В индуистской традиции храмы считаются жилищами и телами богов. Хотя самые ранние индуистские усыпальницы и храмы были небольшими и имели простую форму, с течением времени храмы стали более сложными в плане, более высокими, стали включать большое число вспомогательных построек. Наружные стены храмов богато украшены резьбой и скульптурами, целыми собраниями мужских и женских фигур, животных и растительных форм, мифологических образов богов, богинь и полубогов, представляющих вместе панораму жизни природы. Во внутреннее помещение, утробную комнату (гарбхагриха), скрытую массивными внешними стенами, ведут многочисленные церемониальные залы и лестницы, украшенные иконическими изображениями. Эти залы и лестницы ведут вверх, — от земного, мирского, к высшим уровням духовности, открывающимся, наконец, в относительно затемненной, небольшой гарбхагрихе, где находится эмблема или образ божества, покровительствующего храму. Гарбхагриха представляет кульминацию духовных поисков, святая святых храма. Она находится прямо под храмовым шпилем.
|
|
Как простые часовни, так и сложные архитектурные ансамбли, все индуистские храмы строятся по схеме, имеющей в основе ритуальные диаграммы, янтры и мандалы. Это особые янтры, отличающиеся от тех, что используются для ритуалов и медитаций отдельными людьми. Архитектурные янтры не являются планами для строительства храмов, но схематически передают принципы, по которым планируется священная территория храма. Необходимые измерения и размеры храмов содержатся в древних учебниках по архитектуре, которые описывают также ритуалы, совершаемые при закладке храма.
Большинство учебников оговаривают в качестве особого условия, что каждый индуистский храм должен сообразовываться с простым рисунком, подобным янтре, который называется Васту-Пуруша мандала. В свое время это рисунок служил моделью для древних городов. Такая диаграмма в основе своей представляет отпечаток упорядоченного мира и принимает форму, раскрывае-
мую вселенским Пурушей в проявленном мире (Васту — телесное существование, место; Пуруша — верховный принцип, источник Космоса; мандала — замкнутая многоугольная фигура). Точные пропорции Васту-Пуруша мандалы не имеют значения, поскольку это не точный план, но как бы прогноз, в соответствии с которым появляется широкий набор возможностей для архитектора. Ритуальная диаграмма понимается как идеограмма. Согласно ей храм представляет материализацию понятий, которые она воплощает. Васту-Пуруша мандала обычно представляет собой квадрат или квадраты, однако она может принимать и другие простые формы. Самая простая композиция состоит из 64 (8x8) или 81 (9x9) квадратов, в которых ядерная, центральная зона из четырех или девяти квадратов посвящена главному божеству, Брахме. Другие, более сложные типы могут быть разработаны с помощью гномической прогрессии в 1024 квадрата. Когда мандала используется в архитектуре, в ее центральной зоне размещается утробная комната храма. 12 квадратов вокруг ядра представляют местонахождение божеств, относящихся к 8 направлениям космоса. Эти, в свою очередь, окружены 32 божествами небесных тел (28 лунных и 4 управляющих солнцестояниями и равноденствиями).
|
|
Эта простая диаграмма представляет не только энергии направлений космоса, но имеет и астрономическое значение, передавая комплекс циклических изменений — дня, месяца, года и так далее. Эти мандалы, 32 варианта которых насчитывают индийские учебники по архитектуре, управляют ритмами, оформлением и смыслом индуистского храма.
Южноиндийские архитектурные янтры обычно отражают определенный космический порядок. Три концентрических квадрата образуют иерархию. Внутренний посвящен универсальной сущности, средний представляет область богов и внешний — земную сферу. За внешним квадратом находятся жители нижнего мира.
Пример храма, построенного с применением янтр, — храм Сурья в Конараке около Бхуванешвара (Орисса). Он был возведен в 1240-1280 годах в честь Сурьи, солнечного бога, источника всякого света, духовного и мирского. Исследования показали, что янтры были вложены в пьедестал скульптуры Сурьи. Храм имел две главные постройки: высокую башню (виману), которая сейчас разрушена и в которой находился культовый образ Сурьи, и ступенчатый пирамидальный зал для собраний (дхагамохана), который вел во внутреннее помещение святилища. В фундамент святилища заложена янтра особой конструкции — Сурья Панча-бья (5 лотосов) мандала.