Настоящий список прав человека составлен на основе работ нескольких авторов, посвященных уверенности. Основная задача упражнения не работа с предложенным списком, а составление каждым человеком своего собственного «Билля о правах», имеющего для него индивидуальное значение и соответствующего его жизненным условиям. Каждый из нас имеет право:
1. На отношение к себе как к равному всем прочим людям, независимо от расы, пола, возраста и способностей.
2. На уважение со стороны других людей.
3. Самому решать, как ему тратить свое время.
4. Просить то, что ему необходимо.
5. Обращаться за обратной связью по поводу особенностей своего поведения, стиля деятельности и внешнего облика.
6. Быть выслушанным и воспринятым всерьез.
7. Иметь свое мнение.
8. Придерживаться определенных политических убеждений.
9. Плакать,
10. Делать ошибки.
11. Сказать «Нет», не чувствуя себя виноватым за это.
12. Заявлять о своих потребностях.
13. Устанавливать свои собственные приоритеты.
14. Выражать свои чувства.
15. Высказываться в свою пользу, не чувствуя себя эгоистом. Менять свое мнение.
16. Иногда терпеть неудачу.
17. Сказать: «Я не понимаю».
18. Утверждать что-либо, не имеющее под собой логической основы, и не быть обязанным доказывать справедливость этого утверждения.
19. Запрашивать информацию.
20. Быть успешным.
21. Выражать свои убеждения.
22. Придерживаться своих собственных установок.
23. Брать время для обдумывания и принятия решения.
24. Принимать на себя ответственность за свои решения.
25. На личные секреты.
26. На признание: «Я не знаю».
27. Изменяться и развиваться.
28. Самому выбирать, вмешиваться ли в проблемы другого человека или остаться в стороне.
29. Отказываться принимать на себя ответственность за проблемы другого человека.
30. Блюсти свои интересы.
31. Иметь время и место, чтобы побыть одному.
32. Быть индивидуальностью.
33. Запрашивать нужную информацию у профессионалов.
^лава 5. Просьбам отказ
34. Не зависеть от одобрения других.
35. Самому судить о собственной ценности и значимости.
36. Самостоятельно выбирать, как повести себя в каждой ситуации.
37. Быть независимым.
38. Быть собой, а не тем, кем нас хочет видеть другой человек.
39. Не заниматься самоутверждением.
Материалы тренера
Следующие предложения помогут начать дискуссию о правах, перечисленных в «Раздаточных материалах». Здесь рассматриваются только первые десять утверждений, которые демонстрируют типы проблем и вопросов, которые могут возникнуть во время выполнения упражнения.
1. С этим пунктом дело обстоит, как и с большинством других прав; большая часть людей редко сталкиваются с тем, что их не принимают окружающие, но часто им бывает сложно считаться с самим собой, считать себя равным другим. Здесь можно рассмотреть такие слова, как «неспособность». Слово «способность» имело бы то же самое значение? Бывают ли люди, «более равные», чем другие? Относиться к людям как к равным и считать всех людей одинаковыми — это одно и то же?
2. Опять же, мы не всегда уважаем себя. Если человек считает, что у него есть это право, это не означает, что к нему всегда будут относиться с уважением. Но если он осознает, что обладает им, он будет по-другому вести себя в различных ситуациях, его невербальные проявления будут посылать окружающим позитивные сигналы, и он с большей вероятностью будет пользоваться уважением окружающих.
3. Каждый ли человек заслуживает, чтобы к нему относились уважительно? Справедливо ли мнение, что уважение нужно заслужить?
4. Часто мы так заняты потаканием нуждам и потребностям других, что забываем о наших собственных желаниях и потребностях. Например, идем в кино или театр, потому что наш партнер хочет этого, тогда как мы предпочли бы провести время по-другому; или проводим отпуск на море, среди солнца и песка, на самом деле желая пройти культурную программу и познакомиться с достопримечательностями.
5. Неужели мужчины всегда должны быть амбициозными, думать лишь о карьерном росте и проводить свои выходные в борьбе за то, чтобы вскарабкаться еще на одну ступеньку вверх? Может быть, они хотят использовать свое время иначе — принимая участие в воспитании детей, например? Следует ли женщинам проводить все свое время дома с детьми? Или они должны стремиться к личностному и профессиональному развитию? Все эти вопросы связаны с принятием решения о том. на что стоит тратить свое личное время.
6. Просить — да; но не требовать. Другой человек тоже имеет права, и среди них — право отказать вам в вашей просьбе.
7. Каковы будут последствия, если вы не попросите о том, чего вы хотите? С какими опасностями можно столкнуться, если прямо попросить О том, чего вы хотите? Что произойдет с вашей самооценкой, если вы не станете выдвигать прямых просьб, а все время будете надеяться, что другой человек угадает, что вам нужно, или будете следовать за мнением большинства, вместо того чтобы говорить о своих собственных потребностях?
8. Каковы преимущества обращения за обратной связью? Каковы связанные с ним риски?
9. Помните, что правами обладает каждый из нас. И каждому из нас необходимо быть хорошим слушателем.
10. Что вы можете сделать, если люди вас не слушают? Что вы можете сделать, если ваше мнение редко считают важным или уместным? Важно не просто иметь мнение, но и право отстаивать его, когда оно противоречит мнению большинства. Если человек верит в правоту своей точки зрения, он не должен доказывать его справедливость другим, оправдываться, имея свои взгляды, или спорить с аргументами, которые выдвигают против них.
11. Опять же, никто не обязан оправдывать или доказывать справедливость своих политических или религиозных взглядов. Но каждый имеет право выражать эти взгляды, когда он этого захочет.
12. Почему мы считаем, что неприлично плакать/ если кто-то это видит? Может ли мужчина плакать? Почему, когда мы плачем, мы чувствуем себя смущенно и ругаем себя за это?
13. Никто не совершенен. Веемы время от времени совершаем ошибки. Мы — люди, и нам свойственно ошибаться. Так почему мы так подвержены чувству вины, стыда и так стремимся защищаться, когда случайно совершаем ошибку? Почему мы считаем, что делать ошибки непростительно и что они являются знаком глупости? Гораздо лучше вместо этого учиться на своих ошибках; необходимо поддерживать и поощрять и себя и других, когда совершена ошибка. Важно осознавать, что ошибка не является свидетельством врожденного слабоумия или поведенческого расстройства допустившего ее человека!
Упражнение
Я веду себя уверенно, если…
(по С.Бишоп «Тренинг ассертивности», С-Пб., 2001 г).
Как говорит название этого упражнения, выполняя его, участникам придется рассмотреть случаи, когда они могут быть уверенными сравнительно легко, и случаи, когда ситуация требует уверенной реакции. В нем речь идет о барьерах уверенного поведения — о тех внутренних сигналах, которые препятствуют уверенным действиям.
Цели. К концу этого упражнения участники:
• Осознают, что каждый человек время от времени может вести (и ведет) себя уверенно.
• Обсудят те случаи, когда сомнения блокируют уверенное поведение.
• Увидят способы преодоления барьеров» мешающих проявлению уверенного поведения.
Ресурсы. Копия «Раздаточных материалов», бумага и письменные принадлежности для каждого участника, флип-чарт и маркер, копия «Материалов тренера».
Время. 1 час.
Метод
Шаг 1: Объяснение первой части упражнения. Работая в малых группах по три-четыре человека, участники должны будут составить список «Я веду себя уверенно, если...», в котором объяснить причины, в силу которых они ведут себя уверенно, и описать моменты, когда им нравится быть уверенными (10 минут).
Шаг 2: Разделите участников на малые группы по три или четыре человека. Раздайте им бумагу и ручки или карандаши. Начните упражнение. Если у участников возникнут сложности с первыми идеями, предложите им один или два пункта из «Раздаточных материалов»,
Шаг 3: По истечении 10 минут или раньше (если группы истощат свой запас идей) соберите всю группу вместе. На флип-чарте составьте общий список. Каждый пункт обсуждайте в такой формулировке, в какой он записан. Когда это уместно, спрашивайте, является ли включение в список какого-либо пункта мнением группы или желанием одного человека. Просите привести примеры, иллюстрирующие включенные пункты. Задействуйте в обсуждении всю группу.
Шаг 4: Распределите между участниками «Раздаточные материалы». Объясните им, что приведенный в них список является обобщением наблюдений групп, ранее проходивших тренинг уверенности. Чтобы участники приняли этот список, предложите им добавить к нему любые свои, не упоминающиеся в нем пункты, в специально отведенном для этого месте. Обратите внимание группы на то, что все эти позитивные утверждения можно трансформировать в негативные так, что они станут индикаторами проблемных областей. Например: «Я веду себя неуверенно, если... я не чувствую себя хорошо...» или «...если я не уверен в результате» и, т. д.
Шаг 5: Озаглавьте лист флип-чарта: «Как было бы ужасно, если бы...». Попросите участников назвать все возможные негативные утверждения, полученные таким путем, которые препятствуют их уверенному поведению. Напишите список на флип-чарте, включая в него предложения из «Материалов тренера», если они не выдвигаются группой.
Шаг 6: Проведите дискуссию о возможных последствиях осуществления всего того, что перечислено в списке. Обсудите все «за» и «против» уверенного поведения с учетом этих сомнений. Что может произойти в самом лучшем случае? Что может произойти в самом худшем случае? Как можно преодолеть эти препятствия на пути к уверенному поведению?
Шаг 7: Подведите итоги и завершите упражнение, поговорив о его целях. Еще раз сделайте акцент на том, что уверенное поведение -один из возможных вариантов выбора. Могут возникнуть ситуации, когда выбор в пользу уверенности будет неэффективен. Однако, если вы колеблетесь в выборе из-за сомнений и негативного самовосприятия, стоит тренировать в себе именно способность вести себя уверенно. Древняя китайская поговорка гласит: «Тот, кто боится трясти кости, никогда не выбросит шестерку».
Я веду себя уверенно, если...