Общее определение коммуникации

Слово коммуникация происходит от латинского слова communico, что означает «делать общим, связывать, общаться». В человеческом обществе под коммуникацией понимается общение между индивидами, то есть обмен мыслями, идеями, знаниями, чувствами, опытом. Необходимо отметить, что слово «обмен» в данном случае стоит понимать условно. Как уже было указано, обмен информацией, в отличие от обмена материальными предметами, подразумевает приумножение знания. Допустим, у двух людей есть по 1 вещи. При обмене они приобретут новое, но утратят старое, то есть у них снова будет по 1 вещи. А если у каждого есть по 1 идее, то если они обменяются ими, у каждого будет уже по 2 идеи. Происходит, таким образом, взаимное духовное обогащение.

Интересен факт, что, например, в английском языке применительно к процессу коммуникации используется слово share, означающее поделиться чем-либо, разделить мнение. Существует также весьма удачно отражающий суть процесса коммуникации термин shared meaning, что можно перевести как «общее знание».

Начало изучению проблем коммуникации, как ни странно, было положено в области кибернетики, а не лингвистики. Интерес к проблеме коммуникации возник и наблюдался в XX веке за пределами языкознания и психологии, и даже вне сравнительно недавно появившихся психолингвистики и социолингвистики. Изначально проблема создания и рассмотрения теории коммуникации возникла в телефонии, телеграфии, радио и другой связи. Иначе говоря, подобный интерес первоначально носил сугубо практический характер улучшения связи при помощи технических средств. В дальнейшем проблема моделирования взаимосвязи как машины с машиной, так и человека с человеком, и человека с машиной стала предметом рассмотрения кибернетики как науки об управлении и теории искусственного интеллекта. Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации, а интерес к человеческой составляющей производственной деятельности поставил вопросы коммуникации в сфере менеджмента и корпоративного управления. Так или иначе, с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты множества отраслей человеческой деятельности. Сейчас проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных, глобальных проблем для человечества. Что касается лингвистики, то языковеды долгое время пользовались идеями, предложенными кибернетиками и математиками, в частности, американцем Клодом Шенноном (Claude Shannon) и его соотечественником Уорреном Уивером (Warren Weaver). К. Шеннон определял коммуникацию в широком смысле как обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов [84]. Определение Шеннона емко и универсально, однако в наши дни следует признать ее неполной и ограниченной, чересчур привязанной к технической сфере.

Весьма необычное определение коммуникации дает английский литературный критик И.А. Ричардс (I.A.Richards). Он пишет:«Коммуникация происходит, когда одно человеческое сознание действует на окружающую его среду таким образом, что это влияние испытывает другое человеческое сознание, и это другое сознание получает опыт, который подобен опыту первого сознания, и вызван в какой-то мере этим первым опытом» [32]. Несмотря на тот факт, что данное определение было дано в 1928 году, то есть за двадцать лет до появления работы К. Шеннона, оно значительно ближе к современным интерактивным, диалогическим тенденциям в рассмотрении вербальной и невербальной видов коммуникации, поскольку принимает во внимание роль собственно человеческого фактора, взаимодействия участников акта коммуникации.

И.А. Ричардс ставит, следовательно, вопрос о том, каким образом происходит «передача» информации от одного индивида к другому. Из его определения видно, что передачи как таковой, в традиционном понимании этого слова не происходит. Одно сознание указывает другому на тот опыт, который ему уже известен. Данная мысль встречается не только у Ричардса, но и у ряда других исследователей.

Основную проблему коммуникации определил американский исследователь проблем политики и пропаганды Гарольд Д. Лассвелл (Harold Dwight Lasswell): Кто говорит, что говорит, кому говорит, каким образом, с каким эффектом? (Who says what to whom in which channel with what effect?) [32]. Данное определение считается классическим и упоминается во всех учебниках по теории коммуникации, массовой коммуникации, социальной психологии, социологии и политологии. Определение Лассвелла называют универсальным, потому что его можно условно разделить на пять компонентов, которые будут отражать все многообразие видов коммуникации и служить схемой для анализа коммуникативного акта. Итак:

1. Кто говорит – кто является источником сообщения, группа или индивид.

2. Что говорит – что является содержанием сообщения, о чем это сообщение.

3. Кому говорит – на кого направлено данное сообщение, отдельную личность, организацию, общество в целом.

4. Каким образом – по какому каналу передается и принимается сообщение (визуальный, аудиальный, тактильный).

5. С каким эффектом – каковы цель и результат отправления сообщения. Запрос или сообщение информации, выражение эмоций и т.д.

Украинский лингвист Г.Г. Почепцов под коммуникацией понимает процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы [53,с. 15]. Он пишет, что исторически основной целью коммуникации было принуждение другого к выполнению того или иного действия. Именно ради перехода от говорения одного индивида к действиям другого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которыми являются два человека [53, с. 15]. Г.Г. Почепцов отмечает характерную для коммуникативных систем черту несовпадения входа и выхода. Поскольку коммуникация осуществляется в физическом пространстве, на нее можно смотреть и как на процесс обмена сигналами низкого уровня энергии (организации), в результате же образуется обмен сигналами высокого уровня энергии (организации). Используя для обмена минимум, получаем максимум.

Отмечается также, что коммуникация может быть иерархической (с приоритетностью прямой связи) и демократической (с приоритетностью обратной связи). Для иерархической схемы важен приказ, для демократической важно убеждение. Для иерархической схемы наиболее важна чистота канала связи, поскольку сообщение в ней, если достигнет получателя, всегда будет выполнено. По-другому обстоит дело с демократической схемой, потому что в рамках этой схемы получатель имеет право выбора: выполнять или нет поступившее сообщение [53, c. 33].

Немецкий ученый Никлас Луман утверждает, что коммуникация осуществляется посредством синтеза трех различных компонентов (селекций): селекции информации, селекции сообщения этой информации и селективного понимания или непонимания этого сообщения и его информации. Только взаимодействие всех трех компонентов позволяет осуществить акт коммуникации [44]. Луман четко разделяет коммуникацию и восприятие: «Важно придерживаться различения коммуникации и восприятия, несмотря на то, что коммуникация предоставляет богатые возможности сопровождающего восприятия. Однако восприятие остается, прежде всего, психическим событием без коммуникативного существования. В пределах коммуникативного события оно не способно развиваться, не может породить ответной реакции. То, что предпринял другой, невозможно ни подтвердить, ни опровергать, ни спросить и ни дать ответ об этом»[44]. Никлас Луман пишет: «Нет никакой информации вне коммуникации, нет никаких сообщений вне коммуникации, нет никакого понимания вне коммуникации, и причем, это не смысле какой-либо причинности, согласно которой информация должна была бы быть причиной сообщения, а сообщение – причиной понимания, а в смысле круговой взаимной предпосылки». Исходя из данного утверждения, можно считать процесс коммуникации закрытой системой, которая воспроизводит саму себя [ 44].

Итак, рассмотрев несколько примеров определения коммуникации, мы можем сделать вывод, что практически каждый исследователь пытается по-своему рассмотреть этот феномен, дать ему оригинальное определение. Тем не менее, и при наличии различных дефиниций легко понять, что коммуникация служит целям общения людей. Однако можем ли мы в таком случае утверждать, что коммуникация возможна только в человеческом обществе? Конечно, нет. Коммуникация в животном мире более примитивна, первична по сравнению с человеческим обществом. Рассмотри этот вопрос подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: