Актуальность изучения теоретических основ коммуникации в настоящий момент. Общее определение коммуникации. Место коммуникации в жизнедеятельности животных и человека
Актуальность изучения теоретических основ коммуникации
в настоящий момент
Современный мир быстро меняется. Одним из центральных процессов, происходящих в настоящий момент, является глобализация, в связи с чем возрастает потребность в высококлассных специалистах в различных сферах деятельности. Международный рынок – это реалия сегодняшнего дня, где современные средства связи являются основным инструментом ведения бизнеса. Глобализация означает, что любое предприятие работает в единых условиях мирового рынка. Растущие объемы международной торговли, миграция, Интернет и социальные сети образуют среду, которая требует от современного человека совершенно иных навыков и умений, в первую очередь, коммуникативных. Согласно исследованиям [82, c 3], гораздо больше шансов сделать успешную карьеру у тех работников, которые обладают более высоким уровнем коммуникативной компетенции. Доклады, презентации, мозговые штурмы, переговоры, собеседования в наши дни являются неотъемлемой частью деловой коммуникации.
|
|
Коммуникативная компетенция состоит из ряда компонентов. Как отмечается в частности в работе У. Бенниса и Р. Томаса (W. Bennis and R Thomas) применительно к бизнесу коммуникативная компетенция насчитывает 5 составляющих:
1. Творческий подход, то есть умение ставить точные и правильные вопросы, что необходимо при работе в быстро развивающейся среде.
2. Способность слушать и слышать собеседника.
3. Прогнозирование. Говорящий должен уметь предвидеть влияние своей речи на других.
4. Умение находить общий язык с разными группами людей.
5. Формирования доверительных отношений. Если люди доверяют вам, они поверят в то, что вы им говорите [82, c.3-4].
Возрастающая важность коммуникативной компетенции продиктована реалиями сегодняшнего дня, а именно тем количеством информации, которую каждый день необходимо передавать, воспринимать, анализировать и т.д. Информационное общество настоящего существенно отличается от индустриального общества прошлого века. Принципиально новая модель отношений построена на ценности знания как такового. В современном мире знание – тоже товар, причем более удобный по сравнению с произведением человеческих рук. Обмен материальными ценностями не предполагает их умножения; со знанием же все наоборот, объем произведенной человеком информации удваивается каждый год[82, c. 3]. Именно поэтому растет важность средств коммуникации. Французский ученый Жан Лиотар описал подобное положение дел еще в 70-х годах ХХ века: «Было бы естественным полагать, что увеличение числа информационных машин занимает и будет занимать в распространении знаний такое же место, какое заняло развитие средств передвижения сначала человека (транспорт), а затем звука и изображения» [43, c.13]. При подобном положении вещей власть, призванная контролировать товарно-денежные и социальные отношения, теряет или, по крайней мере, ослабляет свою функцию. Знание – вещь нематериальная, хотя и чрезвычайно важная. Это не просто прикладная наука о производстве товара. Это и есть товар, причем более ценный, чем материальные продукты производства.
|
|
Производство базовых товаров для поддержания жизнедеятельности давно не является проблемой. В развитых странах от голода не умирают даже беднейшие слои населения. Гораздо важнее новые технологии, а они появляются только благодаря идеям отдельных личностей. Поэтому американский исследователь Э. Тоффлер говорит об информации как о сырье: «Для цивилизации Третьей волны одним из главных видов сырья, причем неисчерпаемым, будет информация, включая воображение» [53 c. 58].Для взаимного развития личностям нужны средства коммуникации. Ж. Лиотар пишет: «…В конце 70-х годов, начали подготавливать государства к серьезному пересмотру роли, которую они привыкли играть с 30х годов… В этом контексте новые технологии, поскольку они производят данные, использующиеся для принятия решений (а, следовательно, средства контроля), еще более мобильными и подверженными пиратскому использованию, могут лишь усугубить насущную необходимость такого пересмотра» [43, c. 22]. Таким образом, изменяется только роль государства в системе общественных отношений и состав правящего класса, который имеет тенденцию к переориентированию с обладания средствами производства на обладание знанием.
Однако изменение парадигмы отношений предполагает изменение принципа функционирования системы, а не отдельных его частей. С появлением новых технологий государство утрачивает исключительное право на производство и тиражирование знания. Возникают новые общественные институты, которым требуется обеспечить коммуникацию как между собой, так и с обществом, и с государством. Независимые друг от друга равноценные организации порождают новое коммуникативное пространство. Различия межу индустриальным и информационным обществами сравниваются в таблице 1.1
Таблица 1.1 – Различия между индустриальным и информационным обществами
Отношения в индустриальном обществе | Отношения в информационном обществе |
Жесткая иерархия | Равноправие |
Выполнение поставленной задачи единолично | Выполнение поставленной задачи в команде |
Единственный источник информации | Множество источников информации |
Отсутствие обратной связи | Наличие обратной связи |
Информация распространяется линейно | Информация распространяется по сетям |
Руководитель принимает решения | Руководитель анализирует информацию |
Информация понимается как ресурс и используется только в случае необходимости | Информация является средой для работы и взаимодействия |
Таким образом, общество стало зависеть от того, насколько быстро и эффективно осуществляется в нем коммуникация. В этой новой ситуации коммуникация становится объектом исследования, поскольку от уровня нашего знания этих процессов зависят наши результаты. Безусловно, в настоящий момент написано огромное количество книг, в которых даются практические советы по оптимизации процесса коммуникации в различных сферах деятельности и областях знания, однако без знания теоретических основ процесса коммуникации их ценность стремится к нулю. Без точного и четкого представления о том, что представляет собой процесс коммуникации, каковы его компоненты, в чем заключается проблематика тех или иных аспектов процесса общения невозможно и овладение коммуникативной компетенцией в полной мере.
Рассмотрим определение и подходы к процессу коммуникации подробнее.