ПРОЕКТНЫЕ ВЫСОТЫ И РАБОЧИЕ ОТМЕТКИ.
ТОЧКИ НУЛЕВЫХ РАБОТ
Положение проектной линии продольного профиля устанавливают либо с помощью специальных прозрачных лекал (шаблонов), либо в результате расчета по одной из компьютерных оптимизационных программ. Проектированию линии продольного профиля предшествует установление контрольных высотных точек, фиксированных (пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном и разных уровнях, пересечения с железными дорогами и т. д.) и полуфиксированных (пересечения малых и больших водотоков, условия необходимого возвышения земляного полотна над уровнем снега и поверхности дорожного покрытия над уровнем грунтовых и поверхностных вод и т. д.). Учитывают нормируемые СНиПом допустимые продольные уклоны, минимально допустимые радиусы вертикальных выпуклых и вогнутых кривых, а также наименьшие длины вертикальных кривых одного знака. В ходе нанесения проектной линии при этом всегда стремятся к максимально возможному снижению объемов строительных работ.
При ручной традиционной технологии производства проектных работ положение проектной линии продольного профиля устанавливают в виде сопряженных между собой горизонтальных или наклонных прямых и вертикальных выпуклых либо вогнутых параболических кривых (см. гл. 24, §.24.4).
При автоматизированном оптимальном проектировании проектную линию продольного профиля автомобильных дорог представляют либо ломаной со строительным шагом (обычно / = 20 м), представляющей собой дискретный аналог кривой переменного радиуса, либо в виде сплайн-функций, т. е. в общем случае тоже в виде плавных кривых переменного радиуса. В этих случаях графы уклонов и вертикальных кривых таблицы продольного профиля заполняют соответствующими значениями продольных уклонов и радиусов кривизны в каждой точке проектной линии со строительным шагом.
После нанесения проектной линии продольного профиля вычисляют и записывают в соответствующую графу проектные высоты бровки земляного полотна и рабочие отметки. При этом рабочие отметки насыпей выписывают над проектной линией, а выемок — под ней (см. рис. 24.7). Проектную линию на чертеже продольного профиля изображают линией в 2 раза более толстой, чем линию поверхности земли по оси трассы.
Точки перехода из выемок в насыпи, и наоборот {точки нулевых работ), отмечают на профиле пунктирными ординатами. При расчетах проектной линии продольного профиля для последующего подсчета объемов земляных работ необходимо знать положение точек нулевых работ.
|
Если на участке перехода из насыпи в выемку, и наоборот—из выемки в насыпь На и Нь высоты точек земли А и В по оси трассы, а Щ и Нь' проектные высоты бровки земляного полотна в тех же точках (рис. 26.12), то определив соответствующие рабочие отметки
| Рис. 26.12. Схема к определению положения точки нулевых работ |
Л=[#;-Яа]; Уь = [Щ-Щ9 определяют неизвестное расстояние X от точки
А до точки нулевых работ — =-------, откуда
Уь 8-Х
х_ У<?> (26.4)
где 8 — расстояние между точками А и В.
Высоту точки нулевых работ Ны после этого легко определить через уклон проектной линии /:
Ям = На + Ж, (26.5)






