Предмет логики и ее значение. История логики как науки

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 5

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ................................................................................... 9

§ 1. Понятие как форма мышления.............................................. 9

§ 2. Виды понятий....................................................................... 11

§ 3. Содержание и объем понятия.............................................. 14

§ 4. Отношения между понятиями............................................. 15

§ 5. Ограничение и обобщение понятий.................................... 19

§ 6. Определение понятий........................................................... 21

§ 7. Деление понятий................................................................... 25

ГЛАВА II. СУЖДЕНИЕ............................................................................ 28

§ 1. Общая характеристика суждения........................................ 28

§ 2. Простые суждения............................................................... 30

§ 3. Отношения между суждениями по значениям истинности 34

§ 4. Модальность суждений........................................................ 36

§ 5. Сложные суждения и его виды. Исчисление высказываний 37

ГЛАВА III. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................ 40

§ 1. Общая характеристика умозаключения............................. 40

§ 2. Непосредственные умозаключения..................................... 41

§ 3. Простой категорический силлогизм................................... 44

§ 4. Индуктивные умозаключения............................................. 49

§ 5. Индуктивные методы исследования причинных связей..... 53

§ 6. Умозаключение по аналогии............................................... 56

§ 7. Гипотеза................................................................................ 58

§ 8. Умозаключения из сложных суждений............................... 60

ГЛАВА IV. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ...................................... 67

§ 1. Общая характеристика логических законов....................... 67

§ 2. Закон тождества................................................................... 68

§ 3. Закон противоречия............................................................. 70

§ 4. Закон исключенного третьего............................................. 71

§ 5. Закон достаточного основания............................................ 73

Глава V. ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ................................ 75

§ 1. Доказательство..................................................................... 75

§ 2. Виды доказательства........................................................... 76

§ 3. Опровержение...................................................................... 77

§ 4. Правила доказательства и ошибки в них............................ 78

§ 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах.................. 84

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ.......................... 87

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................... 102

ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................................................ 103

ВВЕДЕНИЕ

Предмет логики и ее значение. История логики как науки.

Логика изучает познавательную деятельность человека. Oб этом говорит сам термин «логика», происходящий от греческого слова «логос», что означает слово, понятие, рассуждение, разум. Однако вопросом о том, как человек познает окружающиймир, занимаются и другие дисциплины: философия и психология, физиология высшей нервной деятельности и языкознание, семиотика и эвристика. Для того чтобы уяснить суть логического подхода к познанию, необходимохотя бы коротко описать, в чем специфика философского, психологического и прочих подходов к этой же проблеме.

Философия рассматривает познание как диалектический процесс отражения действительности в сознании людей. Он осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание позволяет нам отражать отдельные предметы и их свойства в виде ощущений, восприятий и представлений. Например, покупая какой-либо товар, мы оцениваем его вкусовые и обонятельные качества, нравится ли нам его внешний вид и т.п. Логическое познание, развертывающееся в форме понятий, суждений и умозаключений, позволяет нам проникать в саму сущность, глубинные структуры вещей и явлений. С его помощью мы даем название покупаемому товару, судим о цене и целесообразности покупки. Если философия дает нам общее представление об уровнях познания, то логика занимается преимущественно логическим аспектом. В центре ее внимания понятия, суждения и умозаключения как важнейшие инструменты мыслительной деятельности людей. Если философия оценивает результативность познания с помощью понятия истины, то логика рассматривает вышеназванные формы как способы получения истинного знания. Если философия интересуется наиболее общими законами природы, общества и мышления, то предметом логики являются те законы мышления, которые фиксируют определенную повторяемость, устойчивую связь в структуре всех человеческих рассуждений и умозаключений.

Сопоставление физиологии высшей нервной деятельности с логикой показывает, что первая наука стремится понять материальный субстрат (основу) мысли, логика же занята идеальной стороной мышления. Сравнение с психологией убеждает нас в том, что психологическую науку интересует происхождение мышления, особенности протекания мыслительных процессов у разных типов личности, связь мышления с предметной деятельностью и, разумеется, многообразие чувственных граней отражения мира, а логика уделяет внимание относительно неизменным нормам мыслительного процесса, независимо от того, как он протекает у ребенка, взрослого или старика.

Люди постоянно стремятся расширить свои знания и обогатить свою память. Но, как сказал еще Гераклит, само по себе многознание – это все-таки не мудрость. Мудрость предполагает знание оснований и причин, и в особенности логических оснований принимаемых положений. Без способности обосновать имеющиеся убеждения нет подлинного и твердого знания. Об искусстве убеждать известный русский востоковед В. Васильев так рассказывает о ходе состязания ораторов еще в древней Индии: «Если явится кто-нибудь и станет проповедовать совершенно неизвестные дотоле идеи, их не будут чуждаться и преследовать без всякого суда; напротив, охотно будут признавать их, если проповедник этих идей удовлетворит всем возражениям и опровергнет старые теории. Воздвигали арену состязаний, выбирали судей, при споре присутствовали цари, вельможи и народ; определяли заранее, независимо от царской награды, каким должен быть результат спора. Если спорили только два лица, то иногда побежденный должен был лишить себя жизни или сделаться рабом победителя, перейти в его веру… Но чаще… спор не ограничивался личностями, в нем принимали участие целые монастыри, которые вследствие неудачи могли исчезнуть вдруг после продолжительного существования. Как видно, право красноречия и логических доказательств было до такой степени неоспоримо в Индии, что никто не смел уклониться от вызова на спор».

Таким образом, логику можно определить как науку об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания.

Логика – это наука о формах и законах правильного мышления.

Зародившись в структуре общефилософского знания, логика давно стала самостоятельной наукой, имеющей свои подразделения: металогика, диалектическая, формальная логика, последнюю принято делить на традиционную и математическую. Металогикой можно назвать своеобразную «философию логики», т.е. науку, изучающую строение и свойства логических теорий. Диалектической логикой именуют тот раздел логики, который рассматривает основные формы мышления в бесконечном изменении, развитии, отрицании и т.п. Формальная логика, которой мы уделим преимущественное внимание, рассматривает относительно устойчивые формы мышления и законы их построения. Первой ступенью формальной логики является традиционная логика, изучающая общечеловеческие законы правильного построения мыслей. Второй ступенью формальной логики является математическая логика, использующая математические методы и специальный аппарат символов.

Представление о предмете логики может быть расширено за счет знакомства с основными проблемами, изучаемыми в соответствующих разделах логического знания. Так, например, традиционная логика включает в себя учение о понятии, суждении и умозаключении, об основных законах мышления, теорию аргументации и опровержения, раздел, посвященныйлогическим ошибкам, индуктивную логику и др. Математическая логика уделяет внимание логике исчислений, пороговой, многозначной, временной, модальной, конструктивной, комбинаторной, мажоритарной и др.

Использование логических приемов осуществляется большинством людей стихийно, как бы неосознанно. Подобно персонажу Мольера, который был удивлен, обнаружив, что говорит прозой, многие из нас, познакомившись с логикой, приходят к «открытию» понятий, суждений и умозаключений, как основных форм логического мышления. Однако куда лучше, если мы познаем основные инструменты мыслительной деятельности заранее, прежде чем сядем за написание сочинения или доклада, или овладеем искусством полемики и ведения переговоров или выступления в судебном заседании. И если, как сказал Т. Эдисон: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить, то лучшего средства для развития культуры мышления отдельной личности и всего рода человеческого отыскать нельзя...» Конечно, логика – это азбука мышления, зачатки интеллектуальной культуры человека. Но без нее абсолютно невозможно восхождение к увлекательным вершинам человеческого духа. Сознательное использование законов логики дисциплинирует мышление, делает нашу речь более аргументированной, помогает нам добиваться своих жизненных целей с упорством и последовательностью человека, знающего, чего он хочет.

Логика одна из древнейших наук. Точно установить, кто и когда впервые обратился к тем аспектам мышления, которые сейчас составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии (школа ньяя, Дигнага, Дхармакирти) и Китае (Дэн Си Конфуций, Хуэй Ши, Гунн Сунь-лун, Моцзы, Сюньцзы и др.) вVI-ІІ вв до н.э. Основные исследуемые вопросы: теория имен и понятий, вопросы об искусстве ведения спора (диалога). Однако если говорить о возникновении логики, как науки, то есть о более или менее систематизированной совокупности знаний, справедливым будет считать родиной логики Древнюю Грецию. Именно здесь в V-IV веках до н.э. трудами Парменида, Зенона, Демокрита, Сократа и Платона были заложены основы этой науки. Родоначальником же, «отцом» логики, по праву, считается Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он в своих трудах под общим названием «Органон» впервые обстоятельно проанализировал и описал логические формы и правила рассуждений, а, именно, формы выводов из категорических суждений – категорический силлогизм («Первая аналитика»), сформулировал основные принципы научных доказательств («Вторая аналитика»), дал анализ смысла некоторых видов высказываний («Об истолковании»), наметил основные подходы к разработке учения о понятии («Категории»). Серьезное внимание Аристотель уделял также разоблачению различного рода логических ошибок и софистических приемов в спорах («О софистических опровержениях»).

О логике Средневековья (II-ХIV вв), как следующего этапа после античности, существуют противоположные точки зрения. Одни ученые рассматривают эту эпоху как время упадка культуры, другие – отмечают проявления прогресса. В это период ученые уделяли внимание вопросам модальной логики, проблемам логичного следования, правилам конъюнкции и дизъюнкции. В трудах мыслителей средневековья встречаются некоторые элементы современного исчисления высказываний. В средневековой логике существовали три течения, которые по-разному определяли статус общих имен (универсалий): реалисты, номиналисты и концептуалисты.

Новое, что характеризует логику эпохи Возрождения (ХV-ХVI вв) можно свести к следующим положениям: 1) активные поиски формально-логических методов познания альтернативных дедукции; 2) развитие математики и расширение ее средств на разные сферы познания; 3) выявление диалектических противоречий, которое не согласуются с законами логики. В эпоху Возрождения все чаще звучали призывы мыслителей отказаться от дедуктивно-схоластичной игры понятиями и изучать природу при помощи наблюдения и эксперимента.

Выдающимся событием в истории логики в Новое время (ХVII- ХVIII вв) стало появление труда английского философа Френсиса Бэкона «Новый органон», который, по его мнению, должен был заменить аристотелевский «Органон» в качестве орудия познания. Он положил начало разработке методов установления причинно-следственных связей в объективной действительности, в частности, особое место в теории познания он отводил индукции.

Большое значение методу познания отводил и Р. Декарт. С позиций рационализма он считал только дедукцию строго научным методом. Не отказывался он и от индукции, но называл ее выводы сомнительными и недостоверными.

Дальнейшее развитие логики в ХІХ-ХХ вв связано со сближением ее с математикой. Дж. Буль, Е. Шредер, А. де Морган, П. Поперецкий и другие мыслители разработали основы современной математической логики. Основателями логичной семантики, которая стала качественным скачком в развитии логики, считают американского ученого Ч. Пирса и немецкого ученого Г. Ферге. Английский философ и логик Б. Рассел в соавторстве с А. Уайтхедом в трехтомном труде «Принципы математики» пытался логично обосновать математику, привести ее к логике.

В Украине логику как науку начинают изучать в Киево-Могилянской академии. Сохранились труды Стефана Яворского (1600-1683), Феофана Прокоповича (1658-1722) и других преподавателей и профессоров Киево-Могилянской академии, в которых рассматриваются проблемы логики. Логика трактовалась как наука, обеспечивающая правильный ход мышления. В ХVIII-ХIХ вв проблемы логики изучал П. Лодий, который опубликовал результаты своих исследований в трудах «Логические наставления» и «Теория общих правил». Значительный вклад в развитие логики внес О. Потебня.

В начале ХХ в Украине формальную логику игнорировали, и признавали только диалектическую логику в ее марксистско-ленинской интерпретации. Только во второй половине 40-х годов формальная логика была введена в курсы учебных дисциплин, в вузах были открыты кафедры логики, где обучались будущие специалисты.

В 60-х годах ХХ ст. начинается новый подъем логики. Ее возрождение, связано с трудами М. Поповича, С. Крымского, А. Уемова, С. Васильева, Е. Ледникова, А. Ишмуратова, В. Омельянчика и др.

Сегодня логика занимает достойное место в системе образования Украины. Это объясняется ее важной ролью в формировании интеллектуальной культуры личности.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: