Раздел III Принципы осуществления коммуникации

Тема 4 Семиотика как наука о знаках и знаковых системах

Семиотика как наука. Понятие знака. Типология знаков. «Устройство» знака. Процесс означивания и семиозиса.

Семиотика как наука

Каждый из нас регулярно использует в своей речи слово «знак», но большинство из нас не догадываются, что это слово обозначает, для многих «знак» – это дорожный знак. Между тем, в своей повседневной жизни любой человек постоянно использует что-то одно для обозначения чего-то другого. Однако этот процесс человеком не контролируется, не отслеживается, потому что осмысление, понимание и интерпретация знаков является естественной для человека и происходит автоматически, также как дыхание, зрение и т.д.

Мир знаков бесконечен и многообразен. В качестве знака может выступать любой предмет. В человеческом языке слова также являются знаками. При помощи знаков человек познает окружающий мир, то есть фиксирует в своем сознании то, с чем он уже каким-то образом познакомился. Это первый, когнитивный, или познавательный аспект знака [40, с. 43]. Однако существует и другой, коммуникативный аспект знака, благодаря которому возможно общение посредством определенной системы знаков, при помощи которой отправитель кодирует сообщение. Коммуникация при помощи знаков эффективна только тогда, когда знак замещает не отдельный предмет, а предмет или ситуацию некоего типа. Знак, таким образом, должен замещать и обобщать вещи [40, c. 43].

Знаков и знаковых систем может быть практически неограниченное множество. Этот феномен отмечал знаменитый швейцарский лингвист Ф. де Соссюр. Он писал: «Язык есть система знаков, выражающих понятия, а следовательно, его можно сравнить с письменностью, с азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с формами учтивости, с военными сигналами… Он только наиважнейшая из этих систем. Следовательно, можно представить себе науку, изучающую жизнь знаков в рамках жизни общества; такая наука явилась бы частью социальной психологии, а следовательно, и общей психологии; мы назвали бы ее семиологией (от греч. semeion «знак»). Она должна открыть нам, что такое знаки, и какими законами они управляются… Лингвистика – это только часть этой общей науки» [61, с. 54].

Для человека язык является важнейшей из знаковых систем, центральной системой, на основе принципов функционирования которой образуются другие знаковые системы, как например, жестовый язык глухонемых, азбука Морзе, сигнализация при помощи флажков. Итак, языковая, вербальная коммуникация для человека является основной – имеется в виду не генезис коммуникации и не процент ее использования в повседневной жизни, а универсальность этого способа для человека, возможность всеобщего перевода любых других коммуникативных средств на вербальный человеческий язык. К числу вербальных средств относится также устная и письменная разновидности языка.

Наука, появление которой предсказывал Соссюр, сложилась в ХХ в. под названием семиотики. Предметом этой науки стало исследование знаковых систем, теории знака и означивания. Основоположником семиотики является американский философ Чарльз Сандерс Пирс, а первое систематическое изложение основ этой науки представлено в работе американского же ученого Чарльза Уильяма Морриса [39, c., 28]. Стоит отметить, что интерес к знакам и знаковым системам ученые проявляли задолго до Соссюра, Пирса и Морриса. Первые попытки осмысливания роли и сущности знаков можно обнаружить еще в трудах античных философов. В средние века номиналисты и реалисты спорили о соотношении вещей и их наименований исходя из понятия знака. Проблемы знака рассматривались и позже, в работах Г.В. Лейбница и И. Ньютона. В конце XIX в. изучение вопросов теории знака вновь становится актуальным с развитием лингвистики и математической логики.

Однако понятие знака только на первый взгляд кажется простым, на самом деле в теоретическом плане существуют различные взгляды на этот предмет.

Понятие знака

В наши дни проблема знака рассматривается целым рядом наук, в число которых входят философия, логика, психология, лингвистика и ряд других. Каждая из этих наук выделяет свои аспекты.

Так, философия определяет знак как «Материальный, чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания, обозначения или представления другого предмета, события, действия, субъективного образования» [39, c., 32]. Как и в случае с гипотезами о происхождении и развитии языка, современное определение знака не намного отличается от «классического», данного еще Августином Блаженным (354-430 гг.). Он писал: «Знак есть нечто, само являющееся органам чувств и в то же время представляющее разуму еще что-то кроме себя» [39, c. 32].

В целом существует два подхода к знаку – унилатеральная концепция и билатеральная.

Сторонники унилатеральной концепции полагают, что сам знак (обозначающее) и то, что он означает (обозначаемое) – это две самостоятельные сущности, так как обозначаемое находится за пределами обозначающего. Непонятным остается только один момент: как эти две сущности оказываются связанными в знак.

Сторонники наиболее распространенной билатеральной концепции полагают, что обозначающее представляет собой только материальную форму знака, в то время как обозначаемое есть мыслительное содержание, непосредственно связанное с этой формой.

В советское время считалось, что знак следует определять исключительно как материальную основу языковой единицы. Знак, таким образом, считался исключительно односторонней и материальной сущностью [39, c. 33].

Противоположная концепция заключается в идеях Ф. де Соссюра, полагавшего, что язык есть «клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу, это грамматическая система, виртуально существующая у каждого в мозгу, точнее сказать, у целой совокупности индивидов, ибо язык не существует полностью ни в одном из них, он существует в полной мере лишь в коллективе» [61, с. 52]. А если язык существует лишь в сознании человека, точнее коллектива людей, то и языковые знаки существуют в нем же.

Соссюр полагал, что «языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ», который является «психическим отпечатком звука». Соссюр считает, что языковой знак есть двусторонняя психическая сущность, пребывающая только в сознании человека; сущность, которую можно изобразит следующим образом [61, c. 99]:

Рисунок 2 – Схема языкового знака

Понятие называется означаемым, а акустический образ означающим.

Существует и третья концепция, согласно которой знак не материальная и не идеальная сущность, но материально-идеальная единица языка [39, c. 36].

Типология знаков

Итак, основным для человека является языковой знак. Однако помимо языковых существует огромное количество другого типа знаков. Французский исследователь Э. Бенвенист писал: «Достаточно хоть с некоторым вниманием приглядеться к нашему поведению, к условиям интеллектуальной и социальной жизни, к семейным и родственным отношениям и к связям в сфере производства и обмена, как мы видим, что в каждый момент используем сразу несколько систем знаков: прежде всего знаки языка, овладение которыми начинается раньше всего, с первыми шагами сознательной жизни; знаки письменности; знаки вежливости, признательности, общения во всех их разновидностях и иерархических связях; знаки, регулирующие движение транспортных средств; внешние знаки, указывающие на общественное положение человека; денежные знаки, мерила и показатели экономической жизни; знаки культовые, обрядовые, религиозные; знаки искусства в их разновидностях (музыка, изобразительные искусства), – короче говоря, даже если ограничится чисто эмпирическим перечнем, становится ясным, что вся наша жизнь заключена в сети знаков и мы обусловлены ими до такой степени, что нельзя было бы упразднить ни одну из них без того, чтобы не поставить под угрозу равновесие и общества и отдельного человека» [8, с. 76].

Самая распространенная классификация знаков принадлежит уже упомянутому нами Ч. Пирсу. Он разделил все знаки на три группы – иконические, индексы и символы.

Иконические знаки отражают замещаемый ими предмет буквально, копируя и упрощая зрительный образ. К иконическим знакам относятся, например, всевозможные карикатуры, дорожные знаки, на которых схематично изображены люди и транспортные средства.

Знаки-индексы, или индексальные знаки связаны с обозначаемым предметом через ассоциацию, особенно если они находятся в логической связи. Так, гром означает, что сейчас начнется гроза, а дыма, как известно, без огня не бывает, поэтому наличие дыма указывает на наличие возгорания.

Знаки-символы, как правило, закреплены в сфере культуры. К таким знакам относятся всевозможные логотипы общественных движений, религиозные знаки отличия и т.д.

Классификация Пирса считается классической и привидится в качестве примера во всех учебниках языкознания, однако она не столь универсальна, как кажется на первый взгляд. Э. Бенвенист справедливо замечает, что, если весь мир состоит из знаков различного типа, то где же тогда нечто, что должно быть означаемым этих знаков? Он пишет, что язык сводится для Пирса к словам, которые есть знаки. Человек – знак. Слово – знак. Мысль – знак. Эмоции – знак. Если существует не-знак, то должны быть различия между знаком и означаемым. Знак должен входить в некую систему и в ней получать осмысление. Поэтому Бенвенист заключает, что Пирс не прав, потому что знаки не могут входить в одну систему. Различия между знаками устанавливаются только на основании сравнения систем [8, с. 70].

А.А. Уфимцева подразделяет языковые знаки на номинативные и предикативные. К номинативным относятся слова, а к предикативным предложения [66].

Адам Шафф предлагает следующую классификацию знаков [70, с. 184].

Рисунок 3 – Классификация знаков А. Шаффа

Итак, по Шаффу, все знаки делятся на естественные и искусственные, или собственно знаки. Искусственные знаки подразделяются словесные и несловесные, или знаки с производной экспрессией, то есть оказывающие на деятельность людей косвенное влияние. Словесные знаки – это языковые знаки. Несловесные знаки подразделяются на сигналы и замещающие знаки. Замещающие – на собственно замещающие, то есть фотографии, рисунки, схемы, и символы.

Естественные знаки эквивалентны индексальным знакам Пирса. Тучи – знак приближающегося дождя, повышенная температура тела – симптом болезни и т.д.

Примером сигнала может служить светофор, горящий красным или зеленым светом, ракета как сигнал начала атаки или местонахождения.

Примером символа может, как и у Пирса, выступать, например, фигура женщины с завязанными глазами и весами в руке (символ правосудия).

Специфика языкового знака очень точно описана Э. Бенвенистом. Он проводил четкое различие между символом и сигналом. Сигнал – это физическое явление, связанное с другим явлением естественным отношением: молния возвещает о грозе. Животное способно адекватно воспринять и отреагировать на сигнал, что доказывается учением Павлова об условных рефлексах. Человек, в отличие от животного, кроме сигнала реагирует еще и на символ, который устанавливает сам. Смысл символа нужно выучить и уметь интерпретировать его значение, а не просто воспринимать как явление физического мира. «Человек изобретает и понимает символы, животное – нет» [8, с. 29].

«Устройство» знака

Кратко рассмотрев несколько классификаций знаков, мы выяснили, что основное различие заключается между языковыми и неязыковыми знаками. «Устройство» языкового знака интересовало еще античных философов, в частности, стоиков, которые полагали, что знак состоит из трех компонентов – обозначаемого, обозначающего и объекта. Обозначающее – это звук, например, Дион; обозначаемое – это предмет, выражаемый звуком, который мы постигаем своим рассудком, как уже ранее существующий, а варвары не воспринимают, хотя и слышат звук; объект – внешний субстрат, например, сам Дион. Из них две вещи телесны, именно звук и объект, одна бестелесна, именно обозначаемая вещь [2, с. 74].

На самом деле стоики говорят о четырех компонентах. Под звуком, который «варвары не воспринимают», хотя и слышат, стоики понимали то, что Соссюр позднее назвал звуковым образом слова, или означающим. Оно тоже бестелесно.

Таким образом, компонентный состав знака Ю.А. Левицкий представляет в виде следующей схемы [39, c. 46]:

Пр1 →[ обозначающее ↔ обозначаемое ]←Пр2

Пр1 и Пр2 – материальные вещи. Первая вещь – это звук, а вторая – это обозначаемый объект. Обозначаемое и обозначающее есть «бестелесные», идеальные вещи. Обозначающее это «непонятный варварам звук», а обозначаемое есть предмет, постигаемый разумом.

Заключенные в скобках компоненты представляют собой внутреннюю, «психическую» часть знака, которую описал Соссюр. Без этой части невозможно никакое понимание знака.

Знак, таким образом, всегда находится внутри человеческого мозга, в сознании. Внешние элементы – экспонент знака (Пр1) и предмет обозначения (Пр2) «подключаются» в речи – в процессе означивания.

Процесс означивания и семиозиса

Естественный человеческий язык является прототипом всех знаковых систем. Поскольку знак всегда замещает некоторую вещь, общим принципом всех знаков и знаковых систем в целом является процесс означивания.

Прежде чем приступить к описанию означивания, необходимо остановиться на такой черте языкового знака, как произвольность. Впервые эту мысль высказал Ф. де Соссюр (61, c.100). Это означает, что означающее немотивированно по отношению к конкретному означающему. Например, звукосочетание jama в русском языке означает углубление в земле, а в японском, наоборот, возвышение, гору.

Данный тезис о произвольности знака многократно подвергался критике. Так, Э. Бенвенист считал, что принцип произвольности применим не к отношению означаемое-означающее, а к отношению знака в целом к предмету [8, с.93]. В целом, положение о произвольности языкового знака является слишком категоричным. Стоит скорее говорить об определенной степени этой произвольности. В любом случае, однажды закрепленное значение в дальнейшем становится обязательным к употреблению [39]. Так, корову никто не станет называть козой.

Мы уже отмечали, цитируя выше Э. Бенвениста, что знак непременно должен входить в некую систему, и что различия между знаками устанавливаются на основании сравнения разных систем.

Системность – это общее свойство всех знаков. В простейшей системе знак противопоставляется его отсутствию – нулевому знаку. Нагляднее всего это видно в двоичном коде: 1-0; включено-выключено. Кроме того, знак должен быть обусловлен неким соглашением, знак должен быть конвенциональным.

Знак, таким образом, обладает определенной спецификой. Благодаря своей системности и конвенциональности языковой знак претерпевает процесс означивания, то есть когда за ним закрепляется определенное значение.

Э. Бенвенист перечислил три принципа знаковых систем:

1. Неизбыточность. Нельзя сказать одно и то же с помощью разных систем.

2. Взаимообратимость. Любое сообщение, закодированное при помощи знаков одной системы, может быть перекодировано в другую знаковую систему.

3. Интерпретация. Любую знаковую систему можно интерпретировать, то есть установить отношение интерпретирующей системы к интерпретируемой.[8, с. 87].

Согласно Бенвенисту, естественный язык есть система вне остальных знаковых систем, все они являются подсистемами относительно языка, так как все они интерпретируются через язык. И музыкальное произведение, и картина, и танец, и пантомима так или иначе сводится к языку, описывается им и объясняется. Бенвенист считает, что это происходит благодаря двойному означиванию, происходящему в языке – семиотическому и семантическому. Семиотическое присуще языковому знаку и придает ему статус цельной единицы. Это знак сам по себе (кот-пес; кот-кол). Семантическое – это общий смысл, складывающийся из смыслов разрозненных элементов. «Знак должен быть узнан (семиотическое), речь – понятна (семантическое)» [ 8, с. 88].

Однако означивание – лишь одна сторона существования знака. Другая его сторона – это его функционирование, которое происходит в определенной ситуации. Процесс или ситуация, в которой знак функционирует, называется семиозис.

Процесс семиозиса по традиции, восходящей к античным философам, включает четыре элемента:

1) то, что выступает в качестве знака,

2) то, на что указывает знак,

3) воздействие, знака на воспринимающего,

4) человек, воспринимающий и осмысливающий данный знак.

Эти компоненты называются соответственно знаковым средством, десигнатом, интерпретантой и интерпретатором.

Самым важным и, более того, необходимым компонентом знаковой ситуации, или семиозиса, является интерпретатор – человек, который воспринимает и анализирует знак. Во время этого процесса интерпретатор соотносит, «накладывает» тот идеальный образ знака, который есть у него в сознании, на воспринимаемый объект и при совпадении опознает этот знак. Так, клякса не совпадает с образом буквы, поэтому не воспринимается как знак, если, конечно, нет договоренности, что кляксу в рукописи следует воспринимать не как шум, а именно как знак.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: