Лекция 2. Восприятие и принятие решений

Механизм восприятия – рабочая память – избирательность восприятия – схемы – самосбывающиеся пророчества – влияние контекста – усредненная оценка – эффект позитивной пристрастности – эвристика и анализ – непосредственное восприятие – предпочтение случаев статистике – отсутствие информации – фундаментальная ошибка атрибуции – эффекты преподнесения информации.

Механизм восприятия

Человеку приходится мириться с тем, что значительная часть восприятия окружающей действительности проходит за пределами его сознания. Бессознательные реакции не только определяют эмоциональную окраску восприятия, но также сильно влияют на выбор, различение и трактовку объектов. Обработка воспринятого содержания и его использование в принятии решений также подвержена большому числу неосознаваемых воздействий. Неизбежное вторжение индивидуальной психики в формирование любых данных делают существование абсолютно объективной информации невозможным – будучи воспринятой любым человеком, она сразу же получает отпечаток его личности. Но надо признать, что такая субъективность – необходимый инструмент ориентирования в шквальном информационном потоке, в котором постоянно находится человек.

Человеческое восприятие составляют пять сенсорных модальностей – это зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Каждая из модальностей формирует ощущения путем преобразования энергетических воздействий на клетки-рецепторы, например, энергии света на зрительные рецепторы, в электрические импульсы, поступающие через нервную систему в мозг. В мозге импульс создает ощущение, которое становится частью сознательного опыта человека. С точки зрения психологии наиболее важным в этой схеме является то, что в формировании ощущения участвует не только отвечающий за данную модальность отдел мозга, например, отдел затылочной доли, отвечающий за зрение, но также отделы, с которыми связаны обработка информации, память и эмоции, т.е. все основные психические процессы.

Это позволяет утверждать, что восприятие сигнала является не пассивным отражением, а активным процессом. Любое ощущение попадает в сознание в уже обработанном виде и с определенным присвоенным ему смыслом – субъективным отпечатком когниции, памяти и эмоций воспринимающей личности. Это верно и в отношении простейшей информации, но особенно значимо в случае восприятия сложных данных социального характера.

Рабочая память

Количество воспринимаемых данных, которое может одновременно обрабатываться человеком, ограничивается объемом его рабочей (кратковременной) памяти. В психологии этот объем измеряется в блоках –абстрактных информационных единицах. Под блоком может пониматься любой цельно воспринимаемый объект. Допустимая внутренняя сложность блока зависит от узнаваемости рассматриваемого объекта. К примеру, при освоении нового алфавита каждая буква воспринимается отдельно и сложение букв в слова требует полной загрузки внимания; на начальных этапах изучения иностранного языка отдельными блоками могут выступать слова; что же касается родного языка, то в нем целые предложения и абзацы могут считываться как единый блок.

Первое измерение рабочей памяти было осуществлено Джорджем Миллером, который представил свои результаты в работе «Магическое число семь, плюс-минус два: некоторые ограничения объема обрабатываемой нами информации»18. Как следует из названия, объем рабочей памяти взрослого человека был установлен в пределах от пяти до девяти блоков. Дальнейшие исследования показали, что он зависит от характера обрабатываемых блоков: для цифр он может составлять семь, для букв – шесть, для слов – пять. Современные исследователи признают, что установить точный объем рабочей памяти – более сложная задача, чем представлялась Миллеру, но в целом склоняются к мнению, что на самом деле предел находится в районе нижней границы миллеровского диапазона – в частности, Нельсон Кован считает, что он составляет всего четыре блока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: