за свои решения.

25. На личные секреты.

26. На признание: «Я не знаю».

27. Изменяться и развиваться.

28. Самому выбирать, вмешиваться ли в проблемы другого человека или остаться в стороне.

29. Отказываться принимать на себя ответственность за проблемы дру­гого человека.

30. Блюсти свои интересы.

31. Иметь время и место, чтобы побыть одному.

32. Быть индивидуальностью.

33. Запрашивать нужную информацию у профессионалов.

^лава 5. Просьбам отказ

34. Не зависеть от одобрения других.

35. Самому судить о собственной ценности и значимости.

36. Самостоятельно выбирать, как повести себя в каждой ситуации.

37. Быть независимым.

38. Быть собой, а не тем, кем нас хочет видеть другой человек.

39. Не заниматься самоутверждением.

Материалы тренера

Следующие предложения помогут начать дискуссию о правах, перечис­ленных в «Раздаточных материалах». Здесь рассматриваются только первые десять утверждений, которые демонстрируют типы проблем и вопросов, которые могут возникнуть во время выполнения упражнения.

1. С этим пунктом дело обстоит, как и с большинством других прав; боль­шая часть людей редко сталкиваются с тем, что их не принимают окру­жающие, но часто им бывает сложно считаться с самим собой, считать себя равным другим. Здесь можно рассмотреть такие слова, как «неспо­собность». Слово «способность» имело бы то же самое значение? Быва­ют ли люди, «более равные», чем другие? Относиться к людям как к рав­ным и считать всех людей одинаковыми — это одно и то же?

2. Опять же, мы не всегда уважаем себя. Если человек считает, что у него есть это право, это не означает, что к нему всегда будут относиться с ува­жением. Но если он осознает, что обладает им, он будет по-другому ве­сти себя в различных ситуациях, его невербальные проявления будут по­сылать окружающим позитивные сигналы, и он с большей вероятностью будет пользоваться уважением окружающих.

3. Каждый ли человек заслуживает, чтобы к нему относились уважитель­но? Справедливо ли мнение, что уважение нужно заслужить?

4. Часто мы так заняты потаканием нуждам и потребностям других, что забываем о наших собственных желаниях и потребностях. Например, идем в кино или театр, потому что наш партнер хочет этого, тогда как мы предпочли бы провести время по-другому; или проводим отпуск на море, среди солнца и песка, на самом деле желая пройти культурную програм­му и познакомиться с достопримечательностями.

5. Неужели мужчины всегда должны быть амбициозными, думать лишь о карьерном росте и проводить свои выходные в борьбе за то, чтобы вска­рабкаться еще на одну ступеньку вверх? Может быть, они хотят использовать свое время иначе — принимая участие в воспитании детей, напри­мер? Следует ли женщинам проводить все свое время дома с детьми? Или они должны стремиться к личностному и профессиональному развитию? Все эти вопросы связаны с принятием решения о том. на что стоит тра­тить свое личное время.

6. Просить — да; но не требовать. Другой человек тоже имеет права, и среди них — право отказать вам в вашей просьбе.

7. Каковы будут последствия, если вы не попросите о том, чего вы хоти­те? С какими опасностями можно столкнуться, если прямо попросить О том, чего вы хотите? Что произойдет с вашей самооценкой, если вы не станете выдвигать прямых просьб, а все время будете надеяться, что другой человек угадает, что вам нужно, или будете следовать за мнени­ем большинства, вместо того чтобы говорить о своих собственных по­требностях?

8. Каковы преимущества обращения за обратной связью? Каковы свя­занные с ним риски?

9. Помните, что правами обладает каждый из нас. И каждому из нас не­обходимо быть хорошим слушателем.

10. Что вы можете сделать, если люди вас не слушают? Что вы можете сделать, если ваше мнение редко считают важным или уместным? Важ­но не просто иметь мнение, но и право отстаивать его, когда оно проти­воречит мнению большинства. Если человек верит в правоту своей точ­ки зрения, он не должен доказывать его справедливость другим, оправ­дываться, имея свои взгляды, или спорить с аргументами, которые выдвигают против них.

11. Опять же, никто не обязан оправдывать или доказывать справедли­вость своих политических или религиозных взглядов. Но каждый имеет право выражать эти взгляды, когда он этого захочет.

12. Почему мы считаем, что неприлично плакать/ если кто-то это видит? Может ли мужчина плакать? Почему, когда мы плачем, мы чувствуем себя смущенно и ругаем себя за это?

13. Никто не совершенен. Веемы время от времени совершаем ошибки. Мы — люди, и нам свойственно ошибаться. Так почему мы так подвер­жены чувству вины, стыда и так стремимся защищаться, когда случайно совершаем ошибку? Почему мы считаем, что делать ошибки непрости­тельно и что они являются знаком глупости? Гораздо лучше вместо этого учиться на своих ошибках; необходимо поддерживать и поощрять и себя и других, когда совершена ошибка. Важно осознавать, что ошибка не является свидетельством врожденного слабоумия или поведенческого расстройства допустившего ее человека!

Упражнение

Я веду себя уверенно, если…

(по С.Бишоп «Тренинг ассертивности», С-Пб., 2001 г).

Как говорит название этого упражнения, выполняя его, участникам придется рассмотреть случаи, когда они могут быть уверенными срав­нительно легко, и случаи, когда ситуация требует уверенной реакции. В нем речь идет о барьерах уверенного поведения — о тех внутренних сигналах, которые препятствуют уверенным действиям.

Цели. К концу этого упражнения участники:

• Осознают, что каждый человек время от времени может вести (и ведет) себя уверенно.

• Обсудят те случаи, когда сомнения блокируют уверенное поведе­ние.

• Увидят способы преодоления барьеров» мешающих проявлению уверенного поведения.

Ресурсы. Копия «Раздаточных материалов», бумага и письменные принадлежности для каждого участника, флип-чарт и маркер, копия «Материалов тренера».

Время. 1 час.

Метод

Шаг 1: Объяснение первой части упражнения. Работая в малых группах по три-четыре человека, участники должны будут составить список «Я веду себя уверенно, если...», в котором объяснить причины, в силу которых они ведут себя уверенно, и описать моменты, когда им нравится быть уверенными (10 минут).

Шаг 2: Разделите участников на малые группы по три или четыре человека. Раздайте им бумагу и ручки или карандаши. Начните упраж­нение. Если у участников возникнут сложности с первыми идеями, предложите им один или два пункта из «Раздаточных материалов»,

Шаг 3: По истечении 10 минут или раньше (если группы истощат свой запас идей) соберите всю группу вместе. На флип-чарте составь­те общий список. Каждый пункт обсуждайте в такой формулировке, в какой он записан. Когда это уместно, спрашивайте, является ли включение в список какого-либо пункта мнением группы или жела­нием одного человека. Просите привести примеры, иллюстрирующие включенные пункты. Задействуйте в обсуждении всю группу.

Шаг 4: Распределите между участниками «Раздаточные материа­лы». Объясните им, что приведенный в них список является обобще­нием наблюдений групп, ранее проходивших тренинг уверенности. Чтобы участники приняли этот список, предложите им добавить к нему любые свои, не упоминающиеся в нем пункты, в специально от­веденном для этого месте. Обратите внимание группы на то, что все эти позитивные утверждения можно трансформировать в негативные так, что они станут индикаторами проблемных областей. Например: «Я веду себя неуверенно, если... я не чувствую себя хорошо...» или «...если я не уверен в результате» и, т. д.

Шаг 5: Озаглавьте лист флип-чарта: «Как было бы ужасно, если бы...». Попросите участников назвать все возможные негативные утверждения, полученные таким путем, которые препятствуют их уверенному поведению. Напишите список на флип-чарте, включая в него предложения из «Материалов тренера», если они не выдвигают­ся группой.

Шаг 6: Проведите дискуссию о возможных последствиях осуще­ствления всего того, что перечислено в списке. Обсудите все «за» и «против» уверенного поведения с учетом этих сомнений. Что может произойти в самом лучшем случае? Что может произойти в самом худ­шем случае? Как можно преодолеть эти препятствия на пути к уверен­ному поведению?

Шаг 7: Подведите итоги и завершите упражнение, поговорив о его целях. Еще раз сделайте акцент на том, что уверенное поведение -один из возможных вариантов выбора. Могут возникнуть ситуации, когда выбор в пользу уверенности будет неэффективен. Однако, если вы колеблетесь в выборе из-за сомнений и негативного самовосприя­тия, стоит тренировать в себе именно способность вести себя уверенно. Древняя китайская поговорка гласит: «Тот, кто боится трясти ко­сти, никогда не выбросит шестерку».

Я веду себя уверенно, если...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: