Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
– экономические, финансовые, маркетинговые, производственно–экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности,
– финансовые, кредитные и страховые учреждения,
– органы государственной и муниципальной власти,
– академические и ведомственные научно–исследовательские организации,
– общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.
Бакалавр по направлению подготовки 080100 «Экономика» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
– расчетно–экономическая;
– аналитическая, научно–исследовательская;
|
|
– организационно–управленческая;
– педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно–педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Бакалавр по направлению подготовки 080100 «Экономика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
расчетно–экономическая деятельность
– подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально–экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
– проведение расчетов экономических и социально–экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно–правовой базы;
– разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;
аналитическая, научно–исследовательская деятельность
– поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
– обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
– построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
– анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально–экономические процессы и явления на микро– и макро– уровне как в России, так и за рубежом;
|
|
– подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
– проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;
– участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
организационно–управленческая деятельность
– участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально–экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально–экономических последствий принимаемых решений;
– организация выполнения порученного этапа работы;
– оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
– участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений;
педагогическая деятельность
– преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1);
– способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК–2);
– способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК–3);
– способен анализировать социально–значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК–4);
– умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК–5);
– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–6);
– готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК–7);
– способен находить организационно–управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК–8);
– способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК–9);
– способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК–10);
– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК–11);
– способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК–12);
– владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК–13);
– владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК–14);
– владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК–15);
– владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК–16).
|
|
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
расчетно–экономическая деятельность
– способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально–экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК–1);
– способен на основе типовых методик и действующей нормативно–правовой базы рассчитать экономические и социально–экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК–2);
– способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК–3);
аналитическая, научно–исследовательская деятельность
– способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК–4);
– способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК–5);
– способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК–6);
– способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК–7);
– способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально–экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально–экономических показателей (ПК–8);
|
|
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК–9);
– способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК–10);
организационно–управленческая деятельность
– способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК–11);
– способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК–12);
– способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально–экономической эффективности, рисков и возможных социально–экономических последствий (ПК–13);
педагогическая деятельность
– способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно–методические материалы (ПК–14);
– способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно–методического обеспечения экономических дисциплин (ПК–15).