ПРОЕКТНЫЕ ВЫСОТЫ И РАБОЧИЕ ОТМЕТКИ.
ТОЧКИ НУЛЕВЫХ РАБОТ
Положение проектной линии продольного профиля устанавливают либо с помощью специальных прозрачных лекал (шаблонов), либо в результате расчета по одной из компьютерных оптимизационных программ. Проектированию линии продольного профиля предшествует установление контрольных высотных точек, фиксированных (пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном и разных уровнях, пересечения с железными дорогами и т. д.) и полуфиксированных (пересечения малых и больших водотоков, условия необходимого возвышения земляного полотна над уровнем снега и поверхности дорожного покрытия над уровнем грунтовых и поверхностных вод и т. д.). Учитывают нормируемые СНиПом допустимые продольные уклоны, минимально допустимые радиусы вертикальных выпуклых и вогнутых кривых, а также наименьшие длины вертикальных кривых одного знака. В ходе нанесения проектной линии при этом всегда стремятся к максимально возможному снижению объемов строительных работ.
|
|
При ручной традиционной технологии производства проектных работ положение проектной линии продольного профиля устанавливают в виде сопряженных между собой горизонтальных или наклонных прямых и вертикальных выпуклых либо вогнутых параболических кривых (см. гл. 24, §.24.4).
При автоматизированном оптимальном проектировании проектную линию продольного профиля автомобильных дорог представляют либо ломаной со строительным шагом (обычно / = 20 м), представляющей собой дискретный аналог кривой переменного радиуса, либо в виде сплайн-функций, т. е. в общем случае тоже в виде плавных кривых переменного радиуса. В этих случаях графы уклонов и вертикальных кривых таблицы продольного профиля заполняют соответствующими значениями продольных уклонов и радиусов кривизны в каждой точке проектной линии со строительным шагом.
После нанесения проектной линии продольного профиля вычисляют и записывают в соответствующую графу проектные высоты бровки земляного полотна и рабочие отметки. При этом рабочие отметки насыпей выписывают над проектной линией, а выемок — под ней (см. рис. 24.7). Проектную линию на чертеже продольного профиля изображают линией в 2 раза более толстой, чем линию поверхности земли по оси трассы.
Точки перехода из выемок в насыпи, и наоборот {точки нулевых работ), отмечают на профиле пунктирными ординатами. При расчетах проектной линии продольного профиля для последующего подсчета объемов земляных работ необходимо знать положение точек нулевых работ.
Если на участке перехода из насыпи в выемку, и наоборот—из выемки в насыпь На и Нь высоты точек земли А и В по оси трассы, а Щ и Нь' проектные высоты бровки земляного полотна в тех же точках (рис. 26.12), то определив соответствующие рабочие отметки
|
|
Рис. 26.12. Схема к определению положения точки нулевых работ |
Л=[#;-Яа]; Уь = [Щ-Щ9 определяют неизвестное расстояние X от точки
А до точки нулевых работ — =-------, откуда
Уь 8-Х
х_ У<?> (26.4)
где 8 — расстояние между точками А и В.
Высоту точки нулевых работ Ны после этого легко определить через уклон проектной линии /:
Ям = На + Ж, (26.5)