Организация находится в стадии становления, цели — недостаточно четкие. Творческий процесс протекает свободно. Основные усилия направлены на создание продукта и на выживание в условиях рынка. Организация маленькая, отношения между сотрудниками неформальные. Структура простая, плоская, нет разделения труда и специализации. Работа выполняется совместно. Контроль основывается на личном наблюдении владельца. Он же несет всю ответственность за принятые решения.
На этой стадии перед организацией стоят две задачи:
• доступ к необходимым ресурсам;
• овладение механизмом конкуренции.
Решение задан на «стадии создания» невозможно без анализа сложившейся ситуации, без получения всей необходимой информации.
Проанализируйте различные варианты развития вашей организации. Какой из них подходит для вновь создаваемой компании, а какой — для компании, давно «обосновавшейся» на рынке?
С этой целью может быть использована табл. 2.4.
На стадии создания организации руководитель должен:
|
|
• изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;
• собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличием ресурсов и стратегией своей компании;
• взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала своей компании и внесения соответствующих корректив в ее стратегию;
• принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;
' рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов.
Стадия роста организации
На этой стадии развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия (предназначение) организации. Коммуникации и контроль в организации остаются неформальными. Ее члены затрачивают на работу много времени, демонстрируют коллективность и высокие обязательства. Однако, когда организация начи-
Таблица 2.4