Выбор размещения видов деятельности

При формировании глобальной стратегии фирма должна определиться, во-пер­вых, с тем, целесообразно ли сосредоточить свою деятельность в одной, несколь­ких или многих странах, а во-вторых, на каких странах остановить свой выбор.

В случае сосредоточения деятельности в одной стране производится поставка уже готовых материалов в другие страны. Конкурентное преимущество достига­ется за счет эффекта масштаба, снижения издержек при выпуске нового вида про­дукции.

Рассредоточение целесообразно, когда местные потребности различны, транс­портировка, связь и хранение сильно влияют на конечную цену в сторону удоро­жания. Это необходимо также для улучшения маркетинга в зарубежной стране,и тесного взаимодействия с покупателями, для получения актуальной информации о стране.

Выбор между сосредоточением и рассредоточением зависит от вида деятель­ности, которую выполняет фирма.

При производстве грузовиков такие компании, как Daimler-Benz и Volvo, осуществ­ляют разработку новых моделей и совершенствование уже существующих в стра­не базирования, а сборку — в других странах. Шведская фирма Electrolux использу­ет стратегию сильного рассредоточения, используя при этом прямые зарубежные инвестиции. Это вызвано необходимостью находиться как можно ближе к конеч­ному потребителю и быстро реагировать на его изменяющиеся запросы.

Кроме определенияместа осуществления того или иного вида деятельности, перед фирмами встает задача выбора страны. При проведении глобальной страте­гии фирма может выполнять определенные операции не только в стране базиро­вания, но и в других, более выгодных регионах. Основная причина, по которой тот или иной вид деятельности сосредоточен в определенной стране — более низкая стоимость факторов производства. Однако уже сегодня фирмы переводят деятельность за границу и по другим причинам: помимо более дешевого сырья и ра­бочей силы, интерес вызывают научные кадры и информационные базы. Кроме того, фирмы, заинтересованные в более прочных деловых отношениях с зарубеж­ными партнерами, стремятся разместить филиалы в соответствующих странах.

Во многом перенос отдельных видов деятельности в другие страны зависит от политической ситуации в них. При введении квот или налогов на ввоз импортных товаров цены на продукцию фирм возрастают и делают товары неконкурентоспо­собными. В целях сохранения рынков сбыта фирмы переводят свою деятельность на территорию этих стран.

Опираясь на модель национального ромба, М. Портер сформулировал пере­чень вопросов, позволяющих выбрать страну базирования наилучшим образом42.

42 М. Портер. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993,с. 651.

В блоке «стратегия фирм, их структура и соперничество» наиболее суще­ственны ответы на следующие вопросы:

• Соответствуют ли стиль менеджмента и преобладающие типы организаци­онных структур в стране потребностям отрасли?

• Какие виды стратегии основаны на принятых в стране организационных нормах? Привлекает ли отрасль в данной стране наиболее талантливых людей?

• Соответствуют ли цели инвесторов потребностям увеличения конкуренто­способности отрасли?

• Имеются ли у фирмы достойные конкуренты на внутреннем рынке?

Блок «факторы производства» требует прояснения таких условий:

• Располагает ли страна особенно развитыми или наиболее подходящими факторами производства? Если да, то в каких сегментах и для каких конкурентных стратегий они наиболее пригодны?

• Располагает ли страна лучшими, чем за рубежом, механизмами создания факторов для данной отрасли (специальные исследовательские программы, выдающиеся учебные заведения и т.п.)?

• Отражает ли невыгодное положение с отобранными факторами производ­ства ситуацию, сложившуюся в международном масштабе?

Специфика спроса в данной стране также может способствовать или препят­ствовать реализации глобальной стратегии. В блоке «условия спроса» надо учесть:

• Являются ли покупатели продукции в данной стране наиболее разборчивы­ми и требовательными? Если да, то в каких сегментах рынка?

• Существуют ли в стране необычные потребности в продукции данной от­расли, которые, однако, могут быть легко инициированы и в других местах?

• Предвосхищают ли потребности покупателей в данной стране потребности покупателей в других странах?:

• Являются ли каналы распределения и сбыта в стране достаточно высоко­развитыми и предвосхищают ли они мировые тенденции?

Анализ родственных и смежных отраслей должен дать ответы на такие вопросы:

• Имеет ли данная страна снабжающие отрасли мирового уровня? Если да, то для каких сегментов отрасли?

• Имеет ли страна сильные позиции в важных смежных отраслях?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: