С этим показателем нам будет намного проще, так как никаких принципиально новых вещей, необходимых для его понимания, нам не нужно. Он измеряет общую величину доходов акционеров (собственников), и многие экономисты считают его самым главным. Резон в этом есть: если собственники довольны доходностью своего капитала, они охотно будут обеспечивать своим капиталом деятельность данной компании на будущее, да и другим владельцам капиталов захочется вложить деньги именно в это предприятие. Ну а если складывается ситуация, когда многие хотят вложить свои средства в Ваш бизнес, Вы уже можете ставить свои условия, более выгодные для Вас. Забегая вперед, отметим, что высокое значение данного коэффициента как раз и характерно для растущих компаний. Значение этого показателя во многом определяет рыночную стоимость компании.
Рассчитывается доходность собственного капитала следующим образом: значение прибыли от обычной деятельности (то есть прибыль из которой уже вычли налог на прибыль, см. рисунок 8) делится на значение собственного капитала (смотри структуру баланса, рисунок 7). Формула вычисления приводится ниже:
|
|
ЗАДАНИЕ
Выше были приведены выдержки из финансовых документов компании «Русские картузы». Рассчитайте доходность собственного капитала по этим данным:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итак, чтобы получать прибыль, доходы должны превышать расходы. Чтобы точно представлять себе ситуацию с финансами, любой коммерческой организации приходится разрабатывать финансовые планы, прежде всего «План (прогноз) прибылей/убытков» и «План движения денежных средств»
Вот так может выглядеть план (прогноз) прибылей/убытков или отчет о прибылях и убытках по результатам реальной деятельности.
№ | Наименование | Январь | Февраль | … | Итого за 1-й квартал | … | … | … | Итого за год |
1. | Выручка от реализации (всего) | ||||||||
2. | Переменные издержки (всего) | ||||||||
3. | Валовый доход (строка 1 минус строка 2, всего) | ||||||||
4. | Операционные издержки | ||||||||
5. | Торгово-административные издержки | ||||||||
6. | Прибыль (до налогообложения) | ||||||||
7. | Налоги | ||||||||
8. | Чистая прибыль |
В более упрощенном варианте можно представлять данные, объединив все расходы (издержки) в следующем виде:
|
|
№ | Наименование | Январь | Февраль | … | Итого за 1-й квартал | … | … | … | Итого за год |
Доходы (всего) | |||||||||
Расходы (всего) | |||||||||
Валовый доход (строка 1 минус строка 2, всего) | |||||||||
Прибыль (до налогообложения) | |||||||||
Налоги | |||||||||
Чистая прибыль |
Планирование прибылей/убытков - только одна часть системы финансового планирования деятельности коммерческой организации. Другая не менее важная часть - планирование движения денежных средств (иногда его называют «кэш-флоу» - от английского термина cash-flow, cash - «наличность», flow - «течь, поток»).
План движения денежных средств может выглядеть так:
Месяцы | ||||
1. Поступления средств (всего) | 1-й | 2-й | … | 12-й |
выручка от реализации | ||||
займы | ||||
… | ||||
2. Платежи (всего) | ||||
текущие затраты | ||||
выплаты налогов | ||||
возврат долга | ||||
… | ||||
Прирост (строка 1 - строка 2) | ||||
Остаток средств на начало периода | ||||
Остаток средств на конец периода |
Давайте разберемся, в чем разница между двумя видами планирования и почему оба плана одинаково важны для управленца.
В отличие от плана прибылей/убытков, расчеты в котором ведутся по формальным правилам бухгалтерского учета, в плане движения денежных средств отражаются реальные поступления средств и платежи компании в определенный период времени (обычно в месяц), при этом делаются расчеты как на начало, так и на конец периода. Например, если Вы в январе закупили сырье, которое затем будете расходовать на производство продукции еще три месяца, то в плане прибылей/убытков Вы будете списывать эти затраты на себестоимость в течение всех трех месяцев, а вот в плане движения денежных средств Вы должны отразить этот платеж полностью в январе, и не просто отразить, а спланировать деятельность так, чтобы иметь в январе реальные средства (собственные или заемные) на то, чтобы сырье закупить. Если Вам должны 20-го декабря выдать зарплату, то покупать новогодние подарки 19-го декабря Вы можете или используя оставшиеся от предыдущей зарплаты деньги, или Вам придется у кого-то занимать. А ведь в бухгалтерии Вам зарплата уже начислена, и виртуально эти деньги уже Ваши (по отчету о прибылях/убытках) – только в кармане у Вас их реально нет (по отчету о движении денежных средств). Надеемся, что теперь разница между отчетами о прибылях и убытках и о движении денежных средств стала для Вас очевидной.
Такое планирование финансовых ресурсов необходимо для того, чтобы компания соблюдала баланс поступлений и платежей - вовремя расплачивалась с поставщиками, возвращала заемные средства, выплачивала сотрудниками зарплату и т.п., и чтобы не получалось ситуаций, когда для обеспечения производства нужно платить, например, поставщику, а реальных средств в распоряжении нет.
Итак, понимание структуры бухгалтерских издержек помогает более успешно управлять предприятием. Но менеджерам, которые принимают решения, связанные с направлениями деятельности компании, объемами реализации, ценами и издержками, не всегда бывает удобно пользоваться бухгалтерскими понятиями, которые содержатся в выше изложенных бухгалтерских отчетах. Поэтому чтобы обеспечить успешную деятельность компании, менеджеру приходится заниматься так называемым управленческим анализом, с элементами которого мы сейчас и познакомимся. Подробно такой важный элемент системы управления предприятием, как анализ хозяйственной деятельности Вы будете изучать в соответствующих курсах, а пока мы должны разобраться с общими принципами анализа эффективности деятельности предприятия.
|
|
Существует подход к делению издержек (затрат) на постоянные и переменные. Для начала определим общий смысл постоянных и переменных издержек.
Постоянные (иногда в специальной литературе можно встретить термин условно-постоянные) издержки -издержки, сумма которых в данный момент не зависит от объема произведенной и реализованной продукции. Другими словами, это расходы, которые организация несет постоянно и независимо от того, что и в каком объеме она производит в течение определенного периода (например, года). К постоянным издержкам относятся, например, расходы на аренду помещений, заработную плату постоянных сотрудников, которая не связана с объемом производства и/или продажи - например, управленческого и обслуживающего персонала, оплату связи и коммунальных услуг (электроэнергия, тепло, вода), затраты на маркетинговые исследования и конструкторские разработки. Задумайтесь - сто покупателей в день делает покупки в Вашем магазине, или один – все равно вы платите одну и ту же сумму за аренду помещения, зарплату продавцам и обслуживающему персоналу, оплачиваете электроэнергию, воду, телефон и т.п. Если объем производства увеличивается или уменьшается, общая сумма постоянных издержек практически не изменяется, но изменяется их доля в конечной себестоимости единицы произведенной продукции. Но неизменными постоянные издержки остаются только до определенного предела – например, если Вы решили расширить производство, то Вам понадобится новое оборудование, помещения и другие основные средства. Поэтому постоянные издержки в таком случае изменятся сразу и существенно (как бы ступенькой), в отличие от переменных издержек, которые изменяются относительно плавно с изменением объема произведенной продукции.
|
|
Переменные издержки -издержки, сумма которых непосредственно зависит от объема произведенной и реализованной продукции. То есть это расходы, которые относятся к каждой единице произведенной продукции - например, сырье, расходные материалы, упаковка, затраты труда на изготовление данного товара или услуги, если сотрудник получает зарплату в зависимости от того, сколько он сделал, и т.п. Например, если Вы реализуете товар с помощью агентов, получающих определенный процент от цены каждой проданной единицы товара, то с увеличением объема продаж будут увеличиваться и ваши расходы на выплату комиссионных (тех самых процентов) агентам – это в чистом виде переменные издержки. А вот если агенты у Вас получают некоторый постоянный оклад, независящий от количества проданного товара, плюс процент от объема продаж, то в этом случае оклад, как Вы уже, наверное, сами догадались, относится к постоянным издержкам, а процент – к переменным.
Сумма постоянных и переменных издержек составляет общие (совокупные) издержки, то есть все Ваши расходы на производство и реализацию продукции.
Нам предстоит подробнее с этим разобраться, потому что понимание того, из чего складывается себестоимость продукции в терминах именно управленческого учета, очень важно для успешного финансового планирования и повышения эффективности работы компании. Ведь снижение издержек - один из наиболее действенных способов повышения прибыльности и конкурентоспособности бизнеса.
Давайте возьмем предельно простой пример.
Представьте себе, Вы решили изготавливать и продавать русские самовары. Вы обследовали местный рынок, посмотрели качество и цены по которым реализовываются самовары, сделанные другими.
Сделав нехитрые расчеты, Вы пришли к следующим оценкам:[2]
· Вы сможете произвести и продать 100 самоваров в год.
· Постоянные расходы на единицу продукции составят 50 рублей (аренда помещения, оплата коммунальных услуг и телефона, амортизация оборудования, зарплата постоянным сотрудникам и т.п.).
· Переменные издержки на единицу продукции составят 100 рублей (сырье – металл для производства самоваров, расходные материалы, зарплата агента по продажам и т.п.)
· При этом Вы планируете прибыль в 50 рублей с каждого проданного самовара.
· Соответственно цена за единицу продукции получается 200 рублей (50р+100р+50р) – Вы должны помнить, что такой способ определения цены (от затрат) является далеко не самым эффективным, и мы выбрали его здесь только для примера.
В целом, за весь год цифры получаются такие:
объем реализации - 20000 р (200р 100шт)
постоянные расходы за год - 5000 р (50р 100шт)
переменные расходы за год - 10000 р (100р 100шт)
прибыль за год - 5000 р (50р 100шт)
Теперь, при помощи рисунка давайте разберемся, какой вклад в получение прибыли вносят разные виды издержек (см. рисунок 9).
Рисунок 9. Вклад в формирование прибыли.
Вся выручка от продажи самоваров (20 000р) поступает в ведро (рисунок 9). Ведро дырявое и через дырку в ведре вытекает вся сумма переменных издержек, сколько бы самоваров мы не продали. Рисунок образно отражает сущность переменных издержек - сколько бы мы ни продали самоваров, даже очень много (например, тысячу), деньги, которые потрачены на покрытие переменных издержек – «уплывут» от нас. Как ни наращивай объем продаж, переменные затраты тоже растут.
Иное дело постоянные издержки - мы их несем, даже когда не производим ни одного самовара, и это, с одной стороны, плохо. Но есть и хорошая сторона у этих издержек, если мы будем продавать все больше и больше самоваров, сумма постоянных издержек будет оставаться до определенного предела неизменной. Но если при росте выручки сумма постоянных издержек остается постоянной, значит, наращивая количество проданных самоваров, можно, что-то заработать. На рисунке из ведра в чайник льется все, что не утекло в дырку. Объем чайника неизменен, он олицетворяет постоянные издержки. Как вы понимаете, чем больше продано самоваров, тем больше пролилось в чайник.
А когда начнет «капать» прибыль, то есть денежный поток прольется в чашку с надписью «прибыль»? Очевидно, когда заполнится объем чайника, то есть когда сумма денег от выручки (за вычетом переменных, которые утекают в дырку) превысит объем постоянных затрат. Тогда сложится ситуация, в которой все деньги от каждого последующего проданного самовара, не пролившиеся в дырку, попадут в чашку с надписью – «прибыль». Неплохо, правда!
Получается, что средства, затрачиваемые на покрытие постоянных издержек, на каком-то этапе увеличения продаж вносят вклад в прибыль, а переменные – никогда.
Давайте подсчитаем, какой по счету самовар начнет приносить прибыль:
От каждого проданного за 200 рублей самовара в чайник попадает 150 рублей, так как остальные 50 рублей утекают в дырку ведра (переменные затраты). Эти 150 рублей и есть вклад в прибыль. Далее, чтобы текло в чашку, надо заполнить объем чайника. Объем чайника (постоянные издержки) у нас равен 5000 рублей. Значит, как только 5000 рублей «прольется» в чайник, мы начнем получать прибыль. Отсюда, чтобы получить искомое количество самоваров, надо 5000р разделить на величину вклада в прибыль, то есть 150 рублей:
Начиная с продажи тридцать четвертого чайника, кое-что будет «капать» в чашку, другими словами, мы начнем получать прибыль.
Подведем предварительные итоги:
1. Вклад в формирование прибыли делают деньги, вырученные за единицу продукции за вычетом переменных затрат на производство этой единицы.
2. Переменные затраты, сколько не наращивай объем продаж, вклад в получения прибыли не вносят, так как «утекают в дырку».
3. Прибыль дает не каждая единица проданной продукции, а та, деньги от которой «капнули» в полностью заполненный чайник.
4. Чем меньше объем чайника (постоянных издержек) или чем быстрее идет поток из ведра (выручка от реализации), тем быстрее деньги начнут «переливаться «в чашку с надписью «прибыль».
Обратите внимание! «Вклад в формирование прибыли» - это профессиональный термин, он обозначает деньги полученные от продаж, за вычетом тех, которые уходят на переменные издержки. Это же самое понятие может быть выражено другими терминами, например: «маржинальный поток», «маржинальная прибыль», «нетто-поток средств от одной операции». Мы будем пользоваться термином «вклад в формирование прибыли». Вклад в формирование прибыли - это приращение денежных средств от продажи дополнительной единицы продукции или, наоборот, сокращение денежных средств от непроданной единицы продукции.
Сделанные выводы помогают сообразить, чем должны заниматься менеджеры, желающие увеличить прибыль от производственной деятельности.
Основная цель высшего менеджмента любого предприятия – максимизация величины вклада в формирование прибыли, то есть:
· в цене, по которой продается единица продукции надо стремиться увеличивать долю того, что «капает в чайник», или, (что то же самое), уменьшать долю переменных издержек – как Вы сами догадываетесь, это можно сделать или повысив цену товара (что обычно не дает сделать рынок и конкуренция), или уменьшив расходы;
· к тому же надо стараться, чтобы объем чайника при тех же ценах на продукцию был как можно меньше, чтобы деньги как можно быстрее «переливались в чашку», говоря другими словами, надо стараться изменить соотношение постоянных затрат и прибыли в пользу последней.
Теперь нам остается только разобраться как это все выглядит не в виде образа (рисунок 9), а на традиционном графике (рисунок 10).
Рисунок 10. График безубыточности
На графике отражена взаимозависимость трех уже знакомых Вам величин:
· постоянных издержек
· переменных издержек
· прибыли
Давайте внимательно изучим график. Что мы на нем видим:
1. Одна прямая на этом графике не выходит из начала координат, то есть она с самого начала имеет значение выше нуля, и это значение не меняется при любом числе проданных единиц товара. Это постоянные издержки.
2. Над прямой постоянных издержек лежит область переменных издержек, ограниченная прямой совокупных (общих) издержек. График показывает, что переменные издержки нарастают с ростом объемов продаж. Совокупные издержки, как Вы помните, являются суммой постоянных и переменных издержек.
3. На графике также имеется прямая совокупной выручки, она проходит через область постоянных и переменных затрат. Она выходит из начала координат (так как при нулевых продажах и выручка нулевая) и пересекает в определенной точке прямую совокупных издержек. Это такая точка, в которой выручка равна затратам. На графике хорошо видно, что при любом объеме реализации меньшем, чем в этой точке компания будет нести убытки. Но когда значение объема реализации лежит справа от этой точки, компания получает прибыль. Поэтому эта точка называется точкой безубыточности.
В нашем примере планировалось продавать 100 самоваров в год, тогда как точка безубыточности лежит где-то в диапазоне тридцать четвертого самовара. Значит, запас прочности наших планов достаточно велик. Ведь на практике никогда не рассчитаешь точно, сколько удастся сбыть продукции. В нашем примере, даже если мы продадим половину самоваров от запланированного объема, мы все равно получим определенную прибыль. Разницу между запланированным объемом реализации и объемом реализации, который определяет точку безубыточности, менеджеры так и называют – «запас прочности».
Здесь нам предстоит усвоить еще одно понятие – «операционный рычаг». Смысл операционного рычага состоит в том, что он показывает, какими темпами будет расти прибыль при росте продаж.
Можно легко себе представить, что две компании наращивают объемы продаж одинаковыми темпами, например по 10% в квартал, а прибыль растет у них по-разному, это зависит от соотношения постоянных и переменных затрат. Посмотрите на графики (рисунок 11).
Рисунок 11. Операционный рычаг
На графике (а) изображены данные компании, которая имеет относительно высокие постоянные издержки и относительно низкие переменные издержки. В результате, прямая совокупных издержек расположена относительно полого. Соответственно угол между прямой совокупных издержек и прямой совокупной выручки достаточно большой. Это говорит о том, что стоит нам «перешагнуть» вправо от точки безубыточности, и наша прибыль будет расти довольно большими темпами. В таких случаях говорят, что имеет место высокий операционный рычаг. Это хорошо, но справедливо и то, что стоит нам «скатиться» влево от точки безубыточности, как наша прибыль покатится вниз не меньшими темпами, чем те, которыми она прирастала бы в первом случае.
На графике (б) изображена другая компания. Эта компания имеет относительно низкие постоянные издержки и относительно большие переменные издержки. В результате угол между прямой совокупных издержек и прямой совокупной выручки является маленьким. Поэтому и прибыли и убытки в данном случае растут медленно. В таких случаях говорят о низком операционном рычаге.
Сделаем основные выводы:
1. Коэффициент доходности совокупных активов (ДСА) показывает, насколько умело менеджеры используют активы, принадлежащие компании. Для эффективно работающих компаний этот показатель может составлять 10% и выше.
2. Значение ДСА зависит от двух показателей:
· рентабельности реализации (нормы прибыльности)
· оборачиваемости совокупных активов.
3. Коэффициент доходности собственного капитала (ДСК) измеряет общую величину доходов акционеров (собственников), многие экономисты считают его самым главным.
4. В отличие от плана прибылей/убытков, расчеты в котором ведутся по формальным правилам бухгалтерского учета, в плане движения денежных средств отражаются реальные поступления средств и платежи компании в определенный период времени (обычно в месяц), при этом делаются расчеты как на начало, так и на конец периода.
5. Совокупные (общие) издержки состоят из постоянных (остаются неизменными при изменении объема производства) и переменных (зависят от объема производства).
6. Чтобы обеспечить успешную деятельность компании менеджеру приходится заниматься так называемым управленческим анализом.
7. Основная цель высшего менеджмента любого предприятия – максимизация величины вклада в формирование прибыли, то есть:
· в цене, по которой продается единица продукции надо стремиться уменьшать долю переменных издержек;
· а также стремиться изменить соотношение постоянных затрат и прибыли в пользу последней.
Подведите, пожалуйста, итоги данной темы, ответив на следующие вопросы:
Каковы три основные идеи данной темы? Кратко сформулируйте их:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова для Вас лично практическая польза от изучения этой темы? Постарайтесь указать конкретную ситуацию, в которой Вы будете опираться на понятия или общие идеи, почерпнутые Вами в данной теме:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Что вызвало у Вас трудности в освоении данной темы? Сформулируйте свою проблему так, чтобы ее можно было обсудить с другими студентами, изучающими этот курс, и преподавателем:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие идеи этой тему вызывает у Вас несогласие? Назовите конкретную идею. Сформулируйте как можно точнее, с чем Вы не согласны. Приведите примеру в пользу своей точки зрения:
___________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] Подробнее об этом см. Нонака И., Такеучи Х., Компания – создатель знания. Зарождение и инновации в японских фирмах / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
[2] Цифры в примере условные.