Наращивание товарного ассортимента происходит за счет добавления в ассортиментный ряд товаров с характеристиками, выходящими за пределы прежних. Наращивание может идти либо вверх, либо вниз, либо в обоих направлениях одновременно.
Наращивание вверх означает, что фирма стремится добавить в ассортиментный ряд товары, имеющие более высокие характеристики, щ пример цена и качество.
Наращивание вниз означает, что фирма стремится добавить в aofl сортиментный ряд товары, имеющие сниженные характеристики, н| пример цена и качество снижаются, а размеры товара уменьшаю и и (выпуск копировальных аппаратов меньших размеров).
Двустороннее наращивание предполагает наращивание ассортиментного ряда и вверх, и вниз одновременно.
Насыщение товарного ассортимента происходит за счет выпуска новых изделий в рамках существующих характеристик товарного ассортимента. Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общих прибылей, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители не могут выявить существенные отличия между ними. При выпуске новых товаров фирме следует удостовериться, что новинка заметно отличай ется от уже выпускаемых изделий.
Методы анализа ассортимента
Чтобы принять решение либо о продолжении выпуска товара, либо о снятии его с производства и исключении из номенклатуры, можно провести анализ показателей сбыта, доли рынка, уровня издержек и рентабельности. Считается, что товарный ассортимент слишком узок, если прибыль увеличивается после добавления в ассортимент нового товара, и слишком широк, если прибыль увеличивается после прекращения выпуска ряда изделий. Прибыль — универсальный показатель, на основе которого можно провести анализ рентабельности товарной группы и АВС-анализ}