Избирательность восприятия

Данные, не уложившиеся в пределы рабочей памяти, осознанно не воспринимаются. При этом человек не обладает полной свободой в выборе информационных блоков, которые будут использованы для формирования суждений, – восприятие избирательно и подчиняется определенным закономерностям. Сформировавшаяся в начале ХХ в. школа гештальт-психологии (в настоящее время достижения этой школы используются всеми основными психологическими подходами) отметила, что восприятие человека строится по принципу фигура-фон: в общей картине выделяется некоторый наблюдаемый объект (фигура), на котором сосредоточивается внимание, в то время как окружающая действительность теряет детализированность и становится плохо различимой (фоном). В качестве фигуры быстрее всего выделяются броские объекты –те, которым свойственна шумность, подвижность и яркость. Исторически именно эти характеристики являются наиболее важными индикаторами опасности: в природе быстро движущиеся объекты могут быть связаны с наиболее значимыми угрозами (хищники), громкие звуки также могут сопутствовать опасности (стихийные бедствия). Что же касается, яркости, то, хотя яркими считаются все наиболее чистые тона основных цветов, наибольшее внимание привлекают цвета красно-желтого – «кроваво-огненного» - спектра.

В принципе, любой объект или черта, расцененные как потенциально опасные, имеют повышенные шансы оказаться в центре внимания. Преобладание негативной информации объясняется общей асимметрией человеческого восприятия: боль и удовольствие не являются равнозначными и избежание боли – более сильный стимул, чем стремление к удовольствию. То же самое верно в отношении избежания опасности – этот мотив сильнее, чем стремление к выгоде. Соответственно, объект, расцененный как неприятный или отталкивающий, т. е. ассоциирующийся с какой-либо опасностью, скорее окажется в центре внимания.

Первоначальная интуитивная оценка может также сыграть в пользу объектов, идентифицированных в качестве новых или редких. Для того чтобы привлечь внимание новизной, объект все же должен быть распознан как нечто новое, а значит он должен быть относительно узнаваемым. Абсолютно новое явление не вызывает интереса в силу своей непонятности и отсутствия ассоциируемых с ним смыслов. Фактически, распознаваемая новизна означает возможность воспринять новую форму уже известной идеи. Мода опирается именно на этот механизм: новомодные предметы гардероба редко являются чем-то революционным, чаще они вносят заметные изменения в уже известные вещи и именно таким путем добиваются привлечения внимания.

Что касается редкости, то она является признаком, из которого выводится ценность объекта. На этом принципе основано правило дефицита, согласно которому предметы, редкость которых известна, вызывают дополнительное увеличение спроса на них.

Такие черты как броскость, угроза, новизна или редкость, отмеченные в объекте, становятся ключевыми для его характеристики. Исторический пример – злополучное телевизионное выступление председателя Государственного комитета по чрезвычайному положению Геннадия Янаева, во время которого в кадр попали его дрожащие руки, – в дальнейшем этот факт занял место основной характеристики выступления: заметный тремор, это, во-первых, подвижная деталь облика, приковывающая внимание, а, во-вторых, признак страха и присутствия опасности.

Более того, выделяющиеся черты делают оценку объекта резкой. В психологических экспериментах отмечалось, что поведению человека, чем-то заметно выделяющегося в группе, чаще присваиваются радикальные оценки: например, выступление единственной женщины в группе мужчин (или наоборот) с высокой долей вероятности будет оценено как «выдающееся» или же, наоборот, «бездарное», в то время как выступление ничем не выделяющегося в группе лица, скорее всего, получит более сдержанную оценку.

Схемы

Переход от изначально выделенной информации к суждениям осуществляется за счет замещения блоков рабочей памяти: выделенные характеристики приобретают доминирующее значение для идентификации объекта и позволяют ассоциировать его с данными, хранящимися в долгосрочной памяти. Такие переходы от черт к общим характеристикам становятся возможными благодаря организации долгосрочной памяти в схемы. Схемы организуют информацию вокруг определенной категории, и узнавание какой-либо черты, совпадающей со схемой, дает возможность установить связь со всем связанным с ней содержанием памяти.

Если говорить о преимуществах использования схем, то главный плюс – это возможность интерпретации событий. С помощью схем отдельные детали организуются в единые картины, обладающие смыслом. Такие ассоциации возникают очень быстро, что позволяет моментально оценивать объекты, и резкое возрастание скорости умозаключений – это второе важное преимущество схем. И, наконец, третье преимущество – упрощение запоминания. Как только явление отнесено к определенной схеме, с ним автоматически связываются все относящиеся к ней характеристики.

В то же время использование этого инструмента порождает ряд проблем. Во-первых, это возможное доминирование составляющей схему информации над фактами. Как только объект отнесен к определенной категории, связанные с ней оценки начинают преобладать над непосредственно воспринимаемой информацией. То, с какой силой связанные со схемой ожидания могут влиять на оценку, было продемонстрировано в эксперименте Майрон Ротбарт и Памелы Биррелл (1977 г.). Участникам эксперимента демонстрировали фотографию человека, которого представляли как некоего Курта Уолдена. В одном случае сообщалось, что он врач, проводивший в нацистских концлагерях опыты над людьми, в другом –что это руководитель антигитлеровского сопротивления, спасавший евреев от преследований. В обоих случаях участникам предлагалось оценить выражение его лица. Как и ожидалось, оценки сильно расходились в зависимости от предварительного сообщения.

Будучи представленным как нацистский преступник, Курт Уолден казался усмехающимся, жестоким и циничным, когда же его характеризовали как борца сопротивления, то он становился улыбающимся, добрым и участливым. В обоих случаях сам он оставался вымышленным персонажем, а его фотография – изображением анонима, специально выбранного экспериментаторами в силу неопределенного выражения лица.

Априорные ожидания, заимствованные из схем, оказывают влияние на оценку двумя главными способами. Во-первых, может иметь место отказ от дальнейшего сбора данных.

Ожидая увидеть нациста и вспомнив все, что связано с этим образом, респондент мог сразу же принять решение по принципу: «Негодяй и лицо у него негодяйское» - и даже не всматриваться в изображение. В другом случае ожидания могут формировать гипотезы, на подтверждение которых направляется сбор данных: ожидание увидеть циничного аморального человека превращает чуть изогнутый рот в зловещею ухмылку и т.д., и, в целом, человек начинает видеть то, что изначально предполагал увидеть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: