Предрасположенность в пользу собственного я

Негативные ощущения, которые могут возникать в результате социальных сравнений, компенсируются общей тенденцией переоценивать достоинства собственной личности. Прежде всего это проявляется в завышенной оценке своих способностей. Автор известного учебника по социальной психологии Дэвид Майерс приводит обзор исследований, иллюстрирующих склонность к завышенной самооценке: так, 90% менеджеров склонны оценивать свои управленческие способности «выше среднего»; в другом опросе, касающемся оценки собственной компетентности, 86% респондентов оценили свой профессиональный уровень опять же «выше среднего», тех же, кто оценил собственный профессионализм «ниже среднего» набралось менее 1%; 50% американских предпринимателей оценили собственные моральные качества на уровне 90 или более из 100, в то время как лишь 11% поставили себе менее 75 баллов и т.д. Понятно, что такое непропорциональное распределение результатов не может соответствовать действительности. Особенно показательными оказались результаты опроса, в котором приняли участие около 800 тыс. американских школьников: оценивая собственный навык «ладить с людьми», 60% отнесли себя к 10% наиболее способных, а 25% - к 1% лучших.

Оценивших свои способности ниже среднего набралось менее 1%15. Несложно определить, что, по крайней мере, три четверти респондентов оценили свои способности завышенно.

Тенденция к преувеличениям в свою пользу проявляется не только в отношении способностей, но и в отношении обстоятельств жизни, лишь в слабой степени зависящих от самого человека или не зависящих от него вовсе. Так, например, большинство опрошенных американских студентов сочли, что срок их жизни превысит показатель официальной статистики. Этот эффект характеризуется как «неоправданный оптимизм», противоречащий здравому смыслу.

Искажения также затрагивают оценку распространенности качеств и способностей, свойственных оценивающему: в случае недостатков их распространенность, как правило, преувеличивается, – например, курильщикам свойственно переоценивать процент курящих людей, - в случае же с достоинствами преувеличивается их уникальность – некурящие, скорее всего, будут рассматривать свое воздержание в качестве волевого шага, отделяющего их от курящего большинства. Предвзятость в свою пользу проявляется и при оценке собственных успехов и неудач: тенденция приписывать успехи себе, а неудачи - обстоятельствам распространена очень широко и наблюдалась среди политиков, спортсменов, студентов и т.д.

Стремление поддерживать высокую самооценку является чрезвычайно мощным мотивом, который может даже подталкивать к самовредительству с целью получить возможность в дальнейшем списать свой неуспех на внешние факторы. Когда ситуация угрожает неблагоприятным исходом, индивид может идти на дальнейшее усугубление условий с целью создать причины, которые позволят объяснить вероятный неуспех способом, не снижающим самооценку. Примером может служить отказ от сна в ночь перед экзаменом: такое решение служит не только наверстыванию не освоенного ранее материала, но и своего рода страховкой на случай провала. Низкую оценку, полученную на следующий день, можно объяснить тяжелым состоянием вследствие отсутствия сна. Это общедоступное объяснение способно отвести выводы о неорганизованности или, что еще неприятнее, об отсутствии способностей, которые можно сделать, исходя из низкой успеваемости.

Среди других способов «подстраховаться» путем создания дополнительных сложностей самому себе – предоставление «форы» своему оппоненту. Такой ход служит не только демонстрации собственного превосходства. Он может быть использован в качестве заготовки для возможного оправдания поражения. Страх перед неудачей также может проявляться в демонстративном отказе от приложения усилий с самого начала выполнения сложного задания, что позволяет в дальнейшем уверенно утверждать, что причина провала – в нежелании его решать.

Наиболее очевидным объяснением для всех этих усилий, направленных на сохранение высокого мнения о собственной персоне, служит стремление личности к принятию обществом. Человеку необходимо доказать другим свою ценность, и эта ценность зависит не только от способностей, но и такой неподконтрольной ему категории как «удачливость». Мышлению людей свойственны мифологические объяснения событий: удачливый человек воспринимается не как продукт стечения обстоятельств, а как «любимец фортуны», «родившийся в рубашке». Такое мышление основано на том, что человек, объясняя окружающий мир, активно переносит на него собственную природу и в наиболее примитивной форме этот подход предполагает за любым явлением чью-то волю. Эта тенденция имеет корни в бессознательном человека, и полное избавление от нее вряд ли возможно. В силу этой особенности человеческой психики удача воспринимается не как результат стечения обстоятельств, а как качество личности, каким-то образом зависящее от нее самой. Отсюда желание показать себя человеком, стоящим выше средних возможностей и шансов.

Стремление к переоценке своих достоинств усиливается в условиях индивидуалистических культур, в которых они являются главным критерием оценивания личности. В коллективистских культурах большую роль играет общественная оценка группы, к которой принадлежит индивид (клан, семья и др.) Признание, которым пользуется группа, распространяется на ее членов, и эта опора способствует большей терпимости по отношению к самому себе, так как острота потребности в подчеркивании личных достоинств заметно снижается.

Альтернативное объяснение завышенной самооценки заключается в том, что таким образом личность преодолевает тревожность. Психологи Джефф Гринберг, Шелдон Соломон и Том Пышински предложили так называемую теорию преодоления страха. Согласно их концепции, с самого раннего детства человек усваивает, что высокая оценка со стороны родителей, являющихся прообразом всех дальнейших авторитетных фигур, позволяет избежать наказания. В результате возникает связь между высокой самооценкой и избеганием страха: «хороший» ребенок может не бояться гнева родителей и рассчитывать на их защиту и опеку. В дальнейшем восприятие себя как достойной личности позволяет бороться со страхами, прежде всего, с неизбежно присутствующим в жизни человека страхом смерти.

Взаимосвязь между страхом смерти и высокой самооценкой была продемонстрировано в любопытном эксперименте. Перед прохождением теста на самооценку испытуемым предлагалось написать небольшое эссе на тему смерти. По предположению экспериментаторов, написание такого эссе должно было оживить страх смерти и вызвать ответную реакцию психики, которая проявилась бы в усилении самооценки. Это предположение подтвердилось: в среднем самооценка выполнявших тест после написания эссе оказалась выше, чем средняя самооценка в контрольной группе, сразу приступавшей к тесту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: