При изысканиях автомобильных дорог в пересеченной местности с одной стоянки прибора снять весь поперечник часто не удается. В этом случае нивелирование ведут с установкой нескольких станций и привязкой к соответствующей точке трассы.
В связи с появлением малогабаритных оптических теодолитов (типа 2Т30,2Т30П, 4Т30П) съемку поперечников стали выполнять главным образом методом тригонометрического нивелирования. Для этого прибор устанавливают над соответствующим пикетом или плюсовой точкой трассы, измеряют высоту прибора, откладывают угол 90° в одну сторону трассы и методом тригонометрического нивелирования снимают все характерные точки. Затем, отложив угол 180°, снимают другую сторону поперечника.
Съемка поперечников методом тригонометрического нивелирования требует существенно меньших трудозатрат и является более производительной, в частности потому, что не требует предварительной разбивки поперечников, и съемка даже при значительных поперечных уклонах почти всегда осуществляется с одной стоянки прибора.
|
|
Применение электронных тахеометров для съемки поперечников трассы снимает проблему необходимости выполнения ряда рутинных операций, связанных с записью результатов измерений в полевой журнал и его обработкой и позволяет полностью автоматизировать процесс регистрации и обработки результатов измерений, с последующим вводом информации в память компьютера и подготовкой чертежей поперечных профилей на плоттерах.
СЪЕМКА УКЛОНОВ ЛОГОВ
В местах пересечений трассами автомобильных дорог логов, балок, оврагов и ручьев при проектировании необходимо предусматривать строительство малых водопропускных сооружений (круглых и прямоугольных труб, малых мостов, фильтрующих насыпей или переливаемых сооружений). Размеры отверстия малых водопропускных сооружений и их конструктивные особенности зависят от многих факторов, но прежде всего, от прогнозируемых расчетных величин максимального ливневого стока или стока талых вод с водосборов, отсекаемых трассой дороги — расчетных расходов, соответственно 0Л или <2Т и объемов стока РГ. Существующие методы расчета величин максимального стока с водосборов требуют знания для каждого бассейна по крайней мере следующих основных величин: Р — площади водосбора, отсекаемой трассой дороги, км2; Ь — длины лога по тальвегу, от замыкающего створа до водораздела, км; 1Л —уклона лога (водосбора), от замыкающего створа до водораздела. Эти необходимые для расчетов величины определяют, как правило, по крупномасштабным топографическим картам и планам'либо по материалам аэрофотосъемок (см. гл. 4, § 4.6).
|
|
В системах автоматизированного проектирования автомобильных дорог (САПР-АД) используют сложные, но дающие более достоверные результаты, математические модели стока с водосборов, требующие существенно большей информации о бассейне, например, представление
«Й.
*я
б)
т
г*
«'/А
Рис. 26.9. Представление водосбора (а) в виде системы элементарных водосборов, представляемых эквивалентными по площади и длине прямоугольниками (б)
водосборного бассейна в виде ЦММ на горизонталях, либо в виде системы элементарных эквивалентных по площади водосборов (рис. 26.9).
Задача представления водосборов при проектировании на уровне САПР-АД также решается с использованием крупномасштабных карт, планов и ЦММ на полосе варьирования трассы.
При гидравлических расчетах отверстий малых водопропускных сооружений и их конструктивного проектирования необходимо знать уклон лога у сооружения /лс. Эта информация необходима для проектирования водопропускных труб с установкой их по фактическим уклонам местности и определения расходов воды в сооружении ()с с учетом аккумуляции части расчетного объема стока в виде пруда перед сооружением *Гпр-
Уклон лога перед сооружением /лс при традиционных изысканиях и проектировании автомобильных дорог определяют непосредственно на местности геометрическим, а чаще — тригонометрическим нивелированием по дну тальвега на расстоянии 100 м — вниз и 200 м — вверх по логу от трассы. На широких распластанных логах с малыми значениями уклонов тальвега у будущего сооружения длину снимаемого участка вверх по логу увеличивают до величины ожидаемого распространения пруда.
Расстояния до съемочных точек и в том, и в другом случае определяют с помощью нитяного дальномера. Привязку нивелирного или теодолитного ходов осуществляют к плюсовой точке трассы дороги на дне тальвега. Живое сечение в створе перехода, необходимое для расчета объема пруда, снимают с продольного профиля автомобильной дороги (с учетом косины пересечения).
При автоматизированном проектировании необходимую информацию для расчета расходов воды в сооружении с учетом аккумуляции снимают непосредственно с топографических планов и ЦММ на полосе варьирования трассы.