Качество - наиболее полное удовлетворение требований потребителя.
На качество влияют: интерфейс, интенсивность отказов, производительность, неполнота и потеря данных, нарушение безопасности.
IT-индустрия основана на стандартах.
ISO 9000 – посвящен вопросам реализации качества. Его (ISO 9000) нельзя использовать для реализации качества ПО, ибо он лишь определяет цели, но не средства их достижения. Стандартизация вообще малоприменима в разработке ПО из-за творческого характера труда.
CMM (C apability M aturity M odel) - "модель зрелости процесса разработки ПО". 1987 – первая публикация стандарта, 1991 – последняя версия. Разработала организация SEI (Software Engineering Institute – Институт системного программирования при университете Карнеги-Меллон). Изначальная цель разработки - создать исчерпывающее описание способов оценки процессов разработки ПО и методики их дальнейшего усовершенствования.
Уровни зрелости компании в модели CMM:
1. Начальный
· непредсказуемое качество процесса
· индивидуальные решения для каждого проекта
|
|
2. Повторяемый
· управление конфигурацией
· управление субподрядчиками
· обеспечение качества ПО
· планирование и отслеживание проекта
· управление требованиями
3. Определенный
· экспертная оценка программ
· межгрупповая координация
· повышение квалификации сотрудников
· определение процесса
4. Управляемый
· управление качеством ПО
· количественное управление процессом
5. Оптимизированный
· постоянное улучшение процессов
· управление изменениями технологии
· предотвращение дефектов
//Большинство российских компаний – 1-2, МикроМягкие – 3-4
Международный стандарт SPICE
В 1991 году Международная организация по стандартизации инициировала работу по созданию единого стандарта оценки программных процессов. Стандарт получил имя SPICE (сокращение от Software Process Improvement and Capability dEtermination – "Определение возможностей и улучшение процесса создания программного обеспечения"). Официально стандарт называется "ISO/IEC 15504: Information Technology - Software Process Assessment" и на данный момент существует в качестве рабочей версии, последний выпуск которой состоялся в мае 1998 года.
В SPICE существуют уровни зрелости для каждого процесса:
Уровни способностей процесса в стандарте SPICE
Уровни | Название |
Уровень 0 | Процесс не выполняется |
Уровень 1 | Выполняемый процесс |
1.1 | Измерение производительности процесса |
Уровень 2 | Управляемый процесс |
2.1 | Управление производительностью |
2.2 | Управление созданием продуктов |
Уровень 3 | Установленный процесс |
3.1 | Документирование процесса |
3.2 | Отслеживание ресурсов процесса |
Уровень 4 | Предсказуемый процесс |
4.1 | Измерение процесса |
4.2 | Управление процессом |
Уровень 5 | Оптимизирующий процесс |
5.1 | Изменение процесса |
5.2 | Постоянное совершенствование |