Отрицательные стороны

· Глубокая компетентность быстро улетучивается применительно ко всем специальностям, поскольку специалисты широкого профиля не могут уследить за всем сразу.

· Труднее привлекать специалистов.

· Инновации ограничиваются уже существующими областями.

· Группы могут конкурировать в использовании общих ресурсов, таких как компьютеры, закупки и т.д.

Сильные стороны

· Этот тип организаций чувствителен к быстрым изменениям в окружающей среде и технологиях.

· В них менее вероятно возникновение межгрупповых конфликтов.

· Всем членам группы легче видеть общие цели организации.

· Членам групп предоставляется возможность освоить более широкий круг умений и навыков, а также иметь более широкий круг обязанностей.

Центральное положение, принципиальное с точки зрения эффективного управления

Когда организации децентрализуются, они часто переходят от функциональной структуры к структуре, ориентированной на продукт. Это может в краткосрочной перспективе улучшить деятельность организации в целом, так как эта структура быстрее реагирует на запросы рынка.

Матричная структура

Матричная структура организации. Некоторые организации стремятся использовать лучшие свойства из обоих описанных типов структур. Это требует матрицы или смешанной модели, которая была разработана в аэрокосмической промышленности. В данной структуре, как уже говорилось, каждый работник подчиняется сразу двум начальникам. Например, бухгалтер подчиняется своему функциональному начальнику (финансовому директору) и менеджеру, руководящему выпуском определенного изделия, производство которого учитывает данный бухгалтер.

Общая характеристика

Смешанная модель обеспечивает максимальную гибкость. При необходимости она может сжиматься или расширяться.

Отрицательные стороны

· Такая структура связана с серьезными недостатками, которые можно суммировать термином «человеческая ограниченность».

· Управление конфликтами отнимает много времени.

· Чтобы данная структура была эффективной, необходимо иметь две бюджетные линии, контракты должны подписываться двумя начальниками.

· Должна существовать двойная система вознаграждений и т.д.

· Такие механизмы дорого стоят. Более того, их нелегко понять.

Сильные стороны

· Матричная структура организации дает многовариантное развитие карьеры, поощряет развитие как специальных, так и интегративных навыков.

· В смешанных моделях люди должны изобретать или находить новые процедуры и нормы. Это развивает персонал «естественным образом».

Центральное положение, принципиальное с точки зрения эффективного управления

В российских вновь возникающих компаниях сейчас стало модно вводить матричную структуру. Однако это крайне редко приводит к положительным результатам. Основная причина – отсутствие культурных организационных ресурсов для «жизни» в такой организации. Многие менеджеры и сотрудники таких фирм испытывают дискомфорт от высокой степени неопределенности. Матричная структура должна быть обеспечена наличием персонала с высокой организационной культурой, поскольку смешанный подход усложняет взаимоотношения при каждом изменении событий.

Иногда предполагают, что существование целевых комитетов или представительных групп по проектам в дополнение к функциональной системе представляет собой «матрицу». Мы специально кратко остановились на комитетах, чтобы отделить эти две сущности.

Речь идет о ненастоящей (или, как иногда говорят, «слабой») матрице, если:

1. Целевая группа или группа по проекту не имеет своего собственного бюджета.

2. Руководитель комитета или проекта имеет меньшие властные полномочия, чем функциональный руководитель.

3. Людям не предоставляется специальное время, свободное от функциональных заданий, для работы над задачами проекта.

4. Успешно выполненная работа не отражается на поощрениях, вознаграждениях и премиях.

Слабые матрицы, часто применяются организациями, которые от функционального принципа управления начинают переходить к так называемому проектному управлению, но по какой-либо причине не способны ввести полноценную матричную структуру. Об управлении проектами мы будем говорить в следующем модуле, здесь лишь приведем пример слабой матрицы (см. рисунок 9).


Рисунок 9. Слабая матричная структура в управлении проектом:

- координаторы имеют двойное подчинение;

- сотрудники функциональных отделов могут работать в нескольких проектах одновременно

Проектно-ориентированные организации – это те организации, которые получают доход в основном от выполнения проектов для других организаций. Такие организации стремятся иметь структуры системы управления, позволяющие использовать методологию управления проектами, а именно:

1. Координатором Проекта может быть назначен как руководитель определенного отдела (отдела продаж, отдела внедрения, отдела технических средств), так и сотрудник данного отдела. Список потенциальных Менеджеров Проектов должен быть утвержден приказом Руководителя ВЦ.

2. Назначение сотрудника Координатором Проекта означает появление у него второго подчинения (помимо функционального подчинения появляется подчинение Заместителю Руководителю по управлению проектами).

3. Бюджетирование осуществляется по функциональным отделам.

4. Бюджет времени каждого члена команды проекта составляется Координатором Проекта, визируется всеми руководителями функциональных отделов, сотрудники которых включены в проект, и утверждается Руководством организации.

5. В каждом проекте должна существовать двойная система премиального вознаграждения. Координатор Проекта, как правило, обладает правом распределения 50% премиального вознаграждения.

Слабые матричные организации сохраняют много характеристик функциональных организаций, и роль менеджера проекта в них – это скорее роль координатора, чем менеджера.

Большинство современных организаций, деятельность которых связана с проектами, сочетают (или прошли в своем развитии) несколько типов структур.

Например, имея слабую матричную структуру, организация может в отдельных случаях создать специализированную команду для выполнения некоторого сложного для данной компании проекта. Менеджер и его команда в таком случае могут обладать многими характеристиками команды чистой проектной организации, то есть:

· менеджер проекта наделен большей властью в отношении бюджетирования в данном проекте, нежели функциональные руководители;

· в команде может работать в основном с полной занятостью персонал разных функциональных отделов;

· стандарты и правила работы команды могут быть выработаны и утверждены специально для этого проекта»

· команда проекта может работать вне рамок стандартной, формализованной системы отчетности, принятой в организации.

Переход к «чистой» проектной компании вероятнее всего будет осуществляться в виде цепочки конечных шагов: «управление отдельными проектами в старых структурах» - … «слабая матрица»- … «проектная организация».

В заключение необходимо сказать, что все структуры, которые мы рассмотрели в этой теме, представляют собой «чистый вид» организационных структур. На практике встречаются смешанные типы структур. Это и усложняет управление организацией.

Естественно, структуры организаций заполняются людьми, которые сами и создают эти структуры, чтобы, работая и принимая решения, достигать своих целей.


Подведите, пожалуйста, итоги данной темы, ответив на следующие вопросы:

Каковы три основные идеи данной темы? Кратко сформулируйте их:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова для Вас лично практическая польза от изучения этой темы? Постарайтесь указать конкретную ситуацию, в которой Вы будете опираться на понятия или общие идеи, почерпнутые Вами в данной теме:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

Что вызвало у Вас трудности в освоении данной темы? Сформулируйте свою проблему так, чтобы ее можно было обсудить с другими студентами, изучающими этот курс, и преподавателем:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие идеи этой тему вызывает у Вас несогласие? Назовите конкретную идею. Сформулируйте как можно точнее, с чем Вы не согласны. Приведите примеру в пользу своей точки зрения:

___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 3.

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

Организации могут выполнять в обществе одну из трех функций:

· социально-экономическую функцию;

· социально-культурную функцию;

· социально-регулятивную функцию.

 
 


Рисунок 10. Виды организаций по их функциональному предназначению в обществе




double arrow
Сейчас читают про: