Самосбывающиеся пророчества

Влияние априорных ожиданий не исчерпывается воздействием на наблюдателя, они также могут вызывать изменения в объекте наблюдения. Случаи такого влияния определяются как эффект самосбывающегося пророчества. Это понятие ввел выдающийся социолог Роберт Мертон, который охарактеризовал его как «ложное определение ситуации, провоцирующее новое поведение, при котором первоначальное ложное представление становится истинным».

Этот эффект стал предметом психологического эксперимента, проведенного в 1977 г. в Университете штата Миннесота. Вызвавшимся принять участие молодым людям предлагалось провести несколько десятиминутных телефонных разговоров с девушками – участницами эксперимента. Собеседники не могли видеть друг друга, но перед экспериментом участникам предоставлялись анкеты с личными данными девушек, к которым были прикреплены фотографии. На самом деле фотографии не принадлежали будущим собеседницам, а были распределены между анкетами из двух специально созданных наборов женских фотографий: перед проведением эксперимента фотографии прошли оценку у группы респондентов, которые выделили из общего массива «очень привлекательные» и «крайне непривлекательные» изображения. К анкетам участниц эксперимента фотографии прикреплялись случайным образом.

На основе анкет участникам предлагалось оценить девушек по ряду характеристик: дружелюбие, общительность, раскованность, чувство юмора и некоторым другим. Было установлено, что анкеты с фотографиями из группы «очень привлекательных» устойчиво получали высокие оценки, а из «крайне непривлекательных» – низкие.

Разговоры, которые состоялись после этой предварительной процедуры, записывались. Далее, в работу включалась другая группа добровольцев, которые прослушивали записанную речь участвовавших в разговорах девушек в отрыве от реплик их собеседников. Задача этой новой группы испытуемых заключалась в том, чтобы оценить участниц по тому же набору характеристик, который использовался в ходе первой оценки на основе анкет с фотографиями, но исключительно на основе прослушивания записей.

Сравнение оценок, полученных на этом завершающем этапе, с оценками, выставленными на основе анкет с чужими фотографиями, показало высокую степень совпадения. Т. е. оценки, основанные на репликах в телефонном разговоре, оказались схожими с оценками, выставленными преимущественно за счет чужих фотографий.

В результате эффект самосбывающегося пророчества был экспериментально зафиксирован. Молодые люди, имевшие априорные ожидания относительно привлекательности своих собеседниц, задавали тон разговора, исходя из своих представлений. Участница, к которой обращались как к предположительно «очень привлекательной» особе, реагировала соответствующим образом, оправдывая ожидания собеседника, и, наоборот, участницы, оказавшиеся в группе «крайне непривлекательных», сталкивались с менее приветливой (любезной, томной и т.п.) манерой общения и, соответственно, также занимали в разговоре менее дружелюбную позицию. Именно это и услышали участники, выставлявшие оценки на завершающем этапе эксперимента. Эффект самосбывающегося пророчества проявился в данном случае во взаимосвязи между априорными ожиданиями участников и вербальным поведением участниц.

Если обратиться к примерам, не связанным с экспериментальной психологией, то можно обозначить, по крайней мере, два распространенных случая самосбывающихся пророчеств в сфере финансов. Первое – это реакция вкладчиков на новость о возможном банкротстве их банка. Независимо от подлинности, такие сообщения приводят к повальному изъятию вкладов, в результате чего банк действительно может обанкротиться, даже если до этого ему ничего не угрожало. И второе – это поведение участников фондовых рынков.

Распространение ожиданий, что определенная ценная бумага может вырасти в цене, приводит к ее массовой скупке, что естественно толкает цену вверх. Опять же, основой такого роста может служить абсолютно ложная информация.

Влияние контекста

Особая группа эффектов вступает в действие при формулировке оценочных суждений, которые всегда относительны и, следовательно, всегда зависимы от системы координат, в которой они формируются. При необходимости оценивать психика стремится воспользоваться наиболее доступными точками отсчета, что, с одной стороны, заметно ускоряет процесс, с другой – может приводить к ошибочным суждениям.

Оценка всегда зависит от контекста, в котором наблюдается оцениваемый объект.

Наиболее четко это влияние проявляется в случаях, когда контекст составляют объекты, схожие с оцениваемым. В экспериментах, связанных с исследованием привлекательности, отмечена тенденция: в ситуациях, в которых респонденту надо оценить привлекательность лиц, изображенных на фотографиях, оценка отдельно взятого лица зависит от того, в каком комплекте фотографий она оказалась. Такое влияние может проявляться в двух эффектах.

Во-первых, это эффект контраста, под которым понимается искажение оценки в сторону удаления от контекста. Это означает, что фотография, скажем так, средне привлекательного лица, будет оцениваться ниже, если на остальных фотографиях были исключительно привлекательные лица, и выше, если лица на остальных фотографиях были явно непривлекательными. Такой эффект имеет место, если наблюдается сильное качественное различие между объектом и контекстом, т.е. разница бросается в глаза. Эффект контраста также может возникать, когда контекст составляют образцы, отличающиеся не столь сильно, но представленные в большом количестве, к примеру, если оцениваемая фотография будет лишь немного более привлекательной, чем другие, но других будет сотня.

Противоположный эффект – ассимиляция – в приведенном примере будет означать, что фотография средне привлекательного лица будет оценена выше, если она лишь немного уступает небольшому числу фотографий, продемонстрированных вместе с ней. Ассимиляция возникает при соблюдении двух условий: слабого различия между оцениваемым объектом и объектами, составляющими контекст, и наличия небольшого числа таких объектов.

Сравнение является обязательным механизмом оценки. В случае если контекст не дает необходимой информации, то в качестве точки отсчета используются наиболее быстро приходящие на память данные. При предложении оценить собственное благосостояние редкий человек станет вспоминать экономическую статистику и сопоставлять ее с собственным доходом. На его вывод скорее повлияют быстро приходящие на ум сведения о близких и знакомых и запоминающиеся «истории успеха», часто мелькающие в СМИ.

Усредненная оценка

Оценка объекта на основе одного критерия при наличии образцов для сравнения – прощенная ситуация. Большинство оценок в повседневной жизни формируются на основе ряда показателей, хотя их число заведомо ограничено объемом рабочей памяти, т.е. при необходимости быстрой оценки из них вряд ли будет использовано более трех-четырех. То, как на их основе формируется общее суждение, было исследовано в серии экспериментов американского психолога Норманна Андерсена в 1960-х гг. Имея возможность наблюдать за испытуемыми, сводящими оценки различных качеств в единое суждение, он пришел к выводу, что общее мнение формируется как математическое среднее составляющих оценок.

К примеру, некий работодатель рассматривает претендента на рабочее место и его внимание останавливается на следующих характеристиках кандидата: отличное образование, хорошо поставленная речь, умеренная любезность, но при этом –отсутствие опыта работы.

Предположим, что оценка каждой из этих характеристик может быть оценена в баллах:

образование – 9; поставленная речь – 8; любезность – 4; отсутствие опыта – (-9).

Рассчитав итоговую оценку как математическое среднее, мы получаем 3. Главный практический вывод, который следует из этой модели формирования оценки, - невозможность эффективной компенсации одной черты другой. Включение в сумму какого-либо резкого негатива сильно снижает итоговый показатель. Это особенно значимо, учитывая, что общее впечатление формируется на основе ограниченного числа факторов и, к тому же, отрицательные черты имеют больше шансов попасть в этот короткий перечень.

Таким образом, наличие выраженной негативной черты создает опасность резкого снижения общей оценки.

Другой вывод, следующий из модели усреднения, заключается в том, что умеренно благоприятная информация на фоне выраженно благоприятной не повышает общую оценку, а, напротив, снижает ее. Если обратиться к рассмотренному примеру, то отзыв о кандидате будет сформулирован не как: «Он образованный, хорошо говорит и к тому же довольно вежлив» - а, скорее: «Он образованный и хорошо говорит, но мог бы быть и повежливее».

Чтобы приблизить эту модель к реальности, Андерсен сделал оценку выделенных черт средневзвешенной: каждый из показателей умножался на коэффициент, отражающий значение данной черты для оценивающего. В этом находит отражение субъективность любого восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: