Традиционные и нетрадиционные формы урока

(автор Г.К. Селевко)

Элементы Традиционный урок Нетрадиционный урок
Концептуальная основа Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик” Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик”
Содержательная часть
Цели Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами Развитие личности учащихся
Содержание учебного материала Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности
Процессуальная часть
Организация учебного процесса Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование  
Методы и формы учебной деятельности школьников Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование
Методы и формы работы учителя Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности
Диагностика учебного процесса Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя Рефлексивная деятельность учителя и учащихся

Таблица 2

Соотношение традиционных и нетрадиционных

Форм уроков

Элементы Традиционный урок Нетрадиционный урок
Концептуальная основа Недостатки: субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом Достоинства: субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.
Содержательная часть
Цели Достоинства: формирование знаний, умений и навыков Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся
Содержание учебного материала Достоинства: наибольший объем информации, систематичность Достоинства: более глубокое изучение учебного материала. Недостатки: меньший объем изучаемого материала
Процессуальная часть Достоинства: четкая структура урока. Недостатки: шаблонность, однообразие Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности. Недостатки: большие затраты времени
Организация учебного процесса Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления
Методы и формы учебной деятельности школьников Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя
Методы и формы работы учителя Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала. Диагностика учебного процесса Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения Недостатки: слабая обратная связь Достоинства: сильная обратная связь Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения

Следует сказать, что НФУ применялись в виде так называемого “Метода проектов” в конце 20-х гг. XX в., что говорит о том, что НФУ не являются чем-то новым в педагогической практике. Правда, о том, насколько эффективным оказалось применение этих методов, единого мнения среди исследователей нет. Так, по мнению Ф.А. Фрадкина: “негативные последствия этого метода стали одной из причин отказа в дальнейшем от активных методов обучения в современном понимании”.

Иной точки зрения придерживается Н.Г. Осухова, которая считает, что: “это была законченная педагогическая концепция, полностью адекватная своим целям и способствующая искусственной социализации ребенка и проникновению идей “передового класса” в среду”. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, показывают не только споры вокруг НФУ, но и то, что само понятие “нетрадиционная форма урока” до сих пор остается крайне расплывчатым. В ряде работ встречается понятие “нетрадиционный вид уроков” (Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова “Методика преподавания истории в школе”).

Стоит отметить и множество названий таких как “нестандартный урок”, “нетрадиционные технологии урока” и др. С.В. Кульневич и Т.Н. Лакоценина используют термин “не совсем обычный урок”. По их словам, отказ от термина “нетрадиционный урок” закономерен; “потому что его широкое использование в методической литературе отличается от традиционной организации обучения только внешними, процессуальными средствами активизации познавательной активности”. Однако большая часть исследований все же используют в своих работах термин “нетрадиционный урок”. В частности авторы методических пособий по истории Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, И.Н. Ионов, М.В. Короткова, Л.П. Борзова посвящают ряд своих работ урокам с “нетрадиционными формами обучения”.

Так что мы можем подразумевать под понятием “нетрадиционная форма урока”? О.В. Трофимова дает следующее определение: “НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель–ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, “методе прямого доступа”)”.

Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. НФУ имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок-учебная игра; урок-учебная дискуссия; урок-исследование.

В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся.

Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект – субъектная позиция в системе учитель – ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся.

В концептуальном блоке приоритет принадлежит НФУ, с их субъект – субъектной позицией, которая обеспечивает коммуникативный диалог учащихся. Содержательный блок предполагает меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку. В процессуальном блоке НФУ, задействую внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно – оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

На нетрадиционных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально – символических функциях, а правое – на пространственно – синтетических.

Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Вот, что по этому поводу пишет И.И. Макарьев: “Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного – это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие мозга напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями”.

При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный – левополушарный; интуитивный, с доминированием интуиции – правополушарный.

По мнению И.И. Макарьева: “школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному”. Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе НФУ, интеллектуально – пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В частности, в научно – педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения.

Чтобы понять причины подобной функциональной способности, необходимо вспомнить некоторые особенности подростковой психологии. В подростковом возрасте устраняются все условности в действиях, урок – игра приближается к жизни. Она интересна, когда дается возможность не только познать что-то, но и применять свои знания и одновременно, с этим, по словам В.А. Крутецкого и Н.С. Лукина: “уйти в мир желаемой фантазии, приоткрыть завесу будущего и побывать там хотя бы в игровой ситуации”.

В.М. Григорьев замечает, что умело организованные уроки – игры, позволяют задействовать в учебных целях, энергию, которую школьники расходуют на “подпольную игровою деятельность”. Это ведется “на уроках всех (без исключения!) преподавателей… Способы “конспирации” оттачивались сотнями школьников, а обмен опытом подпольных проделок налажен с завидной оперативностью”.

При этом, если педагог “войной пошел” на игры ребят, он сам же ставит их в роль “подпольщиков”, - и тогда найдите для подростков более привлекательную игру! Не лучше ли использовать игровую энергию ребят “в мирных целях”?

“Умело направив этот интерес и эту активность в нужное русло, учитель может извлечь из них педагогическую пользу. Многие из самостоятельных игр подростков могут стать материалом для разработки дидактических игр”.

Подростковый возраст характеризуется психологами как “переломный период в развитии личности, отличающийся трудностью умения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность НФУ – очень важная, ее особенность, которая делает ее успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одноклассников важнее для него, чем отношение учителя. Подростку присуще стремление отмежеваться от всего. Свойственна тяга к новому, неожиданному, ко всему тому, что дает пищу для воображения. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях, дискуссиях или выполнение заданий, основанные на игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы: при этом они с трудом переносят паузы.

Учителю необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Все это прекрасно реализуется, например, на уроках – играх или на уроках – дискуссиях. В подростковом возрасте внешние игровые действия свертываются и переносятся в воображение (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ф.И. Фрадкин и др.).

Игровые действия позволяют расширить границы собственной жизни ребенка, и, по словам Л.С. Выготского: “вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было”. НФУ создают особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “на равных”, где исчезает робость, возникает ощущение – “я тоже могу”, т. е. На таких уроках происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что при организации НФУ, ограничено, заложена познавательная задача, где ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

На нетрадиционных формах происходит и воспитательная работа. Так, например, достаточно ярко воспитательную сущность урока – игры показывает В.М. Букатов: “Для педагога, работающего в социо-игровой стилистике, учебный материал – это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т. п.) деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогике не “передача знаний”, а формирование поколения.

Начинается оно с появления у учеников чувства ровесничества, при котором для учеников очевидна и уважаема взаимная и равная заинтересованность в проявлении себя друг перед другом. И первоначально именно учебный материал и продвижение в нем делают эту заинтересованность очевидной. Тривиальный стиль обучения открывает ученикам глаза на неравенство. Это, конечно, не способствует формированию поколения. Поэтому оно начинает формироваться не в классе, а во дворе, в подворотне, на дискотеках, в подвале. “Лучше там, чем нигде!” - считают юные представители грядущего поколения.

Лучше в счастье, пусть иллюзорном или подозрительном, чем в трясине скуки! Но для них было бы лучше, если – в стенах школы! Во время урока! Легально! На дневном свету, когда, казалось бы, все условия для доброго знакомства друг с другом, для открытия в других и в себе родственной таинственности, человеческой прозрачности. Но чаще всего дневной свет используется для выявления и демонстрирования неравенства…”. А на уроке, где присутствует игровое действие, “именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “обретения себя”.

А теперь остановимся на уроках – играх. Итак, урок – игра – это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.

Школьники как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально – окрашенными, что помогает более лучше узнать, “прочувствовать” изучаемую эпоху. Тем самым учащиеся осваивают и углубляют новые знания, а также овладевают целым комплексом важных “взрослых” умений, в первую очередь, коммуникативных, развивают способности к восприятию, сопереживанию.

Методисты выделили два важных признака исторической игры: наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации, будто бы имевшей место в прошлом или происходящей в наши дни, с обсуждением прошлого. Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделяют: имитационные (игровое моделирование, имитация реальности); символическое (основаны на четких правилах и игровых символах); исследовательские (связаны с новыми знаниями и способами деятельности).

В.Г. Семенов выделил: интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды); интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно – ролевые); не интерактивные (индивидуальные игровые задания).

В.Г. Семенов классифицирует также игры по степени импровизации: игры с ролями и сюжетом (импровизированные); игры с четким каноническим сюжетом (каноническое); бессюжетные игры (кроссворды).

Г.К. Селевко выделяет: сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; драматизации.

И.В. Кучерук классифицирует игры: деловые и ретроспективные.

Деловая игра моделирует ситуацию более эпохи по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, где ученик получает в ней роль нашего современника или потомка, исследующего исторические события.

Имеет два подвида: игра – обсуждение – это воссоздание воображаемой ситуации современности со спором, дискуссией; игра – исследование – это воссоздание воображаемой ситуации современности, основанное на индивидуальных действиях “героя”.

Ретроспективная (“реконструктивная”) игра моделирует ситуацию, ставящую учеников в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. Главным признаком игры такого типа является “эффект присутствия” и принцип исторической беллетристики – “так могло быть”. По словам психолога А.Н. Лука, в такой игре подростку “удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее”. Ретроспективные игры подразделяются на ролевые и не ролевые.

Ролевые игры – это игры ретроспективного характера, основанные на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Имеют три подвида: театрализованное представление – это разыгрывание по четко прописанному сценарию, исторического действия, где воссоздаются различные образы и картины прошлого; театрализованная игра – это разыгрывание исторического действия с большой долей импровизацией участников игры; проблемно – дискуссионная игра – это разыгрывание воображаемой ситуации, которая случилась в прошлом, где действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы.

Не ролевые игры – это игры ретроспективного характера с внешними правилами, где воссоздается историческое прошлое и действие происходит в далекую эпоху. Имеют два подвида: конкурсная, соревновательная игра – это искусственное моделирование ситуации прошлого, в котором люди определенной эпохи “демонстрируют” свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте; маршрутная игра (путешествие, экспедиция) – особая форма урока, когда дети переносятся в прошлое и “путешествуют” по нему в определенной пространственной среде.

Классификация исторических игр основана на трех критериях: характер ролей участников; времени воображаемой ситуации на занятиях; жесткости сценария и степени импровизации детей в игре.

Как правило, участниками игры являются учитель и ученики. Учитель истории может выступать в роли: ведущего; инструктора; тренера; судьи-рефери; председателя жюри. Учащиеся в игре могут выступать в роли: актеры; участники, очевидцы, свидетели; зрители; эксперты.

Историческая игра делится на следующие этапы: подготовительный; вводный; игровой; оценочный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: