Системный подход к рассмотрению путей повышения эффективности менеджмента предложила фирма «Mac Kinsey». Этот подход получил название системы «7-С».
1. Совместные ценности – культура организации, традиции, морально-этические принципы, всеми одобряемые и признаваемые ценностные индикаторы.
2. Стратегия – стратегические цели, перспективные планы, выработка стратегии развития организации, её предпринимательской политики.
3. Структуры – состав и подчиненность подразделений организации, совершенствование структуры организации, рациональное распределение функций, прав и ответственности.
4. Системы – правила и процедуры принятия решений по всем функциональным областям, совершенствование системы принятия решений, повышение её обоснованности, разработка эффективной интегрированной информационной системы организации.
5. Стиль – руководители организации, стиль руководства, коллегиальность в управлении.
6. Состав работников – совершенствование системы управления персоналом (подбора, изучение кадров, механизма мотивации, социально-психологические аспекты).
|
|
7. Сумма навыков – обучение персонала, переподготовка, создание системы повышения квалификации и бесконфликтного разрешения противоречий.
Можно выделить некоторые требования к процессу повышения эффективности менеджмента:
2. Заинтересованность и единство руководства высшего уровня.
3. Соблюдение высшим руководством принципов морали.
4. Вовлечение всего руководящего состава в процесс преобразований.
5. Участие всех рабочих и служащих в повышении эффективности организационной деятельности.
6. Максимальное использование всех форм коллегиальности.
7. Устранение причин недостатков и проблем, а не их следствий.
8. Начинать с малого - малые победы ведут к большим успехам.
Как видим на вербальном уровне достаточно подробно излагаются основные подходы и требования к процессу повышения эффективности менеджмента. Однако, скорее всего мы не ошибемся, сказав, что формальных инструментов, позволяющих получить количественные оценки эффективности явно недостаточно. Приведем некоторые простые зависимости, которые хоть как-то прикрывают имеющуюся брешь. Итак, в качестве показателей эффективности управления предлагаются ниже следующие:
1.
Где показатель эффективности управления;
- затраты на управление;
- прибыль организации.
2.
Где - коэффициент численности управленческих работников;
- численность управленческих работников;
общая численность работников организации.
3.
|
|
Где коэффициент затрат на управление;
общие затраты организации.
4.
Где удельный коэффициент затрат на управление (на единицу выпускаемой продукции);
объем выпуска продукции.
В работе [4], отмечая сложность формирования обобщенных оценок эффективности менеджмента, говорится о необходимости использования оперативных показателей, таких как прибыльность, рост, рыночная доля, социальная ответственность и т.д. Именно оперативные показатели отражают реальные результаты работы организации. Однако следует понимать, что многие из существующих целей (и показателей их достижения) носят противоречивый характер, увеличение одного показателя приводит к снижению другого. Например, быстрый рост компании может снизить её финансовую стабильность, а увеличение расходов на социальную сферу приведет к снижению прибыльности и т.д.
Контрольные вопросы по теме 5.
10. В чём различие между понятиями “эффективность деятельности” и “эффективность менеджмента”?
11. Каковы главные цели организации в сфере предпринимательства?
12. Какие критерии результативности деятельности организации используются для оценки эффективности менеджмента?
13. С помощью каких экономических показателей можно оценить эффективность управления?
14. Каковы признаки эффективного менеджмента "образцовых” организаций?
15. В чём состоит различие подходов организаций к роли потребителей?
16. Каковы основные элементы человеческой природы?
17. Какими способами можно создать атмосферу поиска в организации?
18. Из каких элементов состоит схема “7- С" компании Маккинси?
19. Назовите основные требования к процессу повышения эффективности менеджмента в организации.