Использование электронных тахеометров даже в рамках традиционной технологии производства проектно-изыскательских работ позволило в значительной степени изменить технологию инженерно-геодезических работ на изысканиях.
Возможности современных электронных тахеометров отечественного производства (например, ТаЗМ, ЗТа5) таковы, что при использовании единственного прибора можно сразу заменить несколько основных технологических цепочек, используемых в рамках традиционной технологии изысканий автомобильных дорог (см. гл. 9, § 9.5).
Так, среднеквадратическая ошибка измерения горизонтальных углов ± 4" позволяет решать задачу трассирования автомобильных дорог (веше-ние линий, измерение углов поворота трассы) с точностью более чем на порядок превышающей нормируемую допускаемую точность измерения углов при изысканиях автомобильных дорог ± Уып (где п — число стоянок прибора при трассировании).
Средняя квадратическая ошибка измерения вертикальных углов ± 6" позволяет осуществлять тригонометрическое нивелирование трассы с точностью, существенно превышающей нормируемую допускаемую точность двойного геометрического нивелирования автомобильных дорог ± 1 ООл/1, мм (где Ь — длина двойного нивелирного хода, км). Таким образом, использование электронных тахеометров для нивелирования может успешно заменить технологию продольного геометрического нивелирования трасс автомобильных дорог, а возможность непосредственного определения не только превышений, но и сразу высот точек с записью на магнитные носители информации исключает все рутинные операции, связанные со считыванием отсчетов, записью в полевые журналы и их последующей ручной обработкой. Это обеспечивает существенное повышение производительности полевых работ, при одновременном резком повышении качества результатов полевых измерений.
|
|
Средняя квадратическая ошибка измерения горизонтальных расстояний ± (5 + Зррт х Д), мм позволяет решать с высокой точностью сразу несколько задач:
измерение горизонтальных расстояний до характерных точек трассы (взамен разбивки пикетажа), причем точность таких работ более чем на два порядка выше нормативно допустимой 1:1000;
при производстве тригонометрического нивелирования трассы плечи нивелирования можно увеличивать до 500—700 м (предельное расстояние при работе с малым отражателем), при этом точность нивелирования, эквивалентная двойному геометрическому, оказывается лежащей в пре-
делах ± 50 4ь, мм. Таким образом, тригонометрическое нивелирование электронным тахеометром позволяет осуществлять с необходимой точностью не только продольное нивелирование трасс автомобильных дорог, но и осуществлять планово-высотную привязку трассы, осуществлять нивелирование трасс мостовых переходов, в населенных пунктах, на пересечениях железных и автомобильных дорог и т. д.;
разбивку горизонтальных кривых способами; прямоугольных координат, полярных координат, угловых и линейных засечек;