double arrow

Через реки с крутыми берегами



вана при вычислении среднего превышения, полученного по результатам двойного нивели­рования.

Рис. 26.7. Схема передачи высот через водные преграды при ограниченной видимости вдоль берегов: а — схема нивелирования; б — подвижная марка

При ограниченной види­мости вдоль берегов, когда не­возможно обеспечить равенст­во плеч нивелирования, пере­дачу высот осуществляют сле­дующим образом. Размещают нивелир на возможно большем удалении от трассы (обычно на 10—20 м), но таким обра­зом, чтобы такое же расстоя­ние можно было обеспечить и при нивелировании на дру­гом берегу (рис. 26.7, а).

Установив нивелир на станции У], берут отсчеты на точки А и В, соот­ветственно а' и Ъ\ Далее не меняя фокусировки трубы устанавливают ни­велир на станции Зг и вновь берут отсчет на точку А (а"), а затем, изменив фокусировку трубы, — на точку В (Ь"). Дважды вычисляют превышения:

И' = а' - Ъ'\ й" = а"- Ъ".

Если расхождения между превышениями не превышают ± 5 мм на ка­ждые 100 м расстояния, за окончательное превышение й принимают среднее значение:

й' + й"
й - --------- .

Таким образом можно передавать высоты через водные преграды ши­риной до 300 м, когда еще можно взять отсчет по рейке на противополож­ном берегу.

При ширине водной преграды более 300 м для взятия дальнего отсче­та используют специальную подвижную марку (рис. 26.7, б). По команде нивелировщика реечник перемещает марку соответственно вверх или вниз по рейке до тех пор, пока горизонтальный штрих сетки нитей не ока­жется между черными полосками, после чего снимают отсчет по рейке. Вместо специальной подвижной марки иногда используют полоски яр­кой цветной материи шириной порядка 5 см.


Рис. 26.8. Схема передачи высот через водные преграды по урезным кольям: а — установка урезных кольев; б — нивелирование урезных кольев

Передачу высот по урезным кольям можно осуществлять в безветрен­ную погоду на прудах, озерах, а также на реках с прямолинейным руслом и спокойным течением (рис. 26.8).

С этой целью на обоих берегах выкапывают отводные канавки и од­новременно по сигналу в каждой канавке забивают кол таким образом, чтобы его срез находился на уровне воды (рис. 26.8, а). Затем каждый урезный кол связывают двойным геометрическим нивелированием с при-трассовыми реперами на соответствующих берегах водотока (рис. 28.6, б). Урезному колу/на противоположном берегу присваивают из­вестную высоту первого урезного кола.

Передачу высот в зимний период времени осуществляют двойным ни­велирным ходом по окрепшему льду.

При использовании для передачи высот приемников систем спутни­ковой навигации «ОР8» геодезического класса точности, приемник уста­навливают на притрассовом репере противоположного берега и непо­средственно определяют его высоту. При использовании приемников «ОР8» класса точности ГИС на первом репере с известной высотой уста­навливают базовую (дифференциальную) станцию «БОРЗ», а приемник «ОР8» класса ГИС на репере противоположного берега и, таким образом, определяют его высоту с необходимой точностью.

СЪЕМКА ПОПЕРЕЧНИКОВ

Съемку поперечников осуществляют для правильного подсчета объе­мов земляных работ, проектирования земляного полотна и системы по­верхностного дорожного водоотвода, а также для подготовки проектной документации для строительства. Съемку поперечников производят ме­тодами геометрического либо тригонометрического нивелирования.

Съемку поперечников методом геометрического нивелирования в на­стоящее время применяют сравнительно редко и, главным образом, в рав­нинной местности со спокойным рельефом, когда поперечник удается снимать с одной стоянки прибора. Для этого при разбивке пикетажа по


трассе одновременно осуществляют разбивку поперечников на всех пи­кетных и плюсовых либо только на некоторых характерных точках трас­сы. На прямолинейных участках трасс автомобильных дорог поперечни­ки разбивают перпендикулярно к оси дороги, а на криволинейных участ­ках — по радиусу кривых. Характерные точки поперечников обозначают на местности сторожками, на которых указывают расстояние от оси трас­сы соответственно влево или вправо. Длину поперечника принимают та­кой, чтобы в его пределах разместилось земляное полотно со всеми его элементами.

Нивелир обычно устанавливают в стороне от снимаемого поперечни­ка, первый отсчет берут на точку трассы, в которой снимают поперечник и высота которой известна. Далее берут отсчеты на все остальные точки поперечника (см. рис. 26.1, б). Отсчеты берут только по черной стороне рейки.


Сейчас читают про: