Таинство храмов Индии

В индуистской традиции храмы считаются жилищами и тела­ми богов. Хотя самые ранние индуистские усыпальницы и храмы были небольшими и имели простую форму, с течением времени храмы стали более сложными в плане, более высокими, стали включать большое число вспомогательных построек. Наружные стены храмов богато украшены резьбой и скульптурами, целыми собраниями мужских и женских фигур, животных и растительных форм, мифологических образов богов, богинь и полубогов, пред­ставляющих вместе панораму жизни природы. Во внутреннее по­мещение, утробную комнату (гарбхагриха), скрытую массивны­ми внешними стенами, ведут многочисленные церемониальные залы и лестницы, украшенные иконическими изображениями. Эти залы и лестницы ведут вверх, — от земного, мирского, к высшим уровням духовности, открывающимся, наконец, в относительно затемненной, небольшой гарбхагрихе, где находится эмблема или образ божества, покровительствующего храму. Гарбхагриха пред­ставляет кульминацию духовных поисков, святая святых храма. Она находится прямо под храмовым шпилем.

Как простые часовни, так и сложные архитектурные ансамб­ли, все индуистские храмы строятся по схеме, имеющей в основе ритуальные диаграммы, янтры и мандалы. Это особые янтры, от­личающиеся от тех, что используются для ритуалов и медитаций отдельными людьми. Архитектурные янтры не являются планами для строительства храмов, но схематически передают принципы, по которым планируется священная территория храма. Необходи­мые измерения и размеры храмов содержатся в древних учебни­ках по архитектуре, которые описывают также ритуалы, совер­шаемые при закладке храма.

Большинство учебников оговаривают в качестве особого ус­ловия, что каждый индуистский храм должен сообразовываться с простым рисунком, подобным янтре, который называется Васту-Пуруша мандала. В свое время это рисунок служил моделью для древних городов. Такая диаграмма в основе своей представляет отпечаток упорядоченного мира и принимает форму, раскрывае-

мую вселенским Пурушей в проявленном мире (Васту — телесное существование, место; Пуруша — верховный принцип, источник Космоса; мандала — замкнутая многоугольная фигура). Точные пропорции Васту-Пуруша мандалы не имеют значения, посколь­ку это не точный план, но как бы прогноз, в соответствии с которым появляется широкий набор возможностей для архитек­тора. Ритуальная диаграмма понимается как идеограмма. Согласно ей храм представляет материализацию понятий, которые она воп­лощает. Васту-Пуруша мандала обычно представляет собой квад­рат или квадраты, однако она может принимать и другие простые формы. Самая простая композиция состоит из 64 (8x8) или 81 (9x9) квадратов, в которых ядерная, центральная зона из четырех или девяти квадратов посвящена главному божеству, Брахме. Дру­гие, более сложные типы могут быть разработаны с помощью гно­мической прогрессии в 1024 квадрата. Когда мандала используется в архитектуре, в ее центральной зоне размещается утробная ком­ната храма. 12 квадратов вокруг ядра представляют местонахожде­ние божеств, относящихся к 8 направлениям космоса. Эти, в свою очередь, окружены 32 божествами небесных тел (28 лунных и 4 управляющих солнцестояниями и равноденствиями).

Эта простая диаграмма представляет не только энергии на­правлений космоса, но имеет и астрономическое значение, пере­давая комплекс циклических изменений — дня, месяца, года и так далее. Эти мандалы, 32 варианта которых насчитывают индий­ские учебники по архитектуре, управляют ритмами, оформлени­ем и смыслом индуистского храма.

Южноиндийские архитектурные янтры обычно отражают оп­ределенный космический порядок. Три концентрических квадрата образуют иерархию. Внутренний посвящен универсальной сущно­сти, средний представляет область богов и внешний — земную сферу. За внешним квадратом находятся жители нижнего мира.

Пример храма, построенного с применением янтр, — храм Сурья в Конараке около Бхуванешвара (Орисса). Он был возведен в 1240-1280 годах в честь Сурьи, солнечного бога, источника вся­кого света, духовного и мирского. Исследования показали, что янтры были вложены в пьедестал скульптуры Сурьи. Храм имел две главные постройки: высокую башню (виману), которая сей­час разрушена и в которой находился культовый образ Сурьи, и ступенчатый пирамидальный зал для собраний (дхагамохана), который вел во внутреннее помещение святилища. В фундамент святилища заложена янтра особой конструкции — Сурья Панча-бья (5 лотосов) мандала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: