Современная схема коммуникации и ее компоненты: источник, получатель, код, сообщение, канал, контекст, кодирование, декодирование

Процесс коммуникации во всех случаях его осуществления следует единому образцу. Коммуникация всегда заключается в том, что люди передают друг другу сообщения с какой-либо целью. Поскольку каждый участник коммуникации включает в этот процесс свои знания по теме общения, фоновые знания, стили, привычки и предпочтения, подлинно эффективная коммуникация всегда интерактивна. Это значит, что каждый участник коммуникационного процесса поочередно выступает в роли слушающего и говорящего. Каждый компонент процесса коммуникации является составляющим элементом интерактивности.

В самом общем, базовом смысле, для осуществления коммуникации требуются источник информации; передатчик, или медиум, посредством которого источник передает информацию получателю этой информации, который, предположительно, реагирует. Это утверждение справедливо и для случаев, когда общаются два человека и более, когда происходит коммуникация между организациями, общественными институтами, политиками и избирателями и т.д. В теории коммуникации применительно к сфере связей с общественностью, раньше считалось, что сначала организация посылает сообщение средствам массовой информации (массмедиа), которая, в свою очередь, тиражирует эту информацию широким массам – читателям газет и журналов, телезрителям, радиослушателям, которые должны на эту информацию отреагировать (83). Эта двухступенчатая теория слишком большое значение придает массмедиа. На самом деле на получателя информации воздействует гораздо большее количество факторов, в числе которых средства массовой информации не всегда занимают ведущее место. Теория концентрических кругов, разработанная Элмо Роупером (Elmo Roper), гласит, что идеи, распространяются последовательно, как круги на воде, от создателя этой идеи к его последователям, затем овладевают умами малых групп, и наконец, широкими общественными кругами. Идеи продвигаются от политических и общественных активистов к более инертным общественным группам [83]. В любом случае, какие бы формы ни приобретала коммуникация, она сохраняет все компоненты базовой математической и кибернетической моделей.

Применительно к современной интерактивной модели выделяют адресанта (источник), сообщение, адресата (получатель), обратную связь, канал информации, процессы кодирования и декодирования сообщения, а также контекст и общее знание. Рассмотрим каждый компонент по отдельности.

Адресант. Источник, или адресант, информации – это начальный, центральный элемент процесса коммуникации. В качестве адресанта может выступать любое лицо. Это может быть политик, выступающий с предвыборной речью, директор школы, приветствующий учащихся первого сентября, покупатель, спрашивающий о наличии того или иного товара и т.д.

Хотя адресант, как правило, знает, что он хочет сказать, не всегда есть уверенность в том, что он будет понят именно так, как он этого хочет. Во многих ситуациях, выступая публично или в частной беседе, адресант не всегда располагает надежными вербальными средствами для достижения своей коммуникативной цели, поэтому активно использует и невербальные средства. Жестикуляция, мимика, тон и тембр голоса призваны акцентировать внимание на тех элементах речи, которые, по мнению говорящего, особенно важны. Однако основным фактором, который влияет на понимание информации и степени этого понимания, является правильное кодирование сообщения.

Кодирование это физический процесс организации элементов сообщения для передачи его адресату. В процессе устной коммуникации кодирование сообщения заключается в подборе слов и синтаксических конструкций, артикуляции. В процессе невербальной коммуникации кодирование заключается в жестикуляции, мимике и прочих действиях подобного рода. Как и прочие термины, относящиеся к процессу коммуникации, кодирование – это универсальное понятие, и, естественно, не ограничивается перечисленными формами. Кодирование при коммуникации посредством технических устройств заключается в переводе речи человека в цепочку электрических сигналов, точки и тире, огни и сигнальные ракеты. При использовании компьютера сообщение перекодируется в последовательность единиц и нулей, или двоичный код.

Эффективные коммуникаторы постоянно отслеживают реакцию аудитории, чтобы приспособить свой способ кодирования информации к их уровню понимания. К примеру, они могут добавить определенные жесты для подкрепления той или иной своей мысли. Для той же цели к сообщению в чате или электронном письме к высказыванию добавляют так называемые смайлики, например: =):-):-0 и т.д.

Сообщение иногда проходит несколько кодировок, прежде чем будет доставлено конечному получателю. В сфере связей с общественностью, например, могут встречаться следующие этапы. Допустим, политик хочет выступить с речью. Для этого он сначала высказывает свои мысли и идеи спичрайтеру, специалисту по написанию речей, а тот, в свою очередь, излагает эти мысли своими словами. Таким образом, произошло уже два кодирования – сначала политик кодировал свои мысли, используя для этого средства языка, а затем спичрайтер перекодировал эти мысли, изложил в иной форме. Возможно и дальнейшее кодирование, когда, например, речь политика перекодируется для пресс-релиза или выпуска новостей. Итак, прежде чем сообщение достигло конечного адресата, оно претерпело три кодирования.

Канал информации – это средство, при помощи которого закодированное сообщение доставляется адресату. Каналы информации очень многочисленны – сюда относятся все средства, при помощи которых осуществляется коммуникация – письмо, записка, различные виды онлайн конференций, чаты, Skype, электронная почта, телефон, факс и прочие средства. Канал информации, естественно, моделирует сам процесс коммуникации: в одних случаях налагает определенные ограничения на процесс и форму кодирования, в других, наоборот, требует определенных способов кодирования сообщения.

Сообщение – это содержание коммуникации между двумя участниками коммуникации, или коммуникантами. Обычно сообщения – это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале или архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности или черная метка как знак приговора). Сообщениями можно также признать поступки (например, знаковые поступки политических деятелей или шаги фирмы по продвижению товара).

Сообщения состоят из знаков различного рода (словесных и невербальных), изучением которых занимается семиотика или семиология (наука о знаках). Знаки образуют знаковую систему, код или язык (вербальный язык, язык жестов, культурный код, азбука Морзе, языки программирования и т.д.).

Существует три подхода к пониманию сущности сообщения.

1. Сообщение – это содержание. Согласно этой теории, которая является наиболее популярной, содержание сообщения, то есть, о чем оно, и составляет суть самого сообщения. Сообщение означает только то, что можно понять при интерпретации семантики составляющих его высказываний. При таком подходе ни канал, по которому передается это сообщение, ни источник информации, не важны.

2. Сообщение – это канал информации. Другие специалисты по теории коммуникации, как, например, канадский ученый Маршалл МакЛюэн,(Marschall McLuhan) считают, что содержание не самое важное в сообщении. Согласно МакЛюэну [83], гораздо важнее механизм передачи сообщения.

М. МакЛюэн исходил из того факта, что в наши дни люди смотрят телевизор слишком много. Он называл телевидение легким каналом информации, поскольку не нужно прилагать много сил к тому, чтобы принять и понять сообщение, переданное по телевидению. В противовес «легкому» (cool) каналу выступают «тяжелые» (hot) средства передачи информации, такие как книги, газеты и журналы, поскольку для восприятия смысла сообщения необходимо прилагать усилия. Телевидение МакЛюэн считал таким средством передачи информации, которое позволяет адресатам активнее включаться в суть сообщения, сопереживать тому, что показывают. Эта мысль подтверждается тенденциями, которые обозначились в последнее время: телевидение становится все более интерактивным (Больц).

3. Сообщение – это личность. Третий подход к сообщению ставит во главу угла не содержание и не канал передачи информации, а личность адресанта. К примеру, А. Гитлер, равно как и другие диктаторы, был умелым оратором. Его маниакальные речи и истерическая жестикуляция приводили толпы в восторг. Важно было не то, что он говорит, а как. Про политика, который делает ставку на собственную личность, говорят, что он обладает харизмой [83].

Декодирование – это процесс интерпретации адресатом сообщения, в результате которого происходит понимание смысла сообщения. Процесс декодирования определяется механизмами интерпретации. В простых системах коммуникации, целиком и полностью описываемых моделью К. Шеннона, процесс декодирования состоит в простом переводе сообщения на понятный адресату язык. В этом случае в информационном плане сообщение отправителя эквивалентно сообщению получателя, потому что для кодирования и декодирования будут применяться одни и те же приемы. В человеческой коммуникации интерпретация сообщения включает подключение к этому процессу навыков общения, психологическое состояние, базовые и фоновые знания, жизненный и коммуникативный опыт – словом все то, что У. Эко называет энциклопедией [73].

Адресат сообщения – это конечный получатель информации. Факт получения адресатом сообщения – это то, на что направлен процесс коммуникации. Иными словами, коммуникация только тогда становится коммуникацией, когда адресат получает сообщение. В качестве адресата выступает не только тот индивид, которому предназначается сообщение, но и всякий, кто случайным образом услышал или увидел сообщение, не предназначенное лично ему.

Любое сообщение нацелено на изменение состояния адресата. Так, можно различить четыре реакции адресата на сообщение.

1. Изменение отношения к предмету речи.

2. Усилить отношение к чему-либо.

3. Заставить сомневаться в чем-либо.

4. Не произвести никакого впечатления на адресата.

Обратная связь – это любая реакция, вербальная или невербальная, которая возникает у адресата в ответ на сообщение. Большинство адресатов отвечают на сообщения в процессе вербальной коммуникации, чтобы дать понять адресанту, что его речь понятна. Обратная связь, как правило, осуществляется по тому же каналу передачи информации, что и исходное сообщение. Однако, в зависимости от условий протекания коммуникации, каналы информации могут различаться. Так, если коммуниканты находятся, например, на совещании, и вербальный контакт исключен, адресант шлет адресату смс-сообщение или записку. В качестве обратной связи получатель сообщения может использовать невербальные средства – кивнуть, сделать знак рукой.

Обратная связь может служить и в качестве полноценного сообщения, что и происходит в процессе диалога.

Контекст – это ситуация или, в широком смысле, условия, в которых протекает коммуникация. Где бы ни происходила коммуникация, когда бы она ни происходила, она всегда протекает в определенном контексте. Контекст оказывает влияние на содержание, качество и эффективность акта коммуникации [82, c 6]. Понятие контекста включает физический контекст, или место протекания коммуникации (офис, парк, кафе); хронологический контекст, или время и дату проведения акта коммуникации (утром, на работе, во время бизнес-ланча); культурный контекст, или национальный и языковой, а также культурный компонент общения (общение американцев и японцев, начальства и коллектива); социальный контекст, илипринадлежность коммуникантов к той или иной социальной группе [82, с. 6].

Шум – это любой фактор, осложняющий процесс коммуникации. Чаще всего, это посторонние звуки, препятствующие процессу восприятия и понимания сообщения. В качестве шума в процессе личной коммуникацйии могут выступать практически любые факторы – например, слишком сильный парфюм одного из коммуникантов также может раздражать, отвлекать от процесса общения. Шумом также является физическое состояние говорящего, мешающее восприятию и интерпретации сообщения, например, головная боль, лихорадочные состояния. Затрудняет коммуникацию также психологический шум: излишнее напряжение, нервозность, состояние эйфории или подавленности.

Шум может возникать в любом элементе системы коммуникации. Шумом являются и отказ технических средств связи или их неправильное функционирование.

Общее знание (shared meaning) – это взаимное понимание друг друга. Адресат верно интерпретировал сообщение, о чем адресант узнал из сообщения обратной связи. Это результат акта коммуникации, его финальная цель.

На самом деле, общее знание имеет несколько стадий.

На первой стадии адресант уже закодировал сообщение для адресата, и получатель информации находится в процессе восприятия сообщения. Это общее знание низшего порядка. Случаи, когда адресант просто привлек внимание потенциального адресата, относятся именно к этой стадии.

На второй стадии адресат декодирует сообщение и понимает его смысл. В качестве знака того, что сообщение принято и понято, он прибегает к обратной связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: