Таким образом, использование электронного тахеометра как основного геодезического прибора при производстве изыскательских работ в рамках традиционного проектирования позволяет заменить следующие обязательные технологические цепочки: трассирование; разбивку пикетажа; съемку притрассовой полосы; продольное нивелирование по оси трассы; разбивку и съемку поперечников.
Использование электронных тахеометров при изысканиях трасс автомобильных дорог может быть полным, когда заменяются все перечисленные выше технологические цепочки, или частичным, когда трассирование автомобильной дороги уже выполнено. В последнем случае электронным тахеометром осуществляют только измерение длин линий по трассе (взамен разбивки пикетажа) и тригонометрическое продольное нивелирование трассы (взамен двойного геометрического). Возможна также схема использования электронного тахеометра для трассирования автомобильных дорог с обозначением характерных точек местности вдоль трассы сторожками и точками с надписью на сторожках расстояний от прибора, используя для связи портативные радиостанции типа «А1ап 39» и т. д. При этом осуществляют также съемку притрассовой полосы. В этом случае продольное нивелирование трассы может быть выполнено традиционным двойным геометрическим нивелированием.
Рассмотрим некоторые особенности производства полевых работ с использованием электронных тахеометров при изысканиях автомобильных дорог.
При трассировании автомобильных дорог с использованием электронного тахеометра учитывают следующие особенности:
расстояния между станциями (стоянками прибора) при вешении длинных прямых принимают не более 500—700 м (максимальное расстояние при работе с малым отражателем);
вынос очередной станции осуществляют откладыванием угла 180° по лимбу горизонтального круга при двух кругах теодолита. В грунт забивают надежные сторожок и точку. Над точкой устанавливают на подставке и штативе малый отражатель, который центрируют и приводят в отвесное положение по уровню;
по длине каждого участка трассы устанавливают заменки с интервалом 80—100 м;
вешение линий между станциями с установкой заменок ведут с помощью тахеометрической вехи с малым отражателем с одновременным производством тригонометрического продольного нивелирования трассы. Допускается вешение линий с использованием обычных дорожных вех;