При тригонометрическом продольном нивелировании трассы с помощью электронного тахеометра учитывают следующие особенности:
передачу высот со станции на станцию осуществляют при двух кругах теодолита. При этом учитывают поправку на разность высот прибора и малого отражателя на штативе;
при нивелировании в абсолютной системе высот на каждой станции вводят в память электронного тахеометра абсолютную высоту соответствующей станции. В этом случае в ходе последующего нивелирования сразу получают абсолютные высоты всех характерных точек трассы;
нивелирование ведут с использованием малого отражателя, установленного на телескопической тахеометрической вехе. Перед началом нивелирования на каждой станции высоту отражателя на тахеометрической вехе устанавливают равной высоте прибора;
при продольном нивелировании трассы определяют высоты следующих характерных точек, которые обозначают на местности сторожками или сторожками и точками: характерные переломы местности; точки местности с шагом не менее 80—100 м; границы угодий; точки пересечения воздушных и подземных коммуникаций; пересекаемые дороги; наинизшие точки в логах; урезы воды постоянных водотоков; точки, в которых необходима съемка поперечников; главные точки трассы (начало и конец переходных, круговых кривых и точки середины кривых);
продольное нивелирование ведут при основном круге теодолита с занесением результатов измерений в полевой журнал или с записью результатов измерений в электронный полевой журнал на магнитные носители информации;
разбивку горизонтальных кривых осуществляют с одновременным нивелированием на кривых характерных точек трассы. Разбивку кривых на открытой местности, как правило, осуществляют способом полярных координат с установкой тахеометра на вершине угла или в главных точках трассы. В закрытой местности разбивку горизонтальных кривых обычно осуществляют методом прямоугольных координат.
Если трассирование дороги осуществляют самостоятельным этапом, то одновременно целесообразно осуществлять разбивку и обозначение характерных точек трассы, разбивку горизонтальных кривых и съемку притрассовой полосы.
Глава 27. ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ