Сегментирование рынка по конкурентам

Сегментирование рынка по основным конкурентам осуществляется на основе оценки конкурентоспособности предприятия. Для этого составляется таблица оценки конкурентоспособности с указанием всех факторов, которые сравниваются по сумме баллов данного предприятия с каждым конкурентом на данном сегменте рынка (табл. 5) Таблица 5

Оценка конкурентоспособности предприятия

Факторы конкурентоспособности Ваше предприятие Конкуренты
А В
       
Продукт Качество, технические параметры, право замены изделия, престиж торговой марки, упаковка, габариты, уровень ремонтного обслуживания, гарантийный срок, многовариантность в использовании, уникальность (отсутствие аналогов)            
       
Универсализм            
Надежность            
Срок службы            
Защищенность патентами            
Цена      
Прейскурантная            
Договорная            
Свободная            
Срок платежа            
Условия кредита            
Условия финансирования в случае покупки            
Каналы сбыта            
Форма сбыта:            
- прямая доставка;            
- торговые представители;            
— предприятия -производители:            
— оптовые посредники;            
— комиссионеры и маклеры;            
- дилеры            
Степень охвата рынка            
Размещение складских помещений            
Система контроля запасов            
Система транспортировки            
Продвижение продуктов на рынке            
Реклама:            
- для потребителей;            
- для торговых посредников.            
Индивидуальная продажа:            
- стимулы для потребителей;            
— демонстрационная торговля;            
— показ образцов изделий            
Обучение и подготовка персонала сбытовых            
служб            
Продвижение продуктов по каналам торговли:            
- демонстрация продуктов;            
— продажа на конкурсной основе;            
- премии торговым посредникам;            
- кулоны;            
- руководства по использованию;            
- телевизионный маркетинг;            
-интернет- торговля;            
-упоминание об изделиях в средствах массовой­            
информации            
Общее количество баллов:            

Таблица заполняется на основе данных, предо­ставляемых экономическими службами аппарата управления предприятия, а выставленные оценки согласованы с мнением специалистов этих служб. Для этих целей формируется группа из наиболее квалифициро­ванных работников, которые вместе с руководством предприятия проводят анализ конкурентоспособности предприятия. В случае, если члены группы расходятся в оценках, в таблицу вносится среднее значение переменной, определяе­мое с учетом мнения каждого.

Общий итог таблицы сумма баллов показывает истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Бальная система оценки конкурентоспособности предприятия позволит руководству предприятия выяснить факторы, которые следует повысить, что окажет влияние на рост конкурентоспособности предприятия.

Оценка конкурентоспособности предприятия завершается составлением сводного анализа, что позволит выявить его слабые и сильные стороны. При этом должны быть получены ответы на следующие вопросы:

-какие планы существуют у конкурентов в отношении их доли рын­ка, повышения рентабельности производства и увеличения объема про­даж?

-какой рыночной стратегии придерживаются ваши конкуренты в настоящее время? С помощью каких средств они обеспечивают ее реали­зацию?

-каковы их сильные и слабые стороны?

-каких действий можно ожидать в будущем от нынешних и возмож­ных конкурентов?

Для систематизации ответов на такого рода вопросы используется табл.

Таблица 6

Сводный анализ конкурентоспособности предприятия

    Основные категории     Лидер в отрасли     Выше среднего уровня     Средний уровень   Ухудшение показателей хозяйственной деятельности   Предприятие в кризисной ситуации
Финансы Производство Менеджмент Маркетинг Кадры Технология                      

Метод сегментации конкурентов по хозяйственному профилю (табл. 7.5) позволяет предприятию быстрее перейти от стадии внедрения на рынок к рыночной экспансии, повысить эффективность продвижения своих изделий на рынке. Таблица может содержать как краткую цифровую информацию, так и развернутые и достаточно детализированные приме­чания. Сегментация рынка по конкурентам производится аналогично тому, как это осуществляется в отношении потребителей. Анализ данных и обоб­щение полученных результатов помогут лучше понять логику ведения бизнеса конкурентами и определить, какие ответные меры следует пред­принять и какие из них будут наиболее действенными. Поэтому сегмента­ция рынка по конкурентам является неотъемлемой частью деятельности любого предприятия, решившего всерьез повысить свою конкурентоспо­собность на рынке.

Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: