double arrow

Ассортиментная политика предприятия. Управление ассортиментом

Определение ассортиментной политики - одно из главных направлений деятельности компании. Умело проведенный анализ - залог успеха организации, потому что все чаще между схожими компаниями ассортимент становится ключевым элементом конкурентной борьбы. Обычно ассортиментная политика торгового предприятия преследует долгосрочные цели. Грамотно подобранный ассортимент товаров обеспечивает наиболее эффективную почву для продуктивной деятельности организации в целом.

Хорошо продуманная ассортиментная политика магазина позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента и вместе с тем служит для руководства организации своеобразным указателем общей направленности.

Основными принципами ассортиментной политики являются:

удовлетворение запросов потребителей (это главный принцип, лежащий в основе рынка);

оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;

анализ финансовых результатов предприятия (ассортимент формируется на основе ожидаемой рентабельности и величине прибыли);

завоевание новых покупателей (стандартная стратегия, предполагающая расширение рынков сбыта);

принцип гибкости (включение в деятельность предприятия не традиционных для него отраслей);

принцип синергизма (расширение услуг и областей производства, которые связаны между собой определенной технологией и требующие единой квалификации кадров);

Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы, чтобы спрогнозировать инвестиции в развитие бизнеса, определить условия безубыточной работы организации. Особенно это необходимо в условиях жесткой конкурентной среды, когда со стороны покупателей предъявляются высокие требования к качеству. В таком случае анализ ассортиментной политики торговой организации - залог успеха. Верно выбранная стратегия поможет завоевать лидерство в конкурентной борьбе за клиента, следовательно, получить максимальную прибыть и расширить бизнес.

Если вы сомневаетесь в своих силах, компания Santoles Consulting поможет вам правильно оценить обстановку на рынке и выбрать верную стратегию. У нас работают квалифицированные специалисты, по-настоящему знающие свое дело. Мы произведем анализ ассортиментной политики вашей компании, а также поможем в развитии и расширении бизнеса. Для нас главное - успех и доверие клиентов.

Работа с ассортиментом — непростая задача. Ее решение во многом зависит от применяемых стандартов и методик. В настоящей статье рассматриваются некоторые практические аспекты оптимизации ассортимента.

Современные российские предприятия все чаще переходят на новую технологию управления ассортиментом товаров, известную как категорийный менеджмент.

Категорийный менеджмент — это процесс управления ассортиментом, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица.

Он основывается на двух главных правилах:

1) потребитель — основная ценность, вся деятельность ориентируется на максимальное удовлетворение его запросов;

2) категория является самостоятельной бизнес-единицей, она предполагает объединение функций закупки и продажи, наличие единственного лица, ответственного за все происходящее в рамках категории.

Цели категорийного менеджмента заключаются в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в повышении эффективности взаимодействия между поставщиком и продавцом.

Главная особенность категорийного менеджмента состоит в выделении каждой товарной категории внутри всего ассортимента (например, среди автозапчастей можно выделить отдельно группы товаров «детали кузова», «детали подвески», «расходные материалы», «автохимия» и т. д.). Такой подход позволяет достичь лучших результатов, поскольку учитывает максимальное число факторов, влияющих на реализацию конкретного товара или товарной группы.

Задачей категорийного менеджмента является оптимизация цикла от закупки, логистики и до продажи товара путем сосредоточения его в едином центре ответственности. При этом так называемый категорийный менеджер отвечает за весь цикл движения товаров, относящихся к четко определенной товарной категории.

К основным задачам категорийного менеджера относятся:

· анализ рынка товаров и услуг с определением продукции, максимально удовлетворяющей возможный спрос покупателя;

· оптимизация складских запасов и товарных потоков на основе выявления и реализации продукции повышенного спроса;

· четкое разбиение товарных групп на категории;

· оптимизация управления финансами в каждой категории товаров;

· разработка четкой ассортиментной политики;

· определение правильного позиционирования товара в категории;

· разработка и проведение промопрограммы в рамках категории;

· анализ влияния различных групп товаров как в категориях, так и между ними;

· учет интересов производителей, поставщиков, покупателей;

· разработка системы оценки эффективности.

В случае перехода к технологиям категорийного менеджмента у предприятия появляется возможность реализовать определенные преимущества:

· повысить продуктивность работы;

· повысить точность принимаемых решений;

· повысить достоверность получаемой информации;

· максимизировать доходы.

Схематично процесс управления ассортиментом представлен на рис. 1.

Рис. 1. Схема процесса управления ассортиментом

Таким образом, перед построением ассортиментной структуры в первую очередь необходимо определить, какие именно позиции компания желает занять на рынке, какие цели для нее являются первоочередными: удовлетворение запросов потребителей, максимальное использование технологических знаний и опыта предприятия, получение высоких финансовых результатов или завоевание новых покупателей за счет расширения ассортимента. И уже исходя из анализа эффективности ассортиментной политики и ее соответствия целям компании, необходимо формировать структуру ассортимента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: