Выдержки из Балансового отчета компании «Русские куклы»

Внеоборотные активы 200000 Собственный капитал 170000  
 
 
Долгосрочные обязательства 80000  
Оборотные активы 150000  
Краткосрочные обязательства 100000  


Давайте теперь попытаемся заглянуть «внутрь» коэффициента доходности совокупных активов. Для начала зададимся вопросом: «Как взаимосвязаны два таких показателя как прибыль от продаж и выручка?»

Для удобства держите перед глазами принципиальную схему отчета о прибылях и убытках (рисунок 8). Можете ли Вы представить себе такую ситуацию: прибыль от продаж у Вас гораздо ниже, чем у конкурентов, хотя выручка в несколько раз выше, чем у них? Согласитесь, такая ситуация может возникнуть, если Ваша фирма, имея превосходящие чем у конкурентов объемы продаж, при этом имеет более высокую, чем у них, себестоимость продукции. Чтобы быть конкурентоспособной, фирма должна не только превосходить других в объемах продаж, но и тратить меньше средств на производство своих товаров, нежели конкуренты. Другими словами, отношение показателя «прибыль от продаж» к показателю «выручка» должно иметь значение большее, чем у конкурентов.

Это отношение экономисты считают очень важным и называют его, как правило, рентабельностью реализации (РР) или нормой прибыли. Ниже приводится формула вычисления рентабельности реализации (РР).

,

где: ПотП - прибыль от продаж

В – выручка

А как соотносятся выручка и совокупные активы? Вспомните, что Вы написали фломастером на структуре баланса в квадрате «совокупные активы» (см. рисунок 7) - «Средства, принадлежащие компании». Естественно предположить, что каждая компания хочет иметь не только большие по объему средства, но чтобы они еще и приносили как можно большую выручку. Другими словами, значение отношения показателя «выручка» к показателю «совокупные активы» должно быть выше, чем у конкурентов. И этому отношению экономисты уделяют должное внимание и называют его «оборачиваемость совокупных активов» (ОСА). Ниже приводится формула вычисления этого соотношения:

,

где: В – выручка;

СА – совокупные активы

Теперь самое интересное! Два последних соотношения (рентабельность реализации и оборачиваемость совокупных активов) «сидят внутри» коэффициента, с которым мы уже познакомились выше – доходности совокупных активов (ДСА). Если Вы просто перемножите значение рентабельности реализации (РР) и значение оборачиваемости совокупных активов (ОСА), то получите знакомый уже Вам коэффициент доходности совокупных активов (ДСА). Ниже приводится формула вычислений:

Глядя на эту совсем несложную формулу, логично предположить, что увеличение значения любого из соотношений, являющихся сомножителями в этом произведении, ведет к увеличению значения доходности совокупных активов (ДСА). Хотите повысить доходность своих активов? Заботьтесь о том, чтобы у Вас подрастали рентабельность реализации или оборачиваемость совокупных активов, а лучше будет, если Вам удастся увеличить значение и того, и другого. Например, валовую прибыль в 1000 условных единиц в месяц можно получить различными способами – продав две единицы товара с прибылью 500 у.е. на каждой (2х500=1000), 100 единиц товара с прибылью 10 у.е. на каждой (100х10=1000) или 1000 единиц товара с минимальной прибылью в 1 у.е. на каждой (1000х1=1000).

Для тех, у кого элементарная математика не вызывает мистического ужаса, ниже приведем «внутреннее устройство» коэффициента доходности совокупных активов полностью:

Подведем первые итоги, они важны для наших дальнейших рассуждений:

1. Уровень доходности совокупных активов показывает, насколько умело менеджеры используют активы, принадлежащие компании.

2. Для эффективно работающих компаний ДСА может составлять 10% и выше.

3. Значение этого коэффициента зависит от двух показателей:

· рентабельности реализации (нормы прибыльности);

· оборачиваемости совокупных активов.

От чего же зависит уровень самих показателей, которые впрямую влияют на доходность совокупных активов или от чего зависит значение рентабельности реализации и оборачиваемости совокупных активов?

Представим себе компанию, которая занимается дистрибьюторской деятельностью, то есть продает то, что произвели другие. При прочих равных условиях эта компания будет иметь относительно низкую рентабельность реализации (норму прибыли), то есть отношение прибыли от продаж к выручке. На относительно стабильном и зрелом рынке дистрибьюторы продают, как правило, много товаров, но с весьма скромной прибылью от этих продаж. В то же самое время такая компания может иметь хороший показатель оборачиваемости совокупных активов, так как она не обязательно должна иметь огромный основной капитал, чтобы много продавать.

Некоторое время назад в России сложилась такая макроэкономическая ситуация, когда у фирм, занимающихся продажами, а не производством, показатель рентабельности реализации тоже «зашкаливал», то есть был очень высоким. Но это, как Вы понимаете, не было заслугой конкретной торговой фирмы. Из-за неумелых действий политиков и правительства сложилась ненормальная ситуация, когда торговать было значительно выгоднее, чем производить.

Возьмем компанию, которая занимается другой деятельностью. Если ее деятельность требует огромного основного капитала, компания будет вынужденно вкладывать большие средства (в том числе деньги) в этот капитал. В результате такая фирма при прочих равных условиях будет иметь низкую оборачиваемость совокупных активов, так как, чтобы получить это значение, мы делим выручку компании на ее огромные активы. В то же время такая компания может иметь хорошие показатели рентабельности реализации, то есть отношение прибыли от продаж к выручке.

Постараемся понять физический смыл понятия «рентабельность». В общем, рентабельность – это показатель, который дает Вам информацию о тех деньгах, которые остаются у Вас, когда Вы из конечного результата деятельности фирмы (выручки) вычли все операционные расходы (себестоимость производства продукции, коммерческие расходы, управленческие расходы). Так что если рентабельность реализации (норма прибыли) Вашей компании равна, например, 5%, то это означает, что все Ваши операционные расходы составляют остальные 95%. А отсюда уже следует естественный вывод – чтобы увеличить рентабельность реализации (норму прибыли), надо анализировать, из чего состоят Ваши издержки, какую долю составляет каждая из статей издержек, и думать, как их сокращать в будущем. Вы можете это сделать, разделив, например, каждую статью операционных расходов на выручку. В результате Вы получите ряд частных показателей по долям расходов:

.....

И так далее, по всем расходным статьям.

Тщательно проанализировав таким образом все свои расходы, Вы сможете наметить план снижения расходов по тем статьям, которые имеют неоправданно высокую долю в общих расходах. Такой анализ позволяет также планировать свои будущие расходы, оперируя конкретными цифрами и формулируя конкретные задачи для минимизации расходов. Именно такая кропотливая работа по анализу издержек может привести к реальному повышению рентабельности реализации, что, в свою очередь, повысит доходность совокупных активов

Давайте для полноты картины разберемся теперь с понятием «оборачиваемость совокупных активов», в чем его физический смысл. Здесь нам понадобятся уже знакомые понятия из баланса – это три группы активов:

· внеоборотные активы;

· товарно-материальные запасы;

· дебиторская задолженность.

Мы можем разделить значение выручки отдельно на каждую группу активов и посмотреть, какое соотношение мы имеем. Смысл состоит в том, что одну и ту же выручку (числитель дроби) можно получить, используя различный объем активов (знаменатель). Соответственно, чем меньше мы использовали активов для получения определенной выручки, тем выше показатель оборачиваемости совокупных активов.

Но чтобы знать, где у нас есть резервы для сокращения неэффективно используемых активов, мы анализируем группы активов по отдельности, рассчитывая такие, например, соотношения, как:

И так далее, до полной ясности, какова структура активов, участвующих в создании результата, который привел к определенному объему выручки.

Кстати, такой анализ не обязательно ведет к сокращению неэффективно используемых активов. Менеджеры часто занимаются оптимизацией их использования, наращивая выпуск или диверсифицируя свою деятельность. Но эти решения уже относятся к этапу «лечения болезни», а мы сейчас заняты обсуждением того, как и по каким признакам ставится «диагноз».

Обращаем Ваше внимание на тот факт, что в анализе рентабельности реализации мы можем простым сложением всех частных показателей (частное от деления любой статьи расходов на выручку) получить значение общей суммы всех расходов, выраженное в процентах.

В последнем случае, имея все значения отношений (выручка к каждому виду активов), мы не можем путем простого суммирования их значений получить общее отношение – оборачиваемость совокупных активов («выручка к суммарному значению совокупных активов»). В данном случае необходимо взять не сами значения, а их обратные величины. Сумма обратных величин и будет соответствовать показателю оборачиваемости совокупных активов (для числа, например 5, его обратной величиной будет единица, деленная на пять).

Подведем итоги этой части нашей работы:

1. Мы с Вами достаточно подробно рассмотрели коэффициент доходности совокупных активов (ДСА).

2. Разложили данный коэффициент на два его составляющих показателя:

· показатель рентабельности реализации (РР) или, как его еще называют, нормы прибыли;

· показатель оборачиваемости совокупных активов.

3. Проанализировали, какие факторы воздействуют на значение этих двух показателей.

Однако, если Вы помните, мы собирались рассмотреть два коэффициента, которые взаимно дополняя друг друга, характеризуют эффективность инвестиций. Ниже мы займемся вторым коэффициентом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: