вана при вычислении среднего превышения, полученного по результатам двойного нивелирования.
Рис. 26.7. Схема передачи высот через водные преграды при ограниченной видимости вдоль берегов: а — схема нивелирования; б — подвижная марка |
При ограниченной видимости вдоль берегов, когда невозможно обеспечить равенство плеч нивелирования, передачу высот осуществляют следующим образом. Размещают нивелир на возможно большем удалении от трассы (обычно на 10—20 м), но таким образом, чтобы такое же расстояние можно было обеспечить и при нивелировании на другом берегу (рис. 26.7, а).
Установив нивелир на станции У], берут отсчеты на точки А и В, соответственно а' и Ъ\ Далее не меняя фокусировки трубы устанавливают нивелир на станции Зг и вновь берут отсчет на точку А (а"), а затем, изменив фокусировку трубы, — на точку В (Ь"). Дважды вычисляют превышения:
И' = а' - Ъ'\ й" = а"- Ъ".
Если расхождения между превышениями не превышают ± 5 мм на каждые 100 м расстояния, за окончательное превышение й принимают среднее значение:
|
|
й' + й"
й - ---------.
Таким образом можно передавать высоты через водные преграды шириной до 300 м, когда еще можно взять отсчет по рейке на противоположном берегу.
При ширине водной преграды более 300 м для взятия дальнего отсчета используют специальную подвижную марку (рис. 26.7, б). По команде нивелировщика реечник перемещает марку соответственно вверх или вниз по рейке до тех пор, пока горизонтальный штрих сетки нитей не окажется между черными полосками, после чего снимают отсчет по рейке. Вместо специальной подвижной марки иногда используют полоски яркой цветной материи шириной порядка 5 см.
Рис. 26.8. Схема передачи высот через водные преграды по урезным кольям: а — установка урезных кольев; б — нивелирование урезных кольев
Передачу высот по урезным кольям можно осуществлять в безветренную погоду на прудах, озерах, а также на реках с прямолинейным руслом и спокойным течением (рис. 26.8).
С этой целью на обоих берегах выкапывают отводные канавки и одновременно по сигналу в каждой канавке забивают кол таким образом, чтобы его срез находился на уровне воды (рис. 26.8, а). Затем каждый урезный кол связывают двойным геометрическим нивелированием с при-трассовыми реперами на соответствующих берегах водотока (рис. 28.6, б). Урезному колу/на противоположном берегу присваивают известную высоту первого урезного кола.
Передачу высот в зимний период времени осуществляют двойным нивелирным ходом по окрепшему льду.
При использовании для передачи высот приемников систем спутниковой навигации «ОР8» геодезического класса точности, приемник устанавливают на притрассовом репере противоположного берега и непосредственно определяют его высоту. При использовании приемников «ОР8» класса точности ГИС на первом репере с известной высотой устанавливают базовую (дифференциальную) станцию «БОРЗ», а приемник «ОР8» класса ГИС на репере противоположного берега и, таким образом, определяют его высоту с необходимой точностью.
|
|
СЪЕМКА ПОПЕРЕЧНИКОВ
Съемку поперечников осуществляют для правильного подсчета объемов земляных работ, проектирования земляного полотна и системы поверхностного дорожного водоотвода, а также для подготовки проектной документации для строительства. Съемку поперечников производят методами геометрического либо тригонометрического нивелирования.
Съемку поперечников методом геометрического нивелирования в настоящее время применяют сравнительно редко и, главным образом, в равнинной местности со спокойным рельефом, когда поперечник удается снимать с одной стоянки прибора. Для этого при разбивке пикетажа по
трассе одновременно осуществляют разбивку поперечников на всех пикетных и плюсовых либо только на некоторых характерных точках трассы. На прямолинейных участках трасс автомобильных дорог поперечники разбивают перпендикулярно к оси дороги, а на криволинейных участках — по радиусу кривых. Характерные точки поперечников обозначают на местности сторожками, на которых указывают расстояние от оси трассы соответственно влево или вправо. Длину поперечника принимают такой, чтобы в его пределах разместилось земляное полотно со всеми его элементами.
Нивелир обычно устанавливают в стороне от снимаемого поперечника, первый отсчет берут на точку трассы, в которой снимают поперечник и высота которой известна. Далее берут отсчеты на все остальные точки поперечника (см. рис. 26.1, б). Отсчеты берут только по черной стороне рейки.