Школьная лекция и семинар

Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.

Лекция-пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

Лекция-консультация близка по типу к лекции-пресс-конференции. Различия - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод “живой ситуации”.

Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которых ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Школьная лекция целесообразна:

1. при прохождении нового материала, мало или совсем не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала;

2. в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей;

3. при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера;

4. при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.

Условиями эффективного проведения лекции являются:

1. четкое продумывание и сообщение слушателям плана лекции;

2. логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них;

3. логичность связей при переходе к следующему разделу;

4. доступность, ясность излагаемого;

5. использование разнообразных средств наглядности и ТСО;

6. обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.;

7. итоговая беседа по теме лекции.

Примерные вопросы к анализу лекции:

· оптимальность выбора темы лекции, ее цели, ведущих идей, основных понятий;

· оценка оптимальности содержания материала лекции:

· рациональность логики изложения;

· полнота раскрытия темы;

· выделение главных мыслей, ведущих понятий;

· воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала;

· приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляция их познавательной активности:

· актуализация темы, ее практическая значимость;

· четкость структуры и плана лекции;

· эмоциональность и проблемный характер изложения материала;

· создание ситуаций новизны, занимательность и т.д.;

· использование ТСО;

· осуществление межпредметных связей;

· умения, формируемые у учащихся в процессе лекции, и степень их сформированности;

· характер взаимодействия учителя и учащихся, способы осуществления обратной связи;

· методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление;

· манера проведения и характер общения учителя и учащихся;

· качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень знаний.

План конспект школьной лекции.

Тема: ________________________________ Класс: ______________

№ урока в изучаемой теме: __________________________________

Вид лекции (обзорная вводная, тематическая, обобщающая) ______

Цели: _____________________________________________________

Опережающие задания: _____________________________________

Рекомендуемая литература: __________________________________

План лекции Приемы и средства лекционного изложения Познавательные задания
1. 2. 3. и т.д.   (для первичного повторения и закрепления материала -систематизация и обобщение новых знаний, диагностика интереса уч-ся к теме, формулирование учащимися собственных выводов и оценок)

План – конспект лабораторного занятия.

Тема: ___________________________________ Класс _________

Учебник (источник) ______________________________________

Дополнительные средства обучения _________________________

Цели лабораторного занятия: _______________________________

Формы учебной работы (фронтальная, групповая, индивидуальная) _________________________________________

1. Характеристика источника.

2. Система заданий по учебнику (источнику)

А)

Б)

В)

3. Карточка инструкция для учащихся по работе с источником (документом)

4. Образец письменного оформления лабораторной работы или ее отдельных заданий (таблица, схема, план, карта и т.д.)

5. Фронтальная обобщающая беседа (план коллективного обсуждения результатов лабораторной работы, порядок выступлений по отдельным вопросам, дополнительные задания).

6. Критерии оценивания письменных и устных ответов.

Семинары отличаются:

большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару, большой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки, владением навыков работы с литературой;

изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;

изменением функций, выполняемых учителем и учащимися; учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель - регулятивную и организаторскую.

Примерные вопросы к анализу семинарского занятия:

1. место семинарского занятия среди других уроков, темы, его взаимосвязь с ними. Тип семинара, обусловленность его целями, содержанием, уровнем подготовки учащихся.

2. Актуальность темы, ее воспитательно-образовательное значение.

3. Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства учащихся класса:

4. своевременность информирования учащихся о цели, теме и плане семинара, продуманность плана, внесение корректив в него в соответствии с пожеланиями учащихся;

5. система подготовки: подбор основной и дополнительной литературы, характер консультаций, работа консультантов, совета дела, творческих групп, использование материалов стенда “Готовимся к семинару”, алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);

6. разработка системы дифференцированных заданий (подготовка докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материалов в музеях, архивах, учреждениях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т.д.).

7. Методика проведения семинара, ее направленность на раскрытие творческих возможностей учащихся:

• четкость определения темы и цели семинара;

• психологическая подготовка учащихся к обсуждению вопросов;

• формы стимулирования их активности и познавательного интереса;

• соотношение деятельности учителя и учащихся; краткость и целенаправленность вводного слова учителя, уместность и продуманность замечаний и коррекций, организация коллективного обсуждения, дискуссии.

План-конспект школьного семинара.

Тема: _______________________________ Класс: _____________

Цели семинарского занятия: _______________________________

Вид семинара: (тематический, обобщение с элементами изучения нового материала, обобщение с систематизаций исторических знаний): _________________________________________________

Вопросы семинара, предлагающиеся школьникам для предварительной подготовки (с рекомендациями по работе с источниками и оформлению ответов): _______________________

Литература по теме занятия:

Основная ______________________________________________

Дополнительная __________________________________________

Индивидуальные задания (опережающие) ____________________

Вводное слово (актуальность темы, основные проблемы, специфика источников, оригинальность подходов к освещению вопросов, познавательные задания, формы отчетности об участии в семинаре, организация работы на семинаре, распределение ролей докладчиков и содокладчиков, аналитиков, экспертов, консультантов и т.д.).

План обсуждения вопросов семинарского занятия Деятельность учителя: уточняющие вопросы, дополнительные задания, выводы-обобщения, "связки" и переходы. Деятельность учащихся: Сообщения, фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
1. 2.    

Заключительное слово (формулирование обобщающих выводов, подведение итогов).

Вопросы для самопроверки

1. Цели школьного исторического образования.

2. Классификация типов уроков: по ведущему методу, по характеру деятельности учащихся, по соотношению структурных звеньев обучения.

3. Учебный план и структура школьного исторического образования. Разноуровневое обучение. Линейная и концентрическая система в обучении истории.

4. Школьная программа по истории. Структура и анализ.

5. Урок изучения нового материала. Методика и различные формы проведения.

6. Комбинированный урок и его структура.

7. Структура и особенности повторительно-обобщающего урока.

8. Методика изучения нового материала. Приемы устного изложения новой темы.

9. Содержание и методика проверки знаний и умений учащихся. Основные функции проверки знаний и умений учащихся.

10. Формы и виды проверки знаний учащихся. Содержание, характер и методика использования вопросов.

11. Общеклассная, групповая и индивидуальная формы проверки знаний и умений учащихся. “Уплотненный опрос”, его положительные и отрицательные стороны.

12. Формы взаимопроверки, самопроверки и самооценки знаний. Рецензирование.

13. Подготовка учителя к уроку истории. Структурно-функциональный анализ учебного материала.

14. Цель урока и педагогический замысел как совокупность образовательно-развивающих задач.

15. Конспект урока – как модель, отражающая совместную деятельность учителя и учащихся.

16. Научно-методический аппарат учебника. Методические приемы работы с учебником.

17. Методы обучения: классификация и их особенности.

18. Виды карт. Методика использования картографического материала на уроках истории.

19. Методика подготовки докладов, рефератов и их защита.

20. Разнообразие форм домашнего задания и закрепления нового материала на уроках истории.

21. Классификация бед. Их значения. Методика использования на уроках истории.

22. Блочная система обучения и ее особенности.

23. Виды наглядных средств обучения и их классификация.

24. Анализ урока истории. Специфика анализа разных типов уроков.

25. Формы самостоятельной работы на уроках истории.

26. Приемы работы с документами и художественной литературой.

27. Приемы формирования хронологических знаний и умений учащихся.

28. Оборудование урока. Записи на доске.

29. Групповая деятельность на уроках истории. Методика ее применения.

30. Эврестические формы занятий.

31. Интегрированные уроки, конкурсы.

32. Зачетная система обучения.

33. Опорные конспекты для проведения уроков истории.

Список использованной литературы

1. Студеникин, М. Тч. Методика преподавания истории в школе: Учеб.для вузов / М.Т. Студеникин, 2002

2. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории: Учеб.для вузов / Е.Е. Вяземский, Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, 2003.

3. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб.для вузов / Л.Н. Боголюбов; Ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: ВЛАДОС, 2002

4. Степанищев, Александр Тимофеевич. Методика преподавания и изучения истории.В 2 ч.: Учеб.пособие для вузов / А.Т. Степанищев, 2002.

5. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988, С. 190-202.

6. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968, раздел IV.

7. Вагин А.А. Типы уроков по истории. М., 1957.

8. Актуальные вопросы методики преподавания истории в средней школе. // Под. ред. Колоскова, гл. 17.

9. Методика обучения истории в 2-х частях. // Под. ред. Дайри Н.Г. М., 1978, ч.2, гл. 19.

10. Методика преплдавания истории. Учебное пособие для студентов. М., 1986, С. 217-236.

11. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М., 1978.

12. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., 1969.

13. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1987.

14. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. М., 1989.

15. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М., 1985.

16. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1981.

17. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1981.

18. Древерс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах). М., 1984.

19. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М. 1968. С. 7-20.

20. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М., 1987.

21. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., 1969.

22. Методика обучения истории в средней школе. М., 1978, Ч.2., ГЛ. 18.

23. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе., М., 1984, С. 216-242.

24. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988. С. С. 12-32, 64-71.

25. Стражев Л.И. Методика преподавания истории. М., 1964.

26. Стрелова О.Ю. Формулировка темы урока: нераскрытые возможности. Преподавание истории в школе, 1997, п. 3, с. 43.

27. Гора П.В. Целевая установка урока и ее роль в решении общеобразовательно-воспитательных задач. //Преподавание истории в школе., 1963. № 2.

28. Кревер Г.А. Эмперический и теоретический пути познания при обучении истории. // Преподавание истории в школе, 1973, № 5

29. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-11 классах. М., 1990.

30. Короткова М.В. Россия и мир в 1960-е годы. Разработка и сценарии уроков. Преподавание истории в школе, 2000, № 3.

31. Короткова М.В. Советский Союз и зарубежные страны после Второй Мировой войны. Разработки и сценарии уроков. // Преподавание истории в школе. 1999, № 4.

32. Грицевский И.М, Грицевская С.О. От учебника к творческому замыслу урока. М., 1990.

33. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Задания по истории Древнего мира на уроках развивающего обучения. // Преподавание истории в школе., 2000, № 3.

34. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986, гл. 12-13.

35. Озерский И.З. Начинающему учителю истории М, 1989.

36. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991.

37. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968, раздел 2, гл. 2, 3, 4.

38. Актуальные вопросы методики преподавания истории в средней школе. // Под. ред. Колоскова, гл. 17.

39. Методика обучения истории в 2-х частях. // Под. ред. Дайри Н.Г. М., 1978.

40. Методика преподавания истории. Учебное пособие для студентов. М., 1986.

41. Стражев А.И. Методика преподаваия истории. М., 1964., гл. 13-15.

42. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М., 1978.

43. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., 1969.

44. Озерский И.З. Начинающему учителю истории. М., 1989.

45. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М., 1985.

46. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1981.

47. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1981.

48. Древерс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах). М., 1984.

49. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. М., 2001. С. 147 – 157.

50. Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся.

51. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М., 1984, гл. 19, С. 252 – 266.

52. Методика обучения истории в средней школе. (под ред. Дайри Н.Г.) м., 1978, Ч.1., ГЛ. 10, с. 183-193, ч. 2. С. 112-119.

53. Методика преподавания в средней школе. Учебные пособия для студентов. М., 1986, гл. 13. С. 236-244.

54. Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. М., 1972, с. 152-170.

55. Дайри Н.Г. Проверка знаний и познавательной деятельности учащихся. М., 1960.

56. Лейбенгруб П.С. О повторениях на урока истории СССР в 7-10 классах. М., 1977, 1987.

57. Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся.

58. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М., 1984, гл. 19, С. 252 – 266.

59. Методика обучения истории в средней школе. (под ред. Дайри Н.Г.) м., 1978, Ч.1., ГЛ. 10, с. 183-193, ч. 2. С. 112-119.

60. Методика преподавания в средней школе. Учебные пособия для студентов. М., 1986, гл. 13. С. 236-244.

61. Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. М., 1972, с. 152-170.

62. Дайри Н.Г. Проверка знаний и познавательной деятельности учащихся. М., 1960.

63. Лейбенгруб П.С. О повторениях на урока истории СССР В 7-10 КЛАССАХ. М., 1977, 1987.

64. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968 год. С. 394-412.

65. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей в 2-х частях. (Отв. Ред. Дайри Н.Г.) М., Ч. 2, ГЛ. 21.

66. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. М., 1966.

67. Боголюбов Л.Н. Изучение текущих событий в курсе новейшей истории. М., 1977.

68. Боголюбов Л.Н. Лекционные, семинарские и практические занятия в процессе углубленного изучения истории. / Факультативные занятия по истории и обществоведению. Из опыта работы. М., 1973.

69. Гурвич Д.О., Канторович И.Н., Орлов В.А. Семинарские занятия по истории и обществоведению в средней школе. М., 1964.

70. Вайнер О.Е., Мазуренко В.И. Семинары и конференции по обществоведению в средней школе. М., 1966.

71. Баранов П.А. Использование групповой формы работы учащихся (10 класс). //Преподавание истории в школе (ПИШ)., 1990, № 6.

72. О семинарских занятиях и групповой форме работы. // ПИШ, 1991, № 3.

73. Ткаченко В.А. Повышение эффективности уроков-лекций. //ПИШ,1990, № 1.

74. Страбинская Г.И. Использование элементов дискуссии на уроках истории СССР в 8 классе. // ПИШ, 1990, № 1.

75. Игошева Н.А. Россия НЭПовская. Урок-лекция в 9 классе// ПИШ,2000, № 1.

76. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968 год. С. 394-412.

77. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей в 2-х частях. (Отв. Ред. Дайри Н.Г.) М., Ч. 2, ГЛ. 21.

78. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. М., 1966.

79. Боголюбов Л.Н. Лекционные, семинарские и практические занятия в процессе углубленного изучения истории. / Факультативные занятия по истории и обществоведению. Из опыта работы. М., 1973.

80. Гурвич Д.О., Канторович И.Н., Орлов В.А. Семинарские занятия по истории и обществоведению в средней школе. М., 1964.

81. Вайнер О.Е., Мазуренко В.И. Семинары и конференции по обществоведению в средней школе. М., 1966.

82. Баранов П.А. Использование групповой формы работы учащихся (10 класс). //Преподавание истории в школе (ПИШ)., 1990, № 6.

83. О семинарских занятиях и групповой форме работы. // ПИШ, 1991, № 3.

84. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 1983.

85. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории в 5-6 классах // ПИШ., 1987, № 4.

86. Короткова М.В. Проблемные игры и познавательные задания на уроках истории средних веков. //ПИШ., 1991 № 4

87. Мыскин В.А. Пиктограммы и игры на уроках истории. // ПИШ., 1990, № 6.

88. Гиззатулин И.Г. Игры для старшеклассников. //ПИШ, 1992, № 5,6.

89. Короткова М.В. Россия и мир в 1960-е годы. Разработка и сценарии уроков. // ПИШ., 2000, № 3.

90. Борзова Л.П. Игры при изучении нового материала на уроках истории. //ПИШ, 2000, № 3.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..3

Лекция 1

Вызовы современной эпохи и необходимость модернизации системы общего образования…………………………………………6

Лекция 2

Урок как основная форма организации учебного процесса………………………………………………………….……12

Лекция 3

Активные методы обучения истории………………………………..16

Лекция 4

Приемы работы на уроках истории…………………...……………..21

Лекция 5

Игра на уроке истории………………………………………………..33

Лекция 6

Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения истории…...45

Лекция 7

Способы создания проблемных ситуаций и типы проблемных задач по истории…………………………………………………………….67

Лекция 8

Работа с иллюстрациями на уроках истории……………………….82

Лекция 9

Школьная лекция и семинар…………………………………………88

Вопросы для самопроверки ………………………………………..94

Список использованной литературы …………………………….95


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: