Традиционные теории лидерства: Теория лидерских качеств и теория лидерского поведения

Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.

Однако изучение только личных качеств дало противоречивые результаты. Обнаружилось, что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что обладает некоторым набором личных свойств”, а “структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных”.

Наиболее известными теориями лидерского поведения явл след 1) три стиля руководства (Различие между политическими системами США и Германии перед Второй мировой войной послужило причиной исследования лидерства, проведенного в лабораторных условиях известным американским ученым-бихевиористом Куртом Левиньгм Изучение заключалось в сравнении эффекта от использования трех лидерских стилей: авторитарного, демократического и пассивной. исследования также подтвердили факт, что демократический стиль не всегда является наиболее продуктивным.)

2) исследования Университета штата Огайо (Их целью была разработка двухфакторной теории руководства. За основу были взяты две переменные: структура отношений и отношения в рамках этой структуры, К первой переменной относятся образцы поведения, с помощью которых лидер организует и определяет структуру отношений в группе: определение ролей, установление коммуникационных потоков, правил и процедур работы, ожидаемых результатов. Вторая переменная включает образцы поведения, отражающие уровень или качество отношений между лидером и последователями: дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатия и гармония, чувствительность друг к другу, желание сделать друг другу доброе.

Проведенные исследования позволили сделать два важных вывода. Во-первых, чем большее внимание уделяется структуре отношений и всему тому, что связано с работой, тем больший эффект достигается при следующих условиях:

* сильное давление, оказываемое кем-то (кроме лидера) с целью получения соответствующих результатов;

* задание удовлетворяет работников;

* работники зависят от лидера в получении информации и указаний о том, как делать работу;

* работники психологически. подготовлены быть полностью инструктированными лидером;

* соблюдается эффективный масштаб управляемости.

Во-вторых, было отмечено, что эффективность лидерства зависит также от ряда других факторов:

* организационная культура;

* используемая технология;

* ожидания от использования определенного стиля руководства;

* моральная удовлетворенность от работы с руководителем определенного стиля.)

исследования Мичиганского университета (ставило своей целью определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. За основу были взяты две переменные в поведении лидера: концентрация внимания лидера на работе. и на работниках. Результаты исследований Мичиганского университета позволили сделать следующие выводы об эффективном лидере:

* имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хороших отношений с ними;

* использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками;

* устанавливает предельно высокий уровень выполнения работы и напряженные задания.)

системы управления (Ликерт). Им были выделены две категории лидеров:

* Лидеры, ориентированные на работников;

* Лидеры, ориентированные на работу.

3) управленческая сетка (Блейк и Моутон); представляет собой матрицу, образованную пересечениями двух переменных или измерений лидерского поведения: на горизонтальной оси -- интерес к производству и на вертикальной оси - интерес к людям Переменные управленческой сетки, по сути носят характер расположения (к чему-либо или кому-либо) и взгляда (на что-то), предопределяющих последующее поведение, т.е. оба интереса связаны как с человеческим сознанием, так и с действием человека, а не только с чем-нибудь одним.

4) концепция вознаграждения и наказания; представляет собой матрицу, образованную пересечениями двух переменных или измерений лидерского поведения: на горизонтальной оси - интерес к производству и на вертикальной оси - интерес к людям. Переменные управленческой сетки, по сути) носят характер расположения (к чему-либо или кому-либо) и взгляда (на что-то), предопределяющих последующее поведение, т.е. оба интереса связаны как с человеческим сознанием, так и с действием человека, а не только с чем-нибудь одним

5) заменители лидерства. С. Керр и Дж. Джермейер выдвинули предположение о наличии переменных или так называемых заменителей лидерства, имеющих свойство сводить на нет потребность в лидерском влиянии на уровень работы подчиненных и их удовлетворенность. Например, подчиненный, имеющий большой опыт работы, развитые способности и высокий уровень подготовки, как бы устраняет потребность в директивном руководстве. Самоуправление для таких работников будет более привлекательным, чем указания их лидера.

Билет 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: