double arrow

Вычисления высот осуществляют через горизонт прибора.


При изысканиях автомобильных дорог в пересеченной местности с одной стоянки прибора снять весь поперечник часто не удается. В этом случае нивелирование ведут с установкой нескольких станций и привяз­кой к соответствующей точке трассы.

В связи с появлением малогабаритных оптических теодолитов (типа 2Т30,2Т30П, 4Т30П) съемку поперечников стали выполнять главным об­разом методом тригонометрического нивелирования. Для этого прибор устанавливают над соответствующим пикетом или плюсовой точкой трассы, измеряют высоту прибора, откладывают угол 90° в одну сторону трассы и методом тригонометрического нивелирования снимают все ха­рактерные точки. Затем, отложив угол 180°, снимают другую сторону по­перечника.

Съемка поперечников методом тригонометрического нивелирования требует существенно меньших трудозатрат и является более производи­тельной, в частности потому, что не требует предварительной разбивки поперечников, и съемка даже при значительных поперечных уклонах почти всегда осуществляется с одной стоянки прибора.

Применение электронных тахеометров для съемки поперечников трассы снимает проблему необходимости выполнения ряда рутинных операций, связанных с записью результатов измерений в полевой журнал и его обработкой и позволяет полностью автоматизировать процесс реги­страции и обработки результатов измерений, с последующим вводом ин­формации в память компьютера и подготовкой чертежей поперечных профилей на плоттерах.


СЪЕМКА УКЛОНОВ ЛОГОВ

В местах пересечений трассами автомобильных дорог логов, балок, оврагов и ручьев при проектировании необходимо предусматривать строительство малых водопропускных сооружений (круглых и прямо­угольных труб, малых мостов, фильтрующих насыпей или переливаемых сооружений). Размеры отверстия малых водопропускных сооружений и их конструктивные особенности зависят от многих факторов, но прежде всего, от прогнозируемых расчетных величин максимального ливневого стока или стока талых вод с водосборов, отсекаемых трассой дороги — расчетных расходов, соответственно 0Л или <2Т и объемов стока РГ. Суще­ствующие методы расчета величин максимального стока с водосборов требуют знания для каждого бассейна по крайней мере следующих ос­новных величин: Р — площади водосбора, отсекаемой трассой дороги, км2; Ь — длины лога по тальвегу, от замыкающего створа до водораздела, км; 1Л—уклона лога (водосбора), от замыкающего створа до водораздела. Эти необходимые для расчетов величины определяют, как правило, по крупномасштабным топографическим картам и планам'либо по материа­лам аэрофотосъемок (см. гл. 4, § 4.6).

В системах автоматизированного проектирования автомобильных дорог (САПР-АД) используют сложные, но дающие более достоверные результаты, математические модели стока с водосборов, требующие су­щественно большей информации о бассейне, например, представление




«Й.

б)


т


г*


«'/А


Рис. 26.9. Представление водосбора (а) в виде системы элементарных водосборов, представляемых эквивалентными по площади и длине прямоугольниками (б)


водосборного бассейна в виде ЦММ на горизонталях, либо в виде систе­мы элементарных эквивалентных по площади водосборов (рис. 26.9).

Задача представления водосборов при проектировании на уровне САПР-АД также решается с использованием крупномасштабных карт, планов и ЦММ на полосе варьирования трассы.

При гидравлических расчетах отверстий малых водопропускных со­оружений и их конструктивного проектирования необходимо знать ук­лон лога у сооружения /лс. Эта информация необходима для проектирова­ния водопропускных труб с установкой их по фактическим уклонам мест­ности и определения расходов воды в сооружении ()с с учетом аккумуля­ции части расчетного объема стока в виде пруда перед сооружением *Гпр-

Уклон лога перед сооружением /лс при традиционных изысканиях и проектировании автомобильных дорог определяют непосредственно на местности геометрическим, а чаще — тригонометрическим нивелирова­нием по дну тальвега на расстоянии 100 м — вниз и 200 м — вверх по логу от трассы. На широких распластанных логах с малыми значениями укло­нов тальвега у будущего сооружения длину снимаемого участка вверх по логу увеличивают до величины ожидаемого распространения пруда.

Расстояния до съемочных точек и в том, и в другом случае определя­ют с помощью нитяного дальномера. Привязку нивелирного или теодо­литного ходов осуществляют к плюсовой точке трассы дороги на дне тальвега. Живое сечение в створе перехода, необходимое для расчета объема пруда, снимают с продольного профиля автомобильной дороги (с учетом косины пересечения).

При автоматизированном проектировании необходимую информа­цию для расчета расходов воды в сооружении с учетом аккумуляции сни­мают непосредственно с топографических планов и ЦММ на полосе варь­ирования трассы.


Сейчас читают про: