Способы разрешения проблемных ситуаций на уроках истории

К основным понятиям теории проблемного обучения относится также понятие «способ разрешения проблемной ситуации», которое на методическом уровне представлено совокупностью приемов и средств, адекватных целям и содержанию школьного историчес­кого образования.

Проблемное изложение — монологическое изложение исторических фактов без объяснения их сущности. Но своим содержани­ем и логикой повествования оно побуждает школьников к использованию имеющихся у них знаний и умений для ответа на сложные теоретические вопросы, которые могут быть сформулированы на основе его информации. Внешне этот прием напоминает сюжетный рассказ или образное повествование (подробное и яркое изложение фактов) и может остаться на эмпирическом уровне, если не будут поставлены вопросы проблемного теоретического характера или задание окажется слишком трудным для учеников. В школьных учебниках и практике преподавания истории проблемное изложение используется не часто, являясь приемом, занимающим больше времени и места, чем объяснение, непосильным для слабых, учащихся и требующим особого мастерства в отборе и композиции: фактов. В то же время проблемное изложение активизирует внимание и мышление, развивает умения: образно воспринимать и воссоздавать образы исторических событий, анализировать факты, выделять в них существенное, формулировать понятия, выявлять закономерности.

«Царь в Москву не вернулся, а отправился в Александрову слободу… Лишь спустя месяц после отъезда царя Москва узнала о причинах его загадочного поведения. 3 января 1565 г. Иван IV прислал митрополиту грамоту, в которой писал, что он положил гнев и опалу на всех бояр, детей боярских, воеводских и приказных людей за их многочислен­ные измены, казнокрадство и нежелание воевать против недругов. Гневался царь и на лиц духовного звания за их «печалование» (заступничество) об опальных. «Не хотя их изменных дел терпети», он решил оставить государство и «вселитися, иде же его, государя, Бог наставит». Одновременно была получена и вторая грамота, адресованная посадским людям столицы. Царь заверял их, чтобы они «себе никакого сумления не держа­ли, гневу на них и опалы никоторые нет» (Юрганов А., Кацва Л. История России ХУ1-ХУШ вв. - М„ 1994. - С. 33)

В чем суть разыгранного Иваном IV спектакля?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: