Состав и содержание социально – психологических функций

Социально-психологические функции менеджмента регулируют отношения между людьми в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей.

К социально-психологическим функциям относятся нижеследующие детальные функции:

- Делегирование;

- Мотивация.

Делегирование – процесс передачи задач и определение компетенции (полномочий) лицу или группе лиц принимающих на себя ответственность за их удовлетворительное решение. При этом под з адачей будем понимать конечный или промежуточный результат деятельности участника или руководителя подразделения.

Компетенция (полномочия) – ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач. Наделяя работника ограниченным правом использования организационных ресурсов для решения задач, порученных ему руководством, одновременно работник принимает на себя ответственность за удовлетворительное решение этой задачи.

Ответственность – обязательство лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках предоставленных полномочий, т.е. прав и ресурсов.

Таким образом, в процессе делегирования всегда передаются три объекта - задача, полномочия и ответственность. Отсутствие хотя бы одного из них влечет за собой очевидный дисбаланс и возможный срыв работы. Поручив решение задачи и не передав работнику полномочий на использования необходимых ресурсов, руководитель лишает работника возможности задачу решить. Передав работнику задачу и полномочия, но не установив ответственности за её удовлетворительное решение, руководитель снижает уровень мотивации работника к успешному завершению дела.

Мотивация – процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей её развития.

Мотивация связана с использованием специфических категорий и понятий, таких как потребность, побуждение, стимул и т.п.

Потребности – это основополагающая категория менеджмента, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствие.

Побуждение в мотивационном механизме – это проявленное стремление удовлетворить осознанные потребности, т.е. наличие мотивов целенаправленной деятельности. Побуждения проявляются в мотивационном поведении человека или коллектива, т.е. поведении, направленном на реализацию осознанных и принятых мотивов, достижения актуальной цели. Стремление к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудника или коллектива.

Стимул в мотивационном механизме – это результат (цель), к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка человеком достигнутого результата ощущается им через полученное вознаграждение.

Вознаграждение – это материальная или моральная (психологическая) оценка результата удовлетворения потребности, т.е. всего процесса мотивации. Вознаграждение - это эквивалент (материальный или моральный) затраченных для достижения организационного результата усилий. Вознаграждение может носить как внешний, так и внутренний характер. Внешнее вознаграждение исходит от руководителя (в виде премии, приказа о поощрении …), внутреннее вознаграждение формируется в сознании работника как удовлетворение от хорошо выполненной работы (программист решил задачу, над которой бились «асы», и получил от этого мощный позитивный психологический импульс).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: