Невербальные признаки уверенного поведения

1. Жесты ладонью вниз, перстоуказующие жесты;

2. шпилеобразное расположение ладоней и пальцев рук;

3. закладывание рук за спину: рука в руке;

4. закладывание рук за голову,

5. акцентирование больших пальцев рук, закладывание их за ремень и в карманы;

6. руки на бедрах

7. сидение верхом на стуле

8. 2/3 времени сосредоточено на лице партнёра:

9. при курении дым вверх выдувается через ноздри, голова – вверх

10. сверх раскрепощенная поза: ноги на столе, ручке кресла.

Интересно самим участникам упражнения демонстрировать признаки уверенного и неуверенного поведения. Проиграть диалоги, в которых один выступает в роли «нападающего», а другой, общаясь с ним, меняет свои телесные появления, осознанно добавляя себе уверенности или неуверенности. Рефлексируя опыт упражнения, важно сравнить свои переживания в уверенных и неуверенных позах.

1.1.4

Уверенность как основа ответственного поведения

Упражнение

Билль о правах

(по С.Бишоп «Тренинг ассертивности», С-Пб., 2001 г).

Это упражнение посвящено главной проблеме уверенности: развитию уважения к вашим основным правам и правам другого человека.

Цели. К концу этого упражнения участники:

• Выработают всей группой перечень основных прав человека.

• Получат возможность составить свой собственный список прав (если он отличается от общего).

• Станут лучше понимать установку, лежащую в основе уверенного поведения о том, что мы все обладаем личными правами.

• Рассмотрят, как они позволяют себе или другим нарушать личные права.

• Будут лучше готовы к позитивному видению себя.

• Осознают, что признание прав человека — двусторонний процесс.

Ресурсы. Копия «Раздаточных материалов» для каждого участни­ка, копия «Материалов тренера», флип-чарт и маркер; (по выбору) — машинистка или компьютер и ксерокс.

Время. 1,5 часа.

Метод

Шаг 1: Представление упражнения. Один из базовых принципов философии уверенности — положение о том, что мы все имеем рав­ные права. Уважение этих прав (вместо их подавления или требо­вания их соблюдения) помогает нам лучше относиться к себе. Наша самооценка повышается, а уровень уверенности растет. Это, в свою очередь, влияет на наши отношения и на взаимодействие со всем внеш­ним миром в целом. Не стоит и говорить о том, что каждый из нас об­ладает основными нравами человека. В некоторых тренинговых про­граммах много внимания уделяется личным правам, но упускаются из вида права окружающих. Уверенный человек не тот, кто является са­мым лучшим и совершенным и, несмотря ни на что, гнет свою линию. Уверенное поведение не подразумевает требований к другим людям и выполнение ими желаний проявляющего его человека — другой че­ловек имеет такое же право отказать нам, как и мы — право просить его о чем-либо. Уверенный человек всегда следит за тем, относится ли он к другим людям с таким же уважением, каким хотел бы пользовать­ся сам.

Хотя существует несколько основных прав человека, которые при­водятся в любой литературе, посвященной развитию уверенности, есть столько же их различных вариантов, сколько и книг на эту тему. Задача этого упражнения — не просто ввести новый «Билль о правах», но и предложить обширный список прав человека, являющийся ком­пиляцией мнений нескольких авторов, С этим списком участники могут работать так, как они захотят, — выбирать из него отдельные пункты, упрощать их, вносить в список поправки, дополнять его до тех пор, пока они не будут удовлетворены набором персональных прав, на основании которых они смогут повысить свою уверенность.

Шаг 2: Объяснение процедуры проведения упражнения. Каждый участник получает список персональных прав человека. Он составлен по принципу избыточности, чтобы обеспечить участникам широкие возможности для выбора. И все же в нем может чего-то недоставать. Задача группы — прочитать этот список и на его основе создать соб­ственный «Билль о правах», согласно которому участники будут ра­ботать на всем протяжении программы тренинга. Маловероятно, что мнение участников будет единодушным, поэтому каждый из них со­храняет за собой право изменять или адаптировать под свои потреб­ности окончательный список, выработанный группой, и формировать свой личный «Билль о правах», который будет для него приемлемым и которым он будет доволен.

Шаг 3: Распределите копии «Раздаточных материалов». Дайте участникам несколько минут, чтобы они могли ознакомиться с ними.

Шаг 4: Двигаясь по порядку, обсуждайте каждый пункт и прини­майте решение о том, стоит ли включать его в общий список. Те пра­ва, которые группа решает включить в свой список, записывайте на флип-чарте. Необходимо взвешивать все «за» и «против» каждого рассматриваемого понятия и его лингвистический смысл и учитывать возможные последствия его принятия. Вам может понадобиться по­просить группу расставить приоритеты и сократить список прав до десяти-двенадцати пунктов.

Шаг 5: Разделите участников на малые группы по три-четыре че­ловека. Попросите участников высказаться по поводу тех прав из со­гласованного списка, которые, на их взгляд, будет трудно соблюдать. Попросите их привести примеры поведения, которые позволяют им или другим людям нарушать или ущемлять эти права.

Шаг 6 (по усмотрению тренера): Пока в малых группах проходит обсуждение, переведите согласованный «Билль о правах» в печатный вид и сделайте его ксерокопии.

Шаг 7: Соберите группу для короткой дискуссии и подведения итогов. Спросите, какие наблюдения были сделаны во время работы в малых группах. Ответьте на возникшие вопросы.

Лучше, если каждый участник не просто примет выработанный группой «Билль о правах», но и так изменит его, чтобы он наилучшим образом подходил для него и тех людей, с которыми он общается. Очень важно, чтобы члены группы самостоятельно составили список своих прав, чтобы включить в него именно те пункты, которые имеют значение для них и для их жизни. Кроме того, важно не отказываться от пункта, включенного в список, только потому, что какое-либо пра­во очень трудно отстоять. Например, для человека, который привык всю жизнь зависеть от других, может оказаться сложным самостоя­тельно принимать решения и пережинать их последствия, но это не значит, что этим правом нужно пренебрегать.

Шаг 8 (по желанию тренера): Раздайте участникам распечатанные образцы «Билля о правах». Завершите упражнение, упомянув о его целях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: