Факторы формирования личности

Личность представляет собой устойчивую систему психических процессов и поведения, определяющую индивидуальный стиль взаимодействия индивида с окружением.

Личность любого человека формируется под влиянием двух уникальных для каждого случая факторов: биологического (генетического) наследства индивида и воздействия окружения. Соотношение этих двух факторов в формировании индивидуальности остается спорным вопросом, однако серьезным аргументом в пользу преимущественного значения наследственности стали исследования группы психологов из Университета штата Миннесота под руководством Томаса Бошара. За более чем два десятилетия (1980-2000-е гг.) работы эта группа получила яркие результаты, в особенности – по итогам сравнения идентичных близнецов. Группа Бошара обнаружила, что близнецы, разлученные при рождении, и близнецы, выросшие вместе в одной семье, демонстрируют одинаковую степень сходства как в поведении, так и по результатам психологических тестов.

На основе этого исследователи сочли возможным сделать вывод, что влияние генетического материала, который у идентичных близнецов полностью совпадает, является устойчивым, независимо от влияния среды. Помимо статистических выводов, миннесотские исследования содержат удивительные примеры схожести, которые демонстрировали разлученные в младенчестве близнецы. В частности, в них приняли участие два брата, родившиеся в 1930-х на Тринидаде. Одного из них мать - немка увезла на родину в Германию, где он воспитывался в католической семье ее родителей. Его детство пришлось на годы нацизма и, будучи еще ребенком, он даже участвовал в Гитлерюгенде. Второй брат остался с отцом - евреем, придерживавшимся иудейских традиций, и уже после окончания Второй мировой войны переехал в Израиль, где жил и работал в кибуце. Впервые братья встретились в лаборатории Бошара, когда им обоим было за 60. Оба носили усы, пользовались очками в металлической оправе, а на встречу приехали одетыми в синие двубортные костюмы. Помимо общей схожести в темпераменте и индивидуальных предпочтениях, поведению обоих братьев были свойственны такие детали как привычка макать намазанный маслом хлеб в кофе и склонность развлекать себя, демонстративно чихая в наполненных людьми лифтах и наблюдая, как окружающие неловко пытаются отодвинуться, вжимаясь в стены и друг в друга.

Индивидуальный стиль

Раскрывая приведенное определение личности, необходимо разъяснить, что понимается под индивидуальным стилем взаимодействия. Использование слова «стиль» в повседневном языке указывает на определенную комплексную, отличительную и, главное, устойчивую черту личности или группы. В принципе, охарактеризовать любой отдельно взятый стиль в одном предложении может оказаться непростой задачей. Будь то консервативный стиль в одежде или готический стиль средневековых архитекторов, их описание, скорее всего, пойдет по пути перечисления характерных деталей: консервативный стиль в одежде может проявляться в предпочтении тканей серых и синих оттенков, отсутствии декоративных деталей и готика как стиль может быть охарактеризована ажурными башнями, стрельчатыми окнами, сложными орнаментами и т.п. Эта закономерность затрагивает также психологическое понимание стиля: индивидуальность, как правило, описывается через набор черт. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется набор из пяти черт, так называемая «Большая пятерка».

Большая пятерка

Под чертой подразумевается некоторый комплекс устойчивых реакций. К выводу о том, что каждая личность характеризуется не как случайно составленная мозаика, а путем комбинирования устойчивых блоков схожих реакций, психология пришла путем анализа языка. Первым шагом в этом направлении стала сформулированная английским ученым XIX в. Фрэнсисом Галтоном «лексическая гипотеза». Согласно данной гипотезе, наиболее устойчивые и значимые характеристики человека естественным образом находят отражение в языке и, предположительно, путем анализа языка можно составить перечень черт, отражающих главные характеристики человеческой личности. В 1930-х решением этой задачи занялся американский психолог Гордон Олпорт, выделивший в английском языке около 18 000 слов, характеризующих личность. Впоследствии этот список был сокращен им до 4 500 прилагательных. В 1950-х другой американский психолог Раймонд Кеттел сократил список Олпорта до 171 слова за счет исключения синонимов. Этот сокращенный перечень был использован им в опросах, в которых респондентам предлагалось описывать с его помощью своих знакомых. Анализ полученных данных позволил Кеттелу выделить вначале 45, а затем 16 устойчивых комбинаций, использованных в описании. На этой основе была создана 16-факторная модель личности, которая включала следующие характеристики: отзывчивость, интеллект, эмоциональную устойчивость, доминантность, рассудительность, сознательность, смелость, жесткость, доверчивость, мечтательность, дипломатичность, склонность к опасениям, радикализм, самодостаточность, недисциплинированность, расслабленность и, соответственно, противоположные им черты.

Достоинством данной модели было то, что выраженность каждой из 16 черт можно было измерить с помощью специального вопросника.

Поиск устойчивых комбинаций был, тем не менее, продолжен. В 1960-70-х три независимых друг от друга исследования пришли к выводу о возможности сократить 16-факторную модель до пяти основополагающих черт. С небольшой разницей в терминологии они включали: уживчивость, сознательность, экстраверсию, невротизм и открытость опыту.

Уживчивость подразумевает расположенность к сотрудничеству. Уживчивые люди высоко ценят межличностные отношения и для них характерны любезность, дружелюбие и готовность к компромиссам. Неуживчивые индивиды, напротив, ставят индивидуальные интересы выше социальных, они неотзывчивы, не заинтересованы в сотрудничестве и скептически относятся к такой заинтересованности со стороны других – одна из их характерных реакций –подозрительность.

Сознательность как особая черта отражает склонность к регулированию собственных импульсивных побуждений и установлению контроля над ними. Сознательности сопутствуют организованность т рассудительность. Несознательные же люди воспринимаются как ненадежные и неорганизованные. При решении проблем им свойственно опираться скорее на интуицию, нежели на логику, и принимать скорее спонтанные, нежели продуманные решения.

Экстраверсия означает ориентацию человека на окружающий мир, в то время как интроверсия – на собственные внутренние переживания. Экстраверты стремятся к общению, вниманию, публичному самоутверждению. Интроверты предпочитают покой, уединение и внутреннее равновесие. Можно сказать, что экстраверты «заряжаются» на людях, а поддержание активности в одиночестве –для них затратное занятие; интроверты, напротив, «заряжаются» в одиночестве, а общение является для них затратным.

Невротизм как самостоятельная черта означает предрасположенность к негативным эмоциям – тревоге, гневу, душевному упадку. Невротики отличаются чрезмерными реакциями на раздражители. Противоположность невротизму – эмоциональная устойчивость – означает умеренную раздражительность и способность переносить стрессы.

Открытость опыту подразумевает широту интересов, и, в целом, это черта, отличающая творческих людей от прагматиков. Люди, открытые опыту, любознательны, ценят искусство и стремятся к разносторонним переживаниям. Закрытые к опыту индивиды, напротив, сосредоточены на узких практических интересах и могут относиться к искусству, науке с предубеждением, считая эти занятия непрактичными.

То, что Большая пятерка является научным инструментом, принятым большинством психологов, не делает ее итогом развития подходов к классификации личностей. Вопрос о корректировке выделенных черт, возможности сокращения этого перечня или введения в него новых характеристик остается открытым.

Для диагностики черт Большой пятерки используются тесты, в которых респонденту необходимо выразить согласие или не согласие с набором утверждений с помощью шкалы от 1 (совершенно не согласен) до 5 (полностью согласен). На основе ответов каждая из черт получает выражение в процентном отношении.

Показатели по пяти чертам имеют значение при определении профессиональной применимости личности. Высокий уровень уживчивости может способствовать успеху в профессиях, связанных с общением (консультанты, менеджеры по работе с клиентами) и в целом помогает успешному вхождению индивида в коллективы. В то же время низкие показатели по этой черте желательны для людей, занятых в профессиях, где наиболее важным является качество принимаемых решений, а не поиск социальных компромиссов, например, аналитическая или научно-исследовательская деятельность.

Сознательность в целом способствует профессиональным успехам, но люди, обладающие низкими показателями по этой шкале, – импульсивные индивиды – могут быть более привлекательными. Их чаще характеризуют как интересных, веселых и увлекающихся.

Экстраверсия уместна в профессиях, предполагающих коллективную работу и общение. Интроверсия – в самостоятельной работе и индивидуальном творчестве.

Невротизм является чертой, при характеристике которой наиболее сложно избежать оценочных суждений, –раздражительности и низкой стрессоустойчивости, характеризующим высокие показатели по этой черте, сложно найти соответствующее профессиональное применение. Но невротизм может сопутствовать обостренному восприятию реальности, способному служить основой выдающихся творческих успехов.

Оценочным оттенком также обладает показатель открытости к опыту. В данном случае это связано, скорее, с выбором формулировки, чем со значением самой черты: если обозначить закрытость к опыту как, например, «прагматизм», респондентам будет проще причислять себя к категории прагматиков. Более того, люди закрытые к опыту лучше адаптируются к работе по найму и спокойней переносят иерархические и другие социальные ограничения, что делает их желательными работниками практически в любой сфере.

Самоконтроль

Черты личности не обязательно являются статичными и могут изменяться под влиянием жизненных обстоятельств. Личность как система стремится к стабильности и кардинальные перемены из одной крайности в другую – от стопроцентного экстраверта к стопроцентному интроверту – маловероятны, но изменения все же могут иметь место. В том числе и в результате сознательных усилий. В психологии пользуется признанием особая характеристика человека, отражающая его возможности целенаправленно варьировать свое поведение, - самоконтроль. Люди с высоким уровнем самоконтроля легко подстраиваются под обстоятельства, меняя свою точку зрения и манеру поведения. Низкий уровень самоконтроля, напротив, предопределяет стремление к последовательности в своем поведении, невзирая на социальное неодобрение. В русской литературе яркими образами, демонстрирующими крайние проявления этой характеристики, являются герои комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» - принципиальный и категоричный, зачастую вопреки принятым нормам, Чацкий и социальный хамелеон Молчалин.

Психологические исследования показывают, что обладание высоким уровнем самоконтроля дает существенные карьерные преимущества и в целом способствует социальному успеху. Но такому складу может сопутствовать сложность в установлении устойчивых межличностных отношений и низкая самооценка. Фундаментом личности и главным основанием для представлений о себе самом является последовательность, которая проявляется как в поведении, так и в мыслях, образующих единую систему. Отказ от последовательности в поведении делает сложным ее сохранение во внутреннем мире, а когда задача соответствия окружению становится всепоглощающей, приближает личность к потере идентичности. Этот эффект особенно четко проявляется в индивидуалистических культурах, где личность формирует представления о себе самой преимущественно путем самопознания, в отличие от коллективистских культур, в которых идентичность человека может в значительной мере связываться с представлениями о своей семье, своем роде или своей национальности.

Макиавеллизм

Вопрос о преимуществах и недостатках высокого уровня самоконтроля находит развитие в исследовании такой специфической черты личности как макиавеллизм. Как следует из названия, эта черта отражает склонность личности к точке зрения, выраженной итальянским мыслителем XVI в. Николо Макиавелли. Его позицию можно охарактеризовать как этический утилитаризм, выражаемый формулой «цель оправдывает средства».

Нравственность, с точки зрения Макиавелли, всего лишь инструмент, с помощью которого можно добиваться подчинения других людей. На основе рекомендаций, содержащихся в его главном трактате «Государь», американские психологи Ричард Кристи и Флоренс Гайст составили тест, аналогичный по своей структуре тестам, используемым для измерения черт Большой пятерки. По их мнению, он позволяет оценить, насколько респондент расположен манипулировать людьми ради достижения собственных целей. Несмотря на несколько неожиданный подход к составлению психологического теста, который фактически был сформирован на основе памятника литературы итальянского Возрождения, результаты, полученные с его помощью, выдерживают проверку другими исследовательскими инструментами. В частности, в психологических играх, в которых игрокам необходимо выбирать между стратегиями, ориентированными либо на сотрудничество, либо на максимизацию собственного выигрыша за счет других, участники, ранее набравшие высокие баллы по шкале макиавеллизма, действительно демонстрировали склонность к предпочтению эгоистических манипулятивных стратегий.

В поведении макиавеллистов проявляются такие черты как разговорчивость, частая ложь и клевета, отсутствие склонности к состраданию, слабые механизмы внутреннего контроля (бессовестность), импульсивность, безответственность, склонность к скуке.

Несмотря на то, что выгоды этического утилитаризма – свобода маневра и широкие возможности использования доступных ресурсов –достаточно очевидны, выраженные макиавеллисты могут столкнуться с рядом психологических проблем. Люди с высоким уровнем макиавеллизма демонстрируют симптомы, схожие с диссоциальным расстройством личности. Диссоциальное расстройство не является психическим расстройством в строгом смысле, но накладывает значительные ограничения на социальную жизнь личности, приводит к неспособности поддерживать устойчивые отношения, неприятию подчинения и проблемам с вхождением в иерархии любого вида. Характерными также являются чрезмерная импульсивность и предрасположенность к злоупотреблению алкоголем и наркотическими веществами. Макиавеллизм не равен диссоциальному расстройству, и высокие показатели макиавеллизма встречаются у большого числа социально развитых и успешных людей, но риски диссоциальности представляют для них большую опасность, чем для людей, склонных к социально конформному поведению.

Макиавеллисты обладают высокими шансами добиться успеха в организациях с нечеткой структурой, для которых характерны нарушения субординации, отсутствие упорядоченной передачи информации, преобладание неформальных отношений над формальными. Их успеху также способствуют ситуации, характеризующиеся неопределенностью –реорганизации и смены руководства. Стабильная и прозрачная структура отношений во многом нейтрализует преимущества макиавеллистов – в таких условиях для них особенно высок риск подвергнуться санкциям за пренебрежение общепринятыми нормами.

Попытка сформировать личное отношение к макиавеллизму сталкивается с необходимостью разрешить дилемму «гибкость – последовательность». Гибкость в отношении к этике выгодна, но отказ от подчинения этическим нормам создает ситуацию, в которой человек может потерять ориентиры для выстраивания своего поведения – собственные импульсы являются слишком нестабильными, чтобы служить единственным ориентиром, и зачастую деструктивными. Можно сказать, что отказ от этичного поведения снижает внешнее давление, которому подвергается индивид, но, если давление падает слишком низко, структура личности может начать разрушаться под напором внутренних импульсов. В то же время щепетильное следование нормам, хотя и создает прочную основу для стабильной личности, может вести к росту числа упущенных возможностей. Отношение к макиавеллизму тем более не может быть однозначным, если учесть, что в психологии сформирована точка зрения, рассматривающая макиавеллизм как интеллектуальную способность, выработанную эволюцией человека, и в той или иной мере присущую всем.

IQ

Помимо обозначенных черт, индивидуальность человека также характеризуется его способностями. В отличие от черт, которые обозначают предрасположенность к определенным реакциям, способности определяют возможности реагировать определенным образом. Способности могут быть физическими и интеллектуальными – в психологии естественно преобладает интерес к последним. Одна из главных прикладных задач в этой сфере – разработка методик, позволяющих оценивать способности в численных показателях, и создание на их основе инструментов отбора наиболее подходящих кандидатов для решения различного рода интеллектуальных задач.

Одной из наиболее ранних разработок такого рода является «коэффициент интеллекта», обычно обозначаемый аббревиатурой с немецкого –IQ (Intelligenz-Quotient).

Это название было введено немецким психологом Вильямом Штерном в 1912 г., который утверждал, что интеллект человека должен измеряться отношением его «умственного возраста», отражающего уровень интеллектуального развития, к хронологическому возрасту.

Формула вычисления IQ:

Тесты IQ направлены на измерение когнитивного интеллекта – способности индивида обрабатывать информацию. В них включаются задания на краткосрочную память, пространственное воображение, языковые знания и скорость восприятия. Учитывая, что все основные тесты, используемые для определения IQ, предусматривают временные ограничения на выполнение заданий, то главным объектом измерения становится скорость обработки информации. Все тесты исходят из среднего распределения показателей, так как изначально построены таким образом, чтобы средний показатель по его результатам был равен 100 –коэффициенту интеллекта среднестатистического человека. Фактически IQ направлен на измерение отклонений интеллекта индивида от среднего показателя.

IQ является наиболее распространенным инструментом для измерения интеллектуальных способностей, но очевидно, что за его пределами остаются многие социально значимые навыки. Задаче восполнения этих недостатков IQ-тестов служат разработки последних трех десятилетий, направленные на создание инструментов для измерения различных психологических способностей. Наибольшую популярность приобрел коэффициент эмоционального интеллекта (EQ)

EQ

Главным популяризатором эмоционального интеллекта стал Дэниел Гоулман, опубликовавший в 1995 г. книгу «Эмоциональный интеллект: почему он важнее IQ». Это название указывало на главную цель нового измеримого аспекта личности: восполнить несовершенство показателей когнитивного интеллекта, который, отражая только способности к обработке информации, не давал представления о социальных способностях человека. Разработчики концепции эмоционального интеллекта считают, что для жизненного успеха гораздо более важна способность воспринимать и оценивать собственные эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими. Концептуальными «родственниками» эмоционального интеллекта являются социальный интеллект – способность понимать других людей и воздействовать на их поведение, и множественный интеллект, который разделяется на две категории – личностный интеллект –способность к самопониманию и оценке собственных эмоций, - и межличностный интеллект –способность понимать намерения, мотивы и желания других. Оба подхода имеют своих сторонников, но наиболее популярными инструментом для измерения социальной развитости личности на сегодня является EQ.

Для измерения EQ используются тесты, которые могут различаться по своей методологии. Так, тест Майера-Саловея-Карузо (MSCEIT) включает около 140 вопросов, ответы на которые сопоставляются с ответами контрольной выборки респондентов.

Поскольку эмоции считаются универсальными проявлениями человеческого вида, высокие баллы присваиваются за ответы, наиболее близкие к точке зрения большинства. В качестве альтернативы ответы могут сопоставляться с мнением экспертов – специалистов по психологии эмоций. Другой подход – тест Бар - Она – предлагает респондентам самостоятельно оценить свою эмоциональную компетентность применительно к различным ситуациям, предлагаемым в тестовых вопросах. Обе методики страдают субъективностью оценок – в первом случае речь идет о совпадении мнения респондента с мнением некоторой контрольной группы, во втором –о самооценке. Критика указывает на то, что совпадение с мнением большинства может служить определению уровня конформизма, а не способностей, в то время как самоотчеты заведомо грешат искажениями. Однако, несмотря на проблемы и возможные разночтения, EQ-тесты пользуются популярностью, причем не только у психологов – в частности, они применялись при отборе кандидатов в ВВС США. Многие психологи также находят этот инструмент важным дополнением к IQ, позволяющим охарактеризовать интеллектуальные способности в целом.

Черты и способности в большей степени отражают ту часть личности, которая определяется наследственными и другими факторами, лежащими преимущественно за пределами осознанного опыта. Та же часть индивидуальности, которая формируется в результате сознательного взаимодействия с окружающей социальной средой характеризуется как концепция Я.

Концепция Я

Под концепцией Я понимается самовосприятие человека, формируемое под социальным влиянием. Основополагающим процессом здесь является социализация – усвоение главных норм и моделей поведения, начинающееся с самого раннего детства.

Руководящую роль в этом процессе играет семья, в дальнейшем к ней присоединяются школа и другие институты образования, круг сверстников и т.п. В ходе социализации человек осознает свою принадлежность к ключевым группам –гендерной, национальной и, возможно, конфессиональной, - которые составляют основу его идентичности. Осознание себя представителем группы влечет за собой принятие соответствующей роли, которая предполагает определенное поведение и образ мыслей.

Особенно остро осознается принадлежность к группам, которые в данном социальном контексте воспринимаются как меньшинство. Исследования показали, что, к примеру, женщина в окружении мужчин будет четче осознавать свой пол, но, оказавшись единственной представительницей своей расы или национальности среди других женщин, будет уделять больше внимания национальной составляющей своей идентичности. Т. е. преобладающее значение играют те части социальной идентичности, которые выделяют индивида на общем фоне.

Значимая роль в формировании концепции Я принадлежит суждениям окружающих.

Суждения других – это важнейший фактор формирования социальной идентичности.

Американский психолог начала ХХ века Чарльз Кули сформировал концепцию «зеркального я», в соответствии с которой личность заимствует представления о себе от окружающих, т. е. воспринимает себя именно такой, какой она представляется другим. Особое значение имеют «значимые другие» - индивиды, мнению которых придается главенствующее значение.

Важным механизмом формирования концепции Я является социальное сравнение. Американский психолог Леон Фестингер ввел представление о естественной потребности человека оценивать себя. Удовлетворение этой потребности невозможно в отсутствие критериев оценки, и поиск таких критериев занимает важное место в формировании представлений о самом себе. Чаще всего в качестве критерия используются окружающие, и в большинстве своем оценки являются относительными. Самооценка очень быстро изменяется в соответствии с изменениями в окружении. Этот эффект был продемонстрирован в эксперименте Стэнли Морса и Кеннета Гергена 1970 г.12 Участникам эксперимента предлагалось заполнить анкеты, которые включали тест на самоуважение. Его следовало выполнить дважды и в перерыве между двумя заходами участники пережидали в комнате с другим человеком, якобы также участвовавшем в эксперименте. Таких подставных было двое: первый был хорошо одет и держался очень уверенно; второй был всклочен, неряшлив, и вел себя крайне беспокойно. Испытуемые, проводившие перерыв в компании первого подставного, в среднем продемонстрировали снижение уровня самоуважения, ожидавшие вместе со вторым – повышение.

Другой американец, Абрахам Тессер, выявил основные факторы, определяющие силу и направленность влияния, которое оказывает социальное сравнение на самооценку.

Если индивид сталкивается с чужим успехом в исполнении роли, которая является важной

составляющей его собственной идентичности, то чем ближе его отношения с человеком, достигнувшим успеха, и чем значительнее сам успех, тем сильнее удар по самооценке и тем больше вероятность, что такая ситуация вызовет зависть, гнев и фрустрацию. Такая ситуация может возникать между ребенком и родителем, занятыми в одной профессии. Старший член семьи неизбежно имеет существенный профессиональный задел к тому моменту, когда младший делает первые шаги. При этом молодой специалист неизбежно сравнивает себя с близким человеком, на этот момент значительно более успешным, что может способствовать формированию негативных эмоций как по отношению к самому себе, так и к родителю или же к самой профессии.

Если же успех демонстрируется в деятельности, не имеющей отношения к собственной идентичности, то близость к успешному человеку и степень успеха могут, наоборот, способствовать росту самооценки, благодаря возможности ассоциироваться с удачами близких людей.

Помимо образцов для сравнения, которые люди осознанно или неосознанно изыскивают сами, подобные образцы могут довольно бесцеремонно вторгаться в концепцию Я с помощью вездесущих рекламы, СМИ и популярного искусства. Давление образов, которые часто задаются в этих источниках в преувеличенных и нереалистичных формах, может быть чрезвычайно жестким, особенно, если касается аспектов личности, которые трудно изменить, например, внешности. Такой эффект был, в частности, приписан всемирно известной кукле Барби. В 1990-х компанию Маттел, выпускающую эту игрушку, подвергли массированной атаке в прессе за создание нереального образа женщины, который навязывается девочкам с раннего возраста. Центральный госпиталь Университета Хельсинки установил, что женщине, обладающей пропорциями Барби, не доставало бы около 20% массы, необходимой для поддержания жизненно важных функций организма14. С целью избежать подобных обвинений Маттел с 2000 г. выпускает кукол с несколько увеличенной талией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: